Материалы к заданиям №3
1.3. Покажите и назовите по карте Административно-территориального устройства России следующие субъекты РФ, находящиеся в западном макрорегионе:
1 вариант
- национально-территориальные образования Северного, Поволжского и Уральского экономических районов с указанием их столиц;
- пограничные субъекты РФ на западных рубежах России;
- субъекты РФ, имеющие выход к морям
2 вариант
- национально-территориальные образования Волго-Вятского и Северо-Кавказского экономических районов с указанием их столиц;
- субъекты РФ, имеющие общие границы с Московским столичным регионом;
- субъекты РФ, по территории которых протекает р. Печора и р. Дон
2.3. Покажите и назовите по карте Административно-территориального устройства России следующие субъекты РФ, находящиеся в восточном макрорегионе:
1 вариант
- национально-территориальные образования Западно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов с указанием их столиц;
- пограничные субъекты РФ;
- субъекты РФ, по территории которых протекают правые притоки р. Енисей
2 вариант
- национально-территориальные образования Восточно-Сибирского экономического района с указанием их столиц;
- субъекты РФ, имеющие выход к морям;
- субъекты РФ, расположенные в бассейне р. Амур
3.3. Во сколько часов по местному времени вылетит самолет изИркутска (VII часовой пояс), если на билете указано время вылета 23 часа 5 июня (на билете указано московское время; Москва II часовой пояс)?
4.3. * Задание выполняется без использования атласов. Покажите на карте государства: Бразилия, Аргентина, Мексика, Канада, Япония, Индия, Франция, Великобритания, Германия, Польша, Алжир, Италия, Испания, Австрия, Норвегия, Швеция, Дания, Болгария, Греция, Турция, Швейцария, Исландия, Иран, Ирак, Египет, Венгрия, Чехия, Словакия, ЮАР, Вьетнам. (Каждый правильный ответ оценивается по 0,5 балла).
5.3. * Задание выполняется без использования атласов.
Определить соответствие: климатический пояс и область – климатическая диаграмма. Объясните свой выбор.
6.3. Охарактеризуйте погоду в Москве по синоптической карте и составьте обоснованный прогноз погоды на следующий день (температура, давление, облачность, ветер, осадки).
7.3.* Задание выполняется без использования атласов. (Каждый правильный ответ оценивается по 0,5 балла).
Обозначьте цифрами на контурной карте географические объекты:
Горы: 1. - Сихотэ-Алинь, 2. - Аппалачи, 3. - Алтай, 4. - Альпы;
Вулканы: 5. - Ключевская сопка;
Равнины: 6. - плоскогорье Декан, 7. - Прикаспийская низменность, 8. - Средне-Сибирское плоскогорье;
Реки: 9. - Енисей, 10. - Конго, 11. - Северная Двина;
Озера: 12. - Виктория, 13. - Балхаш, 14. - Ладожское;
Моря: 15. - Лаптевых, 16. - Красное, 17. - Баренцево, 18. - Белое;
Острова: 19. - Шри-Ланка, 20. - Сахалин, 21. - Исландия, 22. - Тасмания;
Полуострова: 23. - Таймыр, 24. - Лабрадор, 25. - Ямал, 26. - Кольский;
Заливы: 27. - Бискайский; 28. - Бенгальский;
Проливы: 29. - Дрейка, 30. - Берингов.
8.3. Постройте климатическую диаграмму и розу ветров для Москвы, используя статистические материалы. Определите тип климата и объясните его особенности
9.3.** Приводится фрагмент топографической карты с 4-я отмеченными точками. (Каждый правильный ответ оценивается в 2,5 балла).
В качестве примера приводятся задания для фрагмента топографической карты атласа 6 класса издательства «АСТ-пресс»
1 точка – отметка высоты 180,4 м
2 точка – школа в селе Поречье
3 точка – колодец
4 точка – домик лесника
А) Из точки 1 (расположенной в центре) определить азимуты на 3 точки (расположенные по разным направлениям от точки 1).
Б) Определить: какие объекты расположены по азимутам 130º, 290º, 345º, отмеренным от точки 1 (3 объекта).
10.3. Сравнение по статистическим материалам обеспеченности трудовыми ресурсами двух территорий.
Сравните обеспеченность трудовыми ресурсами двух экономических районов (по выбору обучающегося). Объясните: причины различий; какое влияние на развитие конкретной территории оказывает сложившееся положение с трудовыми ресурсами. Выполните необходимые вычисления для завершения таблицы.
Распределение трудоспособного населения по экономическим районам РФ (на 01.01.2009 г.)
Район | Численность населения, млн. человек | В том числе в трудоспособном возрасте, млн. человек | Доля трудоспособного населения, % |
Российская Федерация | 141,904 | 75,757 | 53,4 |
Северный | 4,969 | 2,816 | 56,7 |
Северо-Западный (с Калининградской областью) | 8,493 | 4,872 | ? |
Центральный | 29,911 | 16,547 | 55,3 |
Центрально-Черноземный | 7,211 | 3,668 | 50,9 |
Волго-Вятский | 7,554 | 4,126 | 54,6 |
Поволжский | 16,086 | 8,487 | 52,8 |
Северо-Кавказский | 19,014 | 9,341 | ? |
Уральский | 19,262 | 10,110 | 52,5 |
Западно-Сибирский | 14,619 | 7,899 | |
Восточно-Сибирский | 8,325 | 4,305 | 51,7 |
Дальневосточный | 6,460 | 3,588 | 55,5 |
11.3. а) Определите географические координаты объектов:
1. исток реки Ангара;
2. крайняя восточная точка России.
б) Какие географические объекты находятся в точках с координатами:
56° с.ш. 33° в.д.
19°с.ш. 97 °з.д.
3 ° ю.ш. 38 °в.д.
55 °ю.ш. 65 ° з.д.
(Каждый правильный ответ оценивается в 2,5 балла).
12.3. Описание одной из отраслей хозяйства РФ по типовому плану: (по выбору: военно-промышленный комплекс, автомобилестроение, лесная промышленность, растениеводство)
План характеристики отрасли:
1. Значение отрасли
2. Состав отрасли
3. Технико-экономические и технологические особенности развития отрасли
4. Факторы и принципы размещения предприятий отрасли
5. География размещения предприятий отрасли, основные центры
6. Проблемы и направления развития отрасли
13.3. Используя статистические материалы, объясните особенности динамики численности населения 2-х регионов России.
Численность населения (тыс. человек)
Административная единица | 1970 г. | 1990 г. | 1996 г. | 2001 г. | 2009 г. |
Ленинградская область | |||||
Республика Саха |
Естественное движение населения (данные за январь-март 2010 г., на 1000 человек)
Административная единица | Рождаемость | Смертность | Естественное движение |
Ленинградская область | 9,3 | 17,4 | ? |
Республика Саха | 16,6 | 10,2 | ? |
14.3. Постройте диаграмму «Соотношение городского и сельского населения Западного и Восточного макрорегионов России». Объясните причины выявленного соотношения городского и сельского населения в макрорегионах РФ.
Экономические районы | % городского населения |
РФ | 73,2 |
Северный | 76,0 |
Северо-Западный | 86,7 |
Центральный | 83,1 |
Волго-Вятский | 70,5 |
Центрально-Черноземный | 62,4 |
Поволжский | 73,1 |
Северо-Кавказский | 55,3 |
Уральский | 74,4 |
Калининградская область | 77,3 |
Западно-Сибирский | 71,1 |
Восточно-Сибирский | 71,5 |
Дальневосточный | 75,9 |
15.3.**
По топографической карте (атлас 6 класса издательства «АСТ-пресс») определите расстояние между колодцем и школой в селе Поречье.
По карте РФ определите расстояние между крайней северной точкой РФ и столицей республики Карелия, используя масштаб.
По карте полушарий определите расстояние между столицей Франции и крайней южной точкой Африки, используя градусную сеть.
16.3.**
По топографической карте (атлас 6 класса издательства «АСТ-пресс») определите направление от отметки высоты 180,4м до домика лесника.
По карте РФ определите направления от наивысшей точки России на устье реки Амур и на город-миллионер, расположенный на берегах Финского залива.
По карте полушарий определите направления от столицы Украины на столицу Башкортостана и на столицу Китая.
17.3. Установите соответствия
Исследователи Земли | Район исследований | Исследователи Земли | Район исследований | Тема исследований | Исследователь Земли |
Марко Поло | Ф. Нансен, О.Ю. Шмидт | Основатель почвоведения | |||
В. Атласов | Н.М. Пржевальский | Основатель климатологии | |||
С. Дежнёв | Д. Ливингстон, Г. Стенли, В.В. Юнкер | Изучение центров происхождения культурных растений | |||
С. Челюскин | П. К. Козлов, П.П. Семёнов-Тян-Шанский | Изучение биосферы, учение о ноосфере | |||
Е. Хабаров | А. Гумбольдт | Исследования мирового океана |
1 – Исследования Центральной Азии 2 – Исследования Африки 3 – Уссурийский край, Центральная Азия 4 – Открыл Камчатку 5 – Южная Америка 6 – Северо-Восточная Сибирь 7 – Открыл северную оконечность Евразии 8 – Освоение бассейна реки Амур 9 – Путешествие в Индию, Китай 10 – Исследования Арктики | А – Тур Хейердал Б – В.И. Вернадский В – А.И. Воейков Г – В.В. Докучаев Д – Н.И. Вавилов |
18.3. Определение по статистическим материалам основных статей экспорта и импорта России.
Товарная структура импорта Российской Федерации, %
Товары | Импорт из стран дальнего зарубежья | Импорт из стран СНГ | ||
Годы | Годы | |||
Всего | ||||
В том числе: | ||||
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) | 23,8 | 12,9 | 17,9 | 14,8 |
минеральные продукты | 1,7 | 1,2 | 15,1 | 14,2 |
продукция химической промышленности, каучук | 20,7 | 13,8 | 12,6 | 8,9 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 4,5 | 2,4 | 2,5 | 2,7 |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 3,9 | 4,3 | 9,8 | 4,5 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них | 5,0 | 5,5 | 14,8 | 18,6 |
машины, оборудование и транспортные средства | 36,3 | 56,0 | 22,1 | 32,3 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,1 |
прочее | 33,8 | 3,3 | 4,8 | 3,9 |
Товарная структура экспорта Российской Федерации, %
Товары | Экспорт в страны дальнего зарубежья | Экспорт в страны СНГ | ||
Годы | Годы | |||
Всего | ||||
В том числе: | ||||
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) | 1,0 | 1,2 | 5,3 | 6,4 |
минеральные продукты | 54,5 | 73,4 | 49,1 | 48,1 |
продукция химической промышленности, каучук | 6,7 | 6,0 | 10,2 | 9,4 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 4,5 | 2,3 | 3,0 | 3,4 |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 0,6 | 0,1 | 2,0 | 1,0 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них | 23,5 | 13,3 | 10,4 | 13,1 |
машины, оборудование и транспортные средства | 7,5 | 2,9 | 17,0 | 16,5 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 0,3 | 0,1 | 0,3 | 0,1 |
прочее | 1,4 | 0,7 | 2,7 | 2,0 |
**Конкретные материалы (фрагменты топографических карт с нанесенными точками) к билетам: 9, 15, 16, разработанные учителем, прилагаются.
При составлении материалов к данным билетам рекомендуется:
- использовать фрагменты топографической карты масштаба 1:25 000
- билет 9.3.:
А) Из точки 1 (расположенной в центре) определить азимуты на 3 точки: примерные азимуты – 120°, 200°, 310°
Б) Определить: какие объекты расположены по указанным азимутам, отмеренным от точки 1. Примерные азимуты – 80°, 185°, 340°
- билет 15.3.: выбрать точки, расположенные на расстоянии целого числа сантиметров.