Политические партии и течения в Казахстане.




Билет 3.

Возникновение родовой общины

Совместная охота, борьба с хищниками, общее использование огня сплачивали людей.

Постепенно первобытная община превратилась в постоянный, устойчивый коллектив родственников – родовую общину. Произошло это примерно ко времени появления «человека разумного».

Члены родовой общины были связаны общим происхождением по материнской линии, то есть это был материнский род. Женщины играли главную роль в хозяйственной жизни рода: заботились о детях, поддерживали огонь, занимались собирательством, приготовлением пищи, шили одежду. Мужчины копали ловушки для заманивания зверей, охотились.

В каждом роду было несколько десятков человек – сородичей. Жили они в одном поселении или пещере.

 

Родовая община.

 

Каждая родовая община имела свою территорию. Все члены родовой общины имели равные права. Общими для всех были земля, жилища, орудия труда. Все имели право охотиться в лесу, ловить рыбу, пасти скот на общем выгоне. Все работы внутри общины делались сообща. Имуществом, принадлежавшим отдельному члену общины, например, копьем, топором, мог воспользоваться любой сородич.

Вопросы жизни и деятельности внутри рода решались на общем собрании. На общее собрание приходили все взрослые – мужчины и женщины. Каждый мог высказаться. На общем собрании избирались старейшины. Это были самые умные, смелые, уважаемые люди, пользовавшиеся доверием всех членов рода. Старейшины решали спорные вопросы, распределяли места для охоты и выпаса скота. Род защищал интересы каждого человека – члена родовой общины.

Часто несколько родов объединялись между собой, чтобы совместно решать хозяйственные вопросы. Во главе таких родовых объединений стояли избранные вожди.

 

2. Определите хронологические рамки и расскажите об этом историческом событии: «…голод, невосполнимый урон развитию производительных сил. Казахские роды вынуждены были покинуть веками насиженные места. Эти годы по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с монгольским нашествием XIII века. В этот период особенно пострадал Жетысу. Нелегким было положение и в Восточном Казахстане. Трагедия стала возможной из-за внезапных агрессивных военных действий соседнего государства, а также была обусловлена отсутствием в казахском обществе политического единства».

Речь идет о «Годах великого бедствия» 1723-1727г. Событие произошло во время джунгарского нашествия. После смерти цинского богдыхана Канси в Цинской империи возникли междоусобицы, чем воспользовался Цеван-Рабдан, правитель Джунгарского ханства, и обрушил 70-ти тысячное войско на Казахское ханство.

В 1723 г. Случился массовый падеж скота в Казахском ханстве.

В 1725г. Джунгары захватили такие города как Туркестан,Ташкент, игравшие важную роль в Казахском ханстве.

Результаты деятельности Временного правительства в Казахстане в 1917 году

Действия Временного правительства

· 20 марта 1917 г. были отменены всякие ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию или национальности.

· Было принято решения о возвращении на Родину реквизированных для работ на фронте инородческих рабочих дружин

Возвращение тыловиков и их влияние на революционный процесс. Огромное влияние на рост политического сознания тыловиков оказывало их общение с русскими рабочими, солдатами.

· В июле 1917 г. в Верном бывшие «реквизированные рабочие» создали Союз чернорабочих. В Сергиополе (Аягуз) 800 солдат-фронтовиков и мобилизованных «на тыловые работы» казахов объединились в «Русско-мусульманскую солдатскую организацию». В Петропавловске был организован Союз молодых извозчиков.

 

 

Билет 4

Молодежные и общественные организации и их влияние на революционный процесс в 1917 году.

Политические партии и течения в Казахстане.

Еще в годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Қазақ» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входившие в состав туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии «Шура-ислам» и «Шура–улема». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Ұш жүз-Казахская социалистическая партия».

Партия "Алаш".

Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. После длительной подготовки в июле на Первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кондидатов в Учредительное собрание. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А.Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции.

Партию «Алаш» возглавили – Алихан Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Халел и Дж. Досмухамедовы, М.Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 года выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету «Бірлік жуы», редактором которой был М.Шокай.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: