Организационная структура урока




Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
I. Постановка учебной задачи – Тема сегодняшнего урока – «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите. – Прочитайте эпиграф к уроку. В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно. (Н. В. Гоголь.) – В чем заключается главная мысль слов Н. В. Гоголя? – Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые. (См. Ресурсный материал.) – Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем? Принимают и сохраняют учебную задачу.   Выполняют задание.     Отвечают на вопросы. Внимательно слушают Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы. Умеют внимательно слушать
II. Работа по теме урока. – На с. 75 учебника прочитайте о том, как слова становятся устаревшими. Выполняют задание. Формулируют ответы на вопросы.
1. Актуализация знания об архаизмах и историзмах. 1) Беседа. 2) Работа с текстом – Как называются слова, называющие предметы, изображенные на с. 74, – историзмы или архаизмы? Почему?   – Сейчас я вам буду читать сказку. Как известно, сказки складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество устаревших слов. Найдите и запишите в тетрадь устаревшие слова из сказки. (См. Ресурсный материал.) – Что это за слова – историзмы или архаизмы? – Что они обозначают? Отвечают на вопросы.     Внимательно слушают. Зачитывают записанные слова.   Отвечают на вопросы Извлекают информацию из учебника, ответов сверстников. Умеют внимательно слушать
2. Знакомство с неологизмами – Рассмотрите формулу: новый + слово = новое слово – Теперь расположите карточки в соответствии с этой формулой.
нео   логос   неологизм

– Что означает термин «неологизм»?

– На с. 72 учебника прочитайте о причине появления
новых слов

Выполняют задания.   Отвечают на вопрос. Выполняет задание Формулируют ответы на вопросы. Используют таблицу для решения учебно-практических задач
3. Знакомство с окказионализмами – Иногда новые слова придумываются авторами для создания определенного характера, юмористических ситуаций и т. д. Но это не совсем неологизмы, потому что они не становятся общеупотребительными, а живут лишь в том тексте, где впервые были употреблены. В науке их называют окказионализмами. В переводе occasionalis означает «по случаю» или «случайный». – Найдите и запишите слова, употребляемые по случаю, в стихотворении Э. Успенского «Про дивано-инострано-чемодано-огурец». (См. Ресурсный материал.) Внимательно слушают.     Выполняют задание Умеют внимательно слушать. Извлекают информацию из различных источников
4. Орфографическая работа 1. Орфографический анализ слова глубокоуважаемый. 2. Орфографический анализ окказионализмов, начинающихся с корня глубоко Выполняют задания Осуществляют контроль и оценку
5. Самостоятельная работа с карточками Раздает индивидуальные карточки. Задача учеников – найти окказионализмы и определить их значение, опира- ясь на контекст. (См. Ресурсный материал.) Выполняют задания Осуществляют контроль и оценку
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности – Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова? – Для чего нужны неологизмы? – Можем ли мы остановить процесс образования новых слов? Домашнее задание: – Послушайте стихотворение Н. Кончаловской. Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, заселенных густо, Огурбузы росли, Помидоры росли, Редисвекла, чеслук и репуста. Сельдерошек поспел, И моркофель дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник, А таких баклачков Да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник. – Придумайте какой-нибудь необычный предмет, животное, изобразите его на бумаге и дайте ему название Отвечают на вопросы.   Записывают задание, задают уточняющие вопросы Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения

Ресурсный материал

Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.

Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.

Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.

Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.

– Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!

– Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.

(К. И. Чуковский «Старое и новое».)

Сказка

Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне, – мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы – в кокошниках расписных. Вдруг видит он – два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один другому говорит:

– Ярмарка нынче хорошая! Товару много!

– Да, – соглашается второй.

– Купил я лошадь у барышника, – хвастается первый.

А второй говорит:

– И я жену свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил.

Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся – вдруг засмеют.


Стихотворение

– Глубокоуважаемый Глубокопродавец, Продайте мне, пожалуйста, Глубокоогурец! – Глубокоуважаемый Глубокопокупатель, Мы продаем диваны, Серванты и кровати. Быть может, вы ошиблись, Глубокогражданин, И забрались глубоко Не в этот магазин? – Глубокоуважаемый Глубокопродавец, Ведь я же иностранец, Поймите, наконец, У нас, у иностранцев, Так завелось отцами, Диваны и серванты Зовутся огурцами. – Глубокоуважаемый Диванец-чемоданец, Наверное, вы очень Глубокий иностранец, Поскольку среди наших Обычных молодцов Я не встречал ни разу Подобных огурцов. – Глубокоуважаемый Глубокопродавант, Я препираться с вами Здесь не намеревант, Я подобрал вот этот Пружинный огурец, И вы его на крышу Поставьте, наконец. – Глубокоуважаемый, Да что же я, балбес? Да чтобы я на крышу С диванчиком полез?! И хоть себя я чувствую Отменным молодцом, Да я свалюсь оттуда, И вместе с огурцом. – Глубокоуважаемый, Я вам хочу сказать… Не надо вам с диваном На крышу залезать. А шутки с продавцами Шутить я не привык, У нас обычно крышей Зовется грузовик. – Глубокоуважаемый Глубокоиностран, Прошу вас, забирайте Скорее ваш диван. И чтобы я вас видел У нас в последний раз… Не то возьму я гирю И гирей тресну вас. Он был весьма расстроен, А иностранец рад! У них обычно гирею Зовется шоколад.

(Э. Успенский «Про дивано-инострано-чемодано-огурец».)


Карточки

* * *

– Мама, я такая распутица!

И показала веревочку, которую удалось ей распутать.

* * *

– Вы и шишку польете?

– Да.

– Чтобы выросли шишенята?

* * *

Сережа двух с половиной лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:

– Огонь и огонята! Огонь и огонята!

* * *

– Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато.

* * *

Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:

– Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!

* * *

– Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.

* * *

Трехлетняя Ната:

– Спой мне, мама, баюльную песню.

 

Урок 33. СЛОВАРИ (с. 77–78)

Тип урока: постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи:создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по лексике; способствовать развитию навыков работы с учебником, справочной литературой, словарем; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы: эпиграф к уроку, толковый и этимологический словари


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: