Сторонники неотехнологического направления пытаются объяснить структуру международного разделения труда и его характер технологическими факторами.
Если основными переменными современных неоклассических моделей являются, как у Хекшера-Олина, наделенность факторами и интенсивность их затрат, то основные переменные при неотехнологическом подходе – это затраты на исследования и разработки (в процентах от стоимости продаж), заработная плата на одного занятого и процент квалифицированной рабочей силы.
По теории Хекшера-Олина, сравнительные преимущества возникают вследствие минимизации издержек при преимущественных затратах изобильного фактора. Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (страны) – новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое, не освоенное другими.
Принципиально изменилось и отношение к государству. В соответствии с моделью Хекшера-Олина, структура внешней торговли была как бы предопределена соотношением изобильных и недостаточных факторов в данной стране, а задача государства – лишь не мешать тому, что заставляет делать рынок рынком совершенной конкуренции: максимально использовать в производстве изобильный фактор. Представители неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства устаревших товаров.
Одной из наиболее популярных неотехнологических моделей международной торговли является модель технологического разрыва. Основы этой модели впервые были изложены в работе английского экономиста Майкла Познера, опубликованной в 1961 году. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфиада и др.
Согласно концепции М. Познера, торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то из отраслей в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества, так как новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками.
Новшество может заключаться и в производстве нового продукта. В этом случае предприниматель в течение определенного времени обладает так называемой квазимонополией и получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар.
Концепция М. Познера, таким образом, предполагает, что международная торговля осуществляется даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.
В результате технических новшеств образуется технологический разрыв между странами, которые обладают этими новшествами, и странами, их не имеющими. После того, как нововведение скопировано, считает М. Познер, причин для внешней торговли рассматриваемым товаром больше нет. Для объяснения постоянно существующей торговли он использует понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных странах и разных отраслях.
Модель М. Познера предусматривает, что торгующие страны выигрывают от нововведения в одной, передовой в технологическом отношении, стране. По мере распространения новой технологии за пределами страны-новатора менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества.
Неотехнологические модели более адекватно отражают реальные процессы современного развития международного разделения труда. Они правильно показывают взаимосвязь между размерами расходов на НИОКР в отдельных странах, темпами роста производительности труда в ведущих отраслях и балансом торговли высокотехнологическими товарами.
В последнее время в работах современных авторов много внимания уделяется моделям участия в международной торговле отдельных фирм и корпораций. Решающая роль при этом отводится реализации технологических преимуществ, накопленных отдельными корпорациями на тех рынках, которые максимально восприимчивы к нововведениям. Передача новой технологии может происходить в форме международной торговли наукоемкими изделиями, посредством продажи лицензий и прямого зарубежного инвестирования.
Научно-технический обмен между промышленно развитыми странами ведет к сближению их научно-технического развития, что, в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего пропорционального роста интенсивности взаимного технологического обмена.
В работах М. Кэссона и Л. Бакли, основанных на теории фирмы, обращается внимание на то, что сближение уровней научно-технического развития ведущих промышленно развитых государств и отдельных новых индустриальных стран ведет к слияниям компаний этих стран, объединению их сбытовой деятельности и кооперированию производства для взаимной передачи новой технологии.
При этом, отмечает М. Кэссон, в настоящее время в данном процессе активную роль играют мелкие и средние компании, а производственная кооперация сосредоточивается преимущественно в наукоемких отраслях.
Таким образом, в условиях дальнейшего развития НТР на международную специализацию отдельных стран все большее воздействие оказывают не только макроэкономические показатели (наличие факторов производства), но и внешнеэкономическая стратегия отдельных фирм и корпораций на микроуровне.
Существенное значение в формировании международной специализации отдельных стран имеют относительно более низкие издержки производства, связанные с лучшей адаптацией предприятий к макроэкономическим условиям производства, снижение издержек производства в результате технологических нововведений, приоритетного положения отдельных фирм в разработке и создании новых товаров.
Концепция М. Портера
Попытку совместить элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности фирм предпринял американский исследователь Майкл Портер. Он поставил перед собой задачу найти ответ на вопрос: «Почему фирмы конкретных стран приобретают конкурентные преимущества в отдельных отраслях?»
На основе исследований, проведенных в конце 80-х годов в десяти крупнейших промышленных странах, ученый разработал теорию «международной конкурентоспособности наций».
По мнению М. Портера, главными параметрами, определяющими конкурентоспособность страны, а значит и развитие современной внешней торговли, являются:
1) факторные условия;
2) условия спроса;
3) близкие и обслуживающие отрасли;
4) стратегия фирмы и конкуренция.
Выступая сторонником неоклассической теории, М. Портер признает значимость факторных условий. Однако, в отличие от создателей этой теории, он считает, что эти факторы страной не наследуются, а создаются в процессе расширения производства.
Второй параметр – условия спроса – представляет собой требования внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка. М. Портер утверждает, что требования внутреннего рынка являются важнейшими для воздействия на деятельность компании. Например, японцы, живущие в небольших комнатах, ориентировались на потребление дешевых энергосберегающих кондиционеров, которые стала выпускать японская промышленность. Впоследствии такие кондиционеры широко использовались во всем мире, что обеспечивало их экспорт японскими компаниями.
Третий параметр – близкие и обслуживающие отрасли – характеризует наличие эффективного производственного окружения, непосредственно влияющего на деятельность фирмы. Итальянские фирмы, производящие ювелирные изделия, процветают потому, что Италия выступает мировым лидером по производству машин для обработки драгоценных камней и металлов.
Наконец четвертый параметр – стратегия фирмы и конкуренция – связан с фирменной стратегией и организационной структурой. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную систему управления, которая была бы одинаково применима для всех.
Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, упаковочных машин, свойственны динамизм, отсутствие жестких форм управления, способность к быстрым изменениям. Для немецких фирм, специализирующихся в области производства оптики, точного машиностроения, типична жесткая система централизованного управления.
По мнению М. Портера, очень важно присутствие конкурентов на внутреннем рынке. Ученый категорически отрицает потенциальную полезность концентрации производства на одной национальной фирме, защищенной государственной поддержкой. Большинство таких государственных фирм, считает Портер, отличается низкой эффективностью, расточительным использованием природных ресурсов, низкой производительностью.
Большинство конкурентоспособных компаний действует одновременно, конкурируя в равных условиях. Острая конкуренция на внутреннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствует поиску внешних рынков. Внутренняя конкуренция не позволяет национальным фирмам, обвиняя в своих неудачах иностранцев, искать государственную поддержку. Вместе с тем, та же конкуренция на внутреннем рынке заставляет активно искать внешний сбыт при условии достаточной конкурентоспособности товара.
[1] Страна считается в избытке наделенной каким-либо фактором, если соотношение между его количеством и остальными факторами в ней выше, чем в остальном мире. Например, для США в общей площади земли в мире выше, чем их доля в суммарном объеме рабочей силы. Поэтому США считаются в избытке наделенными землей.