Ссудный процент: сущность и определяющие факторы.
Цена кредита отражает соотношение спроса и предложения на рынке ссудных капиталов и зависит от ряда факторов:
- цикличности развития рыночной экономики (на стадии спада ссудный процент, как правило, увеличивается, на стадии быстрого подъема – снижается);
- темпов инфляционного процесса (которые на практике даже несколько отстают от темпов повышения ссудного процента);
- эффективности государственного кредитного регулирования, осуществляемого через денежно-кредитную политику;
- ситуации на международном кредитном рынке (политика удорожания кредита обуславливает привлечение зарубежного капитала, что отражается на состоянии соответствующих национальных рынков);
- динамики денежных накоплений физических и юридических лиц (при тенденции к их сокращению ссудный процент, как правило, увеличивается);
- динамики производства и обращения, определяющей потребности в кредитных ресурсах соответствующих категорий потенциальных заемщиков;
- сезонности производства (например, в России ставка ссудного процента традиционно повышается в августе – сентябре, что связано с необходимостью предоставления аграрных кредитов и кредитов для завоза товаров на Крайний Север);
- соотношения между размерами кредитов, предоставляемых государством, и его задолженностью (ссудный процент стабильно возрастает при увеличении внутреннего государственного долга).
Стоимость конкретного кредита в определенном банке зависит от следующих факторов:
· размер ставки рефинансирования;
· средняя процентная ставка по межбанковскому кредиту, т.е. за ресурсы, покупаемые у других коммерческих банков для своих активных операций;
· средняя процентная ставка, уплачиваемая банком своим клиентам по депозитным счетам различного вида;
· структура кредитных ресурсов банка (чем выше доля привлеченных средств, тем дороже должен быть кредит);
· спрос на кредит со стороны предприятий (чем меньше спрос, тем дешевле кредит);
· срок, на который испрашивается кредит, и вид кредита
· степень риска конкретного кредита в зависимости от обеспечения.
Оценка кредитоспособности физических и юридических лиц
Перед принятием решения о выдаче кредита банк должен оценить кредитоспособность заемщика. Для оценки кредитоспособности физических и юридических лиц используются различные методы. Кредитоспособность юр.лиц обычно оценивается по финансовым показателям деятельности и показателям финансовой устойчивости.
Выбор показателей определяется особенностями клиентуры банка, и кредитной политикой банка. Можно выделить пять групп коэффициентов:
ликвидности; рентабельности (эффективности использования средств); финансового левериджа; прибыльности; обслуживания долга.
Коэффициенты ликвидности показывают, способен ли заемщик рассчитаться по долговым обязательствам. Ликвидные активы — та часть текущих пассивов, которая быстро превращается в наличность, готовую для погашения долга. К ликвидным активам в мировой банковской практике относят денежные средства и дебиторскую задолженность, часть быстро реализуемых запасов. С помощью коэффициента ликвидности прогнозируют способность заемщика высвобождать из оборота денежные средства для погашения долга в срок.
Коэффициенты эффективности дополняют коэффициенты ликвидности и позволяют сделать заключение более обоснованным. Коэффициенты эффективности анализируются в динамике, а также сравниваются с коэффициентами конкурирующих предприятий и со среднеотраслевыми показателями.
Коэффициент финансового левериджа характеризует степень обеспеченности заемщика собственным капиталом. Оценивается размера собственного капитала и степень зависимости клиента от привлеченных ресурсов.
Чем выше доля привлеченных средств, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Окончательный вывод делают с учетом динамики коэффициентов прибыльности.
Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность использования всего капитала, включая его привлеченную часть. К ним относится, например, норма прибыли. Если доля прибыли в выручке от реализации растет, увеличивается прибыльность активов или капитала, то можно не понижать рейтинг клиента даже при ухудшении коэффициента финансового левериджа.
Коэффициенты обслуживания долга показывают, какая часть прибыли поглощается процентными и фиксированными платежами. Чем больше прибыли направляется на покрытие процентов уплаченных и других фиксированных платежей, тем меньше ее остается для погашения долговых обязательств и покрытия рисков и тем хуже кредитоспособность клиента.
Оценка кредитоспособности физического лица основана на соотношении испрашиваемой ссуды и его личного дохода, общей оценке финансового положения заемщика и стоимости его имущества, состава семьи, личностных характеристиках, изучении кредитной истории. Выделяют три основных метода оценки кредитоспособности физического лица:
1) оценка по финансовым показателям платежеспособности;
2) изучение кредитной истории;
3) скорринговая оценка.
При скорринговой оценке определяется система критериев и соответствующих им показателей способности заемщика вернуть банку основной долг и проценты, показатели оцениваются в баллах в пределах установленного банком максимума. При скорринговой оценке все показатели можно условно разбить на 3 группы:
1) информация по кредиту;
2) данные о клиенте;
3) финансовое положение клиента.