Организационная структура урока




Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
I. Работа с предложениями – Из какого произведения эти строки? Кто автор? Спишите.
Проказница-Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. …………………………… – Постойте ж, я сыскал секрет, – Кричит Осел, – Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем.

Работа с первым предложением.

– Расставьте необходимые запятые. Обоснуйте постановку
запятых.

– Объясните подчеркнутые орфограммы.

Работа со вторым предложением.

– В чем особенность этого предложения?

– Вспомните, как выделяется прямая речь в предложении.

– Поставьте все необходимые знаки препинания для выделения прямой речи.

– Найдите в этом предложении древний союз. «Переведите» его на современный язык.

– Простым карандашом поставьте вертикальные черточки там, где заканчиваются части сложного предложения (то есть выделите все простые предложения в составе сложного). Поставьте запятые.

– Как образованы глаголы сыграть, сыскал? Покажите это графически. Что происходит с первой гласной корня при прибавлении приставки?

Отвечают на вопросы. Выполняют задания.   Выполняют задания. Обосновывают ответ.     Отвечают на вопросы. Выполняют задания Принимают и сохра- няют учебные задачи. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Используют графические средства для решения учебно-практических задач
II. Постановка учебной задачи Сообщает тему и цель урока Внимательно слушают Принимают и сохраняют учебную задачу
III. Работа по теме урока. 1. Слово учителя     См. Ресурсный материал     Внимательно слушают     Умеют внимательно слушать.
2. Игра «Переведи на научный язык» Жили-были слова без приставок, корень их начинался с и. Но вот пришли приставки, да такие капризные, требовательные, твердые: они заканчивались на твердый согласный. И вот слова игра, интересный, известный, искусный, инициативный вдруг стали не только звучать по-другому, но и писаться по-другому: безызвестный, безынтересный, безыскусный, безынициативный, розыгрыш. И только Меж и Сверх вели себя скромно, не стали слова мучить да переделывать. – Сравните сформулированное вами правило с правилом в учебнике «Переводят» текст с языка сказки в научный стиль речи.   Выполняют задание Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения     Осуществляют логические действия
3. Выполнение упражнения 197 Предлагает выполнить упражнение Выполняют упражнение 197 Осуществляют контроль и оценку
4. Творческий диктант – Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова. История, играть, иронизировать, идейный, идущий, интеллигентный, издательский, исходный, итожить, искусственный Выполняют задания упражнения Осуществляют контроль и оценку учеб- ных действий
5. Самостоятельная работа Предлагает выполнить упражнение 198 Выполняют задания упражнения Осуществляют контроль и оценку
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности – С каким новым правилом русского языка вы сегодня познакомились? Домашнее задание: выполнить упражнение 199 Отвечают на вопрос.   Записывают задание, задают уточняющие вопросы Формулируют ответы на вопрос. Принимают и сохраняют учебные задачи

Ресурсный материал

Рассказ учителя

Пушкин писал о Ломоносове: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Изучению законов русского языка Ломоносов отдал много сил.

С увлечением собирал Ломоносов материал для своей «Российской грамматики» (вышла в 1757 г.). Тысячи записей! И каждая – какое-нибудь наблюдение, вопрос, обобщение, предположение. Вот например: отъискать, отискать, отыскать…

Одно слово записано в трех вариантах. Ломоносов ищет: какую орфографическую форму избрать? Утвердилось последнее написание, сам Ломоносов отдавал ему предпочтение: искать – отыскать; играть – сыграть; итог – подытожить; икать – разыкался.

Ломоносов чутко отмечал, что отвечает духу нашего письма, а что – противоречит. (М. И. Панов «Занимательная орфография»

Урок 56. ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ- И ПРИ- (с. 111–113)

Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с написанием гласных в приставках способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы: таблицы, стихотворение


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: