В качестве примера приводятся задания для фрагмента топографической карты атласа 6 класса издательства «АСТ-пресс»




Материалы к заданиям №3

1.3. Покажите и назовите по карте Административно-территориального устройства России следующие субъекты РФ, находящиеся в западном макрорегионе:

1 вариант

- национально-территориальные образования Северного, Поволжского и Уральского экономических районов с указанием их столиц;

- пограничные субъекты РФ на западных рубежах России;

- субъекты РФ, имеющие выход к морям

2 вариант

- национально-территориальные образования Волго-Вятского и Северо-Кавказского экономических районов с указанием их столиц;

- субъекты РФ, имеющие общие границы с Московским столичным регионом;

- субъекты РФ, по территории которых протекает р. Печора и р. Дон

2.3. Покажите и назовите по карте Административно-территориального устройства России следующие субъекты РФ, находящиеся в восточном макрорегионе:

1 вариант

- национально-территориальные образования Западно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов с указанием их столиц;

- пограничные субъекты РФ;

- субъекты РФ, по территории которых протекают правые притоки р. Енисей

2 вариант

- национально-территориальные образования Восточно-Сибирского экономического района с указанием их столиц;

- субъекты РФ, имеющие выход к морям;

- субъекты РФ, расположенные в бассейне р. Амур

3.3. Во сколько часов по местному времени вылетит самолет изИркутска (VII часовой пояс), если на билете указано время вылета 23 часа 5 июня (на билете указано московское время; Москва II часовой пояс)?

 

4.3. * Задание выполняется без использования атласов. Покажите на карте государства: Бразилия, Аргентина, Мексика, Канада, Япония, Индия, Франция, Великобритания, Германия, Польша, Алжир, Италия, Испания, Австрия, Норвегия, Швеция, Дания, Болгария, Греция, Турция, Швейцария, Исландия, Иран, Ирак, Египет, Венгрия, Чехия, Словакия, ЮАР, Вьетнам. (Каждый правильный ответ оценивается по 0,5 балла).

5.3. * Задание выполняется без использования атласов.

Определить соответствие: климатический пояс и область – климатическая диаграмма. Объясните свой выбор.

6.3. Охарактеризуйте погоду в Москве по синоптической карте и составьте обоснованный прогноз погоды на следующий день (температура, давление, облачность, ветер, осадки).


7.3.* Задание выполняется без использования атласов. (Каждый правильный ответ оценивается по 0,5 балла).

Обозначьте цифрами на контурной карте географические объекты:

Горы: 1. - Сихотэ-Алинь, 2. - Аппалачи, 3. - Алтай, 4. - Альпы;

Вулканы: 5. - Ключевская сопка;

Равнины: 6. - плоскогорье Декан, 7. - Прикаспийская низменность, 8. - Средне-Сибирское плоскогорье;

Реки: 9. - Енисей, 10. - Конго, 11. - Северная Двина;

Озера: 12. - Виктория, 13. - Балхаш, 14. - Ладожское;

Моря: 15. - Лаптевых, 16. - Красное, 17. - Баренцево, 18. - Белое;

Острова: 19. - Шри-Ланка, 20. - Сахалин, 21. - Исландия, 22. - Тасмания;

Полуострова: 23. - Таймыр, 24. - Лабрадор, 25. - Ямал, 26. - Кольский;

Заливы: 27. - Бискайский; 28. - Бенгальский;

Проливы: 29. - Дрейка, 30. - Берингов.

8.3. Постройте климатическую диаграмму и розу ветров для Москвы, используя статистические материалы. Определите тип климата и объясните его особенности

9.3.** Приводится фрагмент топографической карты с 4-я отмеченными точками. (Каждый правильный ответ оценивается в 2,5 балла).

В качестве примера приводятся задания для фрагмента топографической карты атласа 6 класса издательства «АСТ-пресс»

1 точка – отметка высоты 180,4 м

2 точка – школа в селе Поречье

3 точка – колодец

4 точка – домик лесника

А) Из точки 1 (расположенной в центре) определить азимуты на 3 точки (расположенные по разным направлениям от точки 1).

Б) Определить: какие объекты расположены по азимутам 130º, 290º, 345º, отмеренным от точки 1 (3 объекта).

 

10.3. Сравнение по статистическим материалам обеспеченности трудовыми ресурсами двух территорий.

 

Сравните обеспеченность трудовыми ресурсами двух экономических районов (по выбору обучающегося). Объясните: причины различий; какое влияние на развитие конкретной территории оказывает сложившееся положение с трудовыми ресурсами. Выполните необходимые вычисления для завершения таблицы.

 

Распределение трудоспособного населения по экономическим районам РФ (на 01.01.2009 г.)

 

Район Численность населения, млн. человек В том числе в трудоспособном возрасте, млн. человек Доля трудоспособного населения, %
Российская Федерация 141,904 75,757 53,4
Северный 4,969 2,816 56,7
Северо-Западный (с Калининградской областью) 8,493 4,872 ?
Центральный 29,911 16,547 55,3
Центрально-Черноземный 7,211 3,668 50,9
Волго-Вятский 7,554 4,126 54,6
Поволжский 16,086 8,487 52,8
Северо-Кавказский 19,014 9,341 ?
Уральский 19,262 10,110 52,5
Западно-Сибирский 14,619 7,899  
Восточно-Сибирский 8,325 4,305 51,7
Дальневосточный 6,460 3,588 55,5

 

11.3. а) Определите географические координаты объектов:

1. исток реки Ангара;

2. крайняя восточная точка России.

 

б) Какие географические объекты находятся в точках с координатами:

56° с.ш. 33° в.д.

19°с.ш. 97 °з.д.

3 ° ю.ш. 38 °в.д.

55 °ю.ш. 65 ° з.д.

(Каждый правильный ответ оценивается в 2,5 балла).

12.3. Описание одной из отраслей хозяйства РФ по типовому плану: (по выбору: военно-промышленный комплекс, автомобилестроение, лесная промышленность, растениеводство)

План характеристики отрасли:

1. Значение отрасли

2. Состав отрасли

3. Технико-экономические и технологические особенности развития отрасли

4. Факторы и принципы размещения предприятий отрасли

5. География размещения предприятий отрасли, основные центры

6. Проблемы и направления развития отрасли

13.3. Используя статистические материалы, объясните особенности динамики численности населения 2-х регионов России.

 

Численность населения (тыс. человек)

 

Административная единица 1970 г. 1990 г. 1996 г. 2001 г. 2009 г.
Ленинградская область          
Республика Саха          

 

Естественное движение населения (данные за январь-март 2010 г., на 1000 человек)

 

Административная единица Рождаемость Смертность Естественное движение
Ленинградская область 9,3 17,4 ?
Республика Саха 16,6 10,2 ?

14.3. Постройте диаграмму «Соотношение городского и сельского населения Западного и Восточного макрорегионов России». Объясните причины выявленного соотношения городского и сельского населения в макрорегионах РФ.

 

Экономические районы % городского населения
РФ 73,2
Северный 76,0
Северо-Западный 86,7
Центральный 83,1
Волго-Вятский 70,5
Центрально-Черноземный 62,4
Поволжский 73,1
Северо-Кавказский 55,3
Уральский 74,4
Калининградская область 77,3
Западно-Сибирский 71,1
Восточно-Сибирский 71,5
Дальневосточный 75,9

15.3.**

По топографической карте (атлас 6 класса издательства «АСТ-пресс») определите расстояние между колодцем и школой в селе Поречье.

По карте РФ определите расстояние между крайней северной точкой РФ и столицей республики Карелия, используя масштаб.

По карте полушарий определите расстояние между столицей Франции и крайней южной точкой Африки, используя градусную сеть.

16.3.**

По топографической карте (атлас 6 класса издательства «АСТ-пресс») определите направление от отметки высоты 180,4м до домика лесника.

По карте РФ определите направления от наивысшей точки России на устье реки Амур и на город-миллионер, расположенный на берегах Финского залива.

По карте полушарий определите направления от столицы Украины на столицу Башкортостана и на столицу Китая.

17.3. Установите соответствия

 

Исследователи Земли Район исследований Исследователи Земли Район исследований Тема исследований Исследователь Земли  
Марко Поло   Ф. Нансен, О.Ю. Шмидт   Основатель почвоведения  
В. Атласов   Н.М. Пржевальский   Основатель климатологии  
С. Дежнёв   Д. Ливингстон, Г. Стенли, В.В. Юнкер   Изучение центров происхождения культурных растений  
С. Челюскин   П. К. Козлов, П.П. Семёнов-Тян-Шанский   Изучение биосферы, учение о ноосфере  
Е. Хабаров   А. Гумбольдт   Исследования мирового океана  

 

1 – Исследования Центральной Азии 2 – Исследования Африки 3 – Уссурийский край, Центральная Азия 4 – Открыл Камчатку 5 – Южная Америка 6 – Северо-Восточная Сибирь 7 – Открыл северную оконечность Евразии 8 – Освоение бассейна реки Амур 9 – Путешествие в Индию, Китай 10 – Исследования Арктики   А – Тур Хейердал Б – В.И. Вернадский В – А.И. Воейков Г – В.В. Докучаев Д – Н.И. Вавилов  

 

 

18.3. Определение по статистическим материалам основных статей экспорта и импорта России.

 

Товарная структура импорта Российской Федерации, %

Товары     Импорт из стран дальнего зарубежья Импорт из стран СНГ
Годы Годы
       
Всего        
В том числе:        
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 23,8 12,9 17,9 14,8
минеральные продукты 1,7 1,2 15,1 14,2
продукция химической промышленности, каучук 20,7 13,8 12,6 8,9
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 4,5 2,4 2,5 2,7
текстиль, текстильные изделия и обувь 3,9 4,3 9,8 4,5
металлы, драгоценные камни и изделия из них 5,0 5,5 14,8 18,6
машины, оборудование и транспортные средства 36,3 56,0 22,1 32,3
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,3 0,4 0,4 0,1
прочее 33,8 3,3 4,8 3,9

 

Товарная структура экспорта Российской Федерации, %

Товары     Экспорт в страны дальнего зарубежья Экспорт в страны СНГ
Годы Годы
       
Всего        
В том числе:        
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 1,0 1,2 5,3 6,4
минеральные продукты 54,5 73,4 49,1 48,1
продукция химической промышленности, каучук 6,7 6,0 10,2 9,4
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 4,5 2,3 3,0 3,4
текстиль, текстильные изделия и обувь 0,6 0,1 2,0 1,0
металлы, драгоценные камни и изделия из них 23,5 13,3 10,4 13,1
машины, оборудование и транспортные средства 7,5 2,9 17,0 16,5
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,3 0,1 0,3 0,1
прочее 1,4 0,7 2,7 2,0

**Конкретные материалы (фрагменты топографических карт с нанесенными точками) к билетам: 9, 15, 16, разработанные учителем, прилагаются.

При составлении материалов к данным билетам рекомендуется:

- использовать фрагменты топографической карты масштаба 1:25 000

- билет 9.3.:

А) Из точки 1 (расположенной в центре) определить азимуты на 3 точки: примерные азимуты – 120°, 200°, 310°

Б) Определить: какие объекты расположены по указанным азимутам, отмеренным от точки 1. Примерные азимуты – 80°, 185°, 340°

- билет 15.3.: выбрать точки, расположенные на расстоянии целого числа сантиметров.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: