Лабораторное занятие №10




Лабораторное занятие № 1

Тема занятия: «Скелет туловища. Соединение костей туловища ».

Цель занятия: 1. Изучить строение позвоночника и грудной клетки. 2. Изучить соединение костей туловища.

Оборудование: Раздаточный материал: а) набор из 7 позвонков; б) набор ребер; в) грудина.

Демонстрационное оборудование: 1. Таблицы: а) скелет человека, б) редукция ребер, в) соединение и строение костей. 2. 3. Скелет человека.

ХОД РАБОТЫ

Изучив материал по теме: «Скелет туловища» по учебнику «Анатомия человека» [1] стр. 21–27, [2] стр. 53–59, выполнить следующие задания:

1. Используя предлагаемые наглядные пособия, изучить строение костей скелета туловища.

2. Зарисовать грудной позвонок, крестец, ребро или грудину.

3. Переписать в тетрадь и выучить минимум латинских названий по изучаемой теме.

4. Законспектировать и выучить соединение костей туловища [1] стр. 27–31; 5. [2] стр. 115–119; [3] стр. 5,6.

5. Дать ответы на вопросы для собеседования (устно).

 

Литература:

1. Курепина, М.М. Анатомия человека / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 384 с.: ил.

2. Сапин, М.Р. Анатомия человека / М.Р. Сапин, Г.Л. Билич. – М.: Высшая школа, 1989.

3. Курепина, М.М. Анатомия человека: атлас / М.М. Курепина, Г.Г. Воккен. – М.: Просвещение, 1979

 

Лабораторное занятие №2

Тема занятия: «Скелет верхней конечности. Соединение костей верхней конечности ».

Цель занятия: 1. Изучить строение костей верхней конечности. 2. Изучить соединение костей верхней конечности.

Оборудование: Раздаточный материал: а) набор костей верхней конечности: лопатка, ключица, плевая, локтевая, лучевая, кисть на планшете.

Демонстрационное оборудование: 1. Таблицы: а) скелет человека, б) соединение и строение костей. 2. Скелет человека. 3. Распилы костей. 4. Скелет верхней конечности на планшете.

 

ХОД РАБОТЫ

Изучив материал по теме: «Скелет верхней конечности» по учебнику «Анатомия человека» [1] стр. 31–35, [2] стр. 92–96 (см. лаб. зан. №1), выполнить следующие задания:

1. Используя предлагаемые наглядные пособия, изучить строение костей скелета верхней конечности.

2. Составить таблицу (схему) «Общий план строения верхней конечности».

 

Название отдела скелета верхней конечности Название костей его образующих (русское, латинское) Форма костей
I. Скелет пояса верхней конечности: 1. Плечевой пояс. II. Скелет свободной верхней конечности: 1. Плечо; 2. Предплечье; 3. Кисть: а) проксимальный ряд; б) дистальный ряд.      

3. Используя наборы костей и другие наглядные пособия, изучить строение отдельных костей скелета верхней конечности. Научиться различать кости «правая» или «левая».

4. Зарисовать лопатку, плечевую и локтевую кости.

5. Законспектировать (можно в виде таблицы) «Соединение костей верхней конечности» ([1] стр. 35–38; [2] стр. 119–122).

6. Дать ответы на вопросы для собеседования (устно).

 

 

Лабораторное занятие №3

Тема занятия: «Скелет нижней конечности. Соединение костей нижней конечности».

Цель занятия: 1. Изучить строение костей нижней конечности. 2. Изучить соединение костей нижней конечности.

Оборудование: Раздаточный материал: а) набор костей нижней конечности: тазовая кость, бедренная, большеберцовая, малоберцовая, стопа на планшете, таз.

Демонстрационное оборудование: 1. Таблицы: а) скелет человека, б) соединение и строение костей. 2. Скелет человека. 3. Распилы костей. 4. Скелет нижней конечности на планшете.

 

ХОД РАБОТЫ

Изучив материал по теме: «Скелет нижней конечности» по учебнику «Анатомия человека» [1] стр. 38–42, [2] стр. 97–103, выполнить следующие задания:

1. Используя предлагаемые наглядные пособия, изучить строение костей скелета нижней конечности.

2. Составить таблицу (схему) «Общий план строения нижней конечности».

 

Название отдела скелета нижней конечности Название костей его образующих (русское, латинское) Форма костей
I. Скелет пояса нижней конечности: 1. Тазовый пояс.   II. Скелет свободной нижней конечности: 1. Бедро; 2. Голень; 3. Стопа: а) проксимальный ряд; б) средний ряд; в) дистальный ряд.      

 

3. Используя наборы костей и другие наглядные пособия, изучить строение отдельных костей скелета нижней конечности. Научиться различать кости «правая» или «левая».

4. Зарисовать тазовую и бедренную кости.

5. Законспектировать (можно в виде таблицы) «Соединение костей нижней конечности» [1] стр. 42–46; [2] стр. 122–128.

6. Дать ответы на вопросы для собеседования (устно).

 

Лабораторное занятие №4

Тема занятия: «Скелет головы. Строение костей лицевого и мозгового отделов черепа ». «Топография черепа ».

Цель занятия: 1. Изучить строение костей мозгового и лицевого отделов черепа. Обратить внимание на особенности строения костей черепа. 2. Познакомиться с топографией черепа. 3. Обратить внимание на признаки характерные для строения черепа человека. 4. Выяснить характерные половые и индивидуальные отличия черепа.

Оборудование: Раздаточный материал: а) набор костей черепа, б) основание черепа, в) черепа раскрашенный.

Демонстрационный материал: Таблицы: 1. Скелет человека. 2. Череп разборный (на вертушке).

 

ХОД РАБОТЫ

Изучив материал по теме: «Череп» по учебнику «Анатомия человека» [1] стр. 46–52, [2] стр. 59–71, выполнить следующие задания:

1. Составить таблицу «Череп».

 

Мозговой отдел Лицевой отдел
№ п/п Название костей (русское, латинское) Кол-во костей № п/п Название костей (русское, латинское) Кол-во костей
1. 2. 3. 4. 5.     1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.      
Всего:

 

2. Используя предлагаемые наглядные пособия, изучить строение костей лицевого и мозгового отделов черепа.

3. Зарисовать: клиновидную, височную, верхнечелюстную или нижнечелюстную кости.

4. Законспектировать «Соединение костей черепа».

5. Дать ответы на вопросы для собеседования (устно).

6. Пользуясь учебником и атласом “Анатомия человека” [1], стр. 63–74, конспектом лекций изучить топографию черепа, используя при этом предлагаемое оборудование.

 

Лабораторное занятие №5

Тема занятия: «Мышцы туловища ».

Цель занятия: 1. Изучить классификацию, особенности строения и функции мышц спины, груди и живота в связи с вертикальным положением тела в пространстве.

Оборудование: Торсы: «Поверхностные мышцы туловища», «Глубокие мышцы туловища»; рельефные таблицы: «Мышцы туловища»; скелет человека; методические указания «Мышцы туловища»; распечатки к торсам.

 

ХОД РАБОТЫ

1. Выписать названия мышц спины, груди и живота; разбивая их на группы, учитывая топографо-анатомические принципы классификации.

2. Используя торсы, таблицы, найти и запомнить месторасположение мышц в организме человека.

3. Составить таблицу по мышцам спины, груди и изучить их строение.

4. Найти на торсах мышцы–пришельцы спины и груди, связать их местоположение и функциональное значение.

5. Выяснить функциональное значение мышц брюшного пресса у спортсменов.

 

Лабораторное занятие №6

Тема занятия: «Мышцы головы и шеи ».

Цель занятия: Изучить классификацию, особенности строения и функции мимических и жевательных мышц головы; изучить классификацию, особенности строения и функции мышц шеи.

Оборудование: Торсы: «Поверхностные мышцы туловища», «Глубокие мышцы туловища», «Мышцы головы»; рельефные таблицы: «Мышцы головы и шеи»; череп человека; методические указания «Мышцы головы и шеи»; распечатки к торсам.

 

ХОД РАБОТЫ

1. Выписать названия мышц головы и шеи, разбивая их на группы, учитывая топографо-анатомические принципы классификации.

2. Используя торсы, таблицы, найти и запомнить месторасположение мышц в организме человека.

3. Составить таблицу по мышцам головы (жевательным и мимическим) и шеи (поверхностного слоя, подъязычной кости, глубокого слоя) и изучить их строение.

 


Лабораторное занятие №7

Тема занятия: «Мышцы верхней конечности »

Цель занятия: 1. Изучить классификацию, особенности строения и функции мышц плечевого пояса и плеча в связи с вертикальным положением тела в пространстве. 2. Выяснить значение мышц плечевого пояса и плеча в выполнении различных физических упражнений. 3. Изучить классификацию, особенности строения и функции мышц предплечья и кисти в связи с вертикальным положением тела в пространстве и выполняемыми верхней конечностью функциями.

 

Оборудование: Торсы: «Поверхностные мышцы туловища», «Глубокие мышцы туловища»; модель «Мышцы плечевого пояса»; рельефные таблицы: «Мышцы верхней конечности»; скелет человека; методические указания «Мышцы верхней конечности»; распечатки к торсам.

 

ХОД РАБОТЫ

1. Выписать названия мышц плечевого пояса.

2. Выписать названия мышц плечевого пояса; разбивая их на группы, учитывая топографо-анатомические принципы классификации.

3. Используя торсы, таблицы, найти и запомнить месторасположение мышц плечевого пояса и плеча в организме человека.

4. Составить таблицу по мышцам плечевого пояса и плеча и изучить их строение. Обратить внимание на многофункциональность дельтовидной мышцы.

5. Выписать названия мышц предплечья и кисти; разбивая их на группы, учитывая топографо-анатомические принципы классификации.

6. Используя торсы, таблицы, найти и заполнить месторасположение мышц предплечья и кисти в организме человека.

7. Составить таблицу по мышцам предплечья и кисти и изучить их строение.

8. Обратить внимание на функциональное значение мышц предплечья и кисти при выполнении различных физических упражнений и на их роль в формировании крупной и мелкой моторики руки.

 

 

Лабораторное занятие №8

Тема занятия: «Мышцы нижней конечности ».

Цель занятия: 1. Изучить классификацию, особенности строения и функции мышц тазового пояса и бедра в связи с вертикальным положением тела в пространстве. 2. Изучить классификацию, особенности строения и функции мышц голени и стопы в связи с вертикальным положением тела в пространстве. 3. Выяснить роль мышц стопы в формировании сводчатости стопы.

Оборудование: Торсы: «Поверхностные мышцы туловища», «Глубокие мышцы туловища», «Мышцы нижней конечности»; модель «Мышцы тазового пояса»; рельефные таблицы: «Мышцы нижней конечности»; модель «Мышцы плечевого пояса»; скелет человека; методические указания «Мышцы нижней конечности»; распечатки к торсам.

 

ХОД РАБОТЫ

1. Выписать названия мышц тазового пояса и бедра; разбивая их на группы, учитывая топографо-анатомические принципы классификации.

2. Используя торсы, таблицы, найти и заполнить месторасположение мышц тазового пояса и бедра в организме человека.

3. Составить таблицу по мышцам тазового пояса и бедра и изучить их строение.

4. Обратить внимание на функциональное значение мышц тазового пояса и бедра при выполнении различных физических упражнений.

5. Выписать названия мышц голени и стопы; разбивая их на группы, учитывая топографо-анатомические принципы классификации.

6. Используя торсы, таблицы, найти и заполнить месторасположение мышц голени и стопы в организме человека.

7. Составить таблицу по мышцам голени и стопы человека и изучить их строение.

8. Обратить внимание на роль мышц стопы в формировании и поддержании сводчатости стопы, их значение в профилактике плоскостопия.

 

Лабораторное занятие №9

Тема: «Строение органов пищеварения»

Цель занятия: Изучить особенности строения органов пищеварения в связи с выполняемыми ими функциями.

Оборудование: 1. Влажные препараты: а) слизистая оболочка языка, б) 12-перстная кишка с поджелудочной железой, в) отрезок тонкого кишечника, г) слепая кишка, д) прямая кишка. 2. Рельефные таблицы: а) общий план строения органов пищеварения, б) мышечная оболочка желудка, в) внутреннее строение тонкой и толстой кишки, г) кишечная ворсинка с сосудистым руслом. 3. Торс «Внутренние органы». 4. Методичка «Внутренние органы».

 

ХОД РАБОТЫ

1. Изучить строение стенки трубчатого органа. Зарисовать схему поперечного среза стенки трубчатого органа.

2. Перечислить органы пищеварительной системы по порядку на русском и латинском языках. Указать пищеварительные железы.

3. Изучить строение ротовой полости по плану:

1) преддверие ротовой полости;

2) собственно-ротовая полость;

3) язык;

4) зубы;

5) зев ротовой полости.

Зарисовать строение слизистой оболочки языка и строение зуба (см. таблицы кабинета).

4. Изучить строение глотки:

1) топография,

2) внешнее строение,

3) строение стенки глотки.

5. Изучить строение пищевода:

1) топография,

2) внешнее и внутреннее строение.

4. Изучить топографию, внешнее и внутреннее строение желудка. Зарисовать «Мышцы желудка».

5. Изучить топографию, внешнее и внутреннее строение тонкого кишечника. Зарисовать «Кишечная ворсинка с сосудистым руслом».

6. Изучить топографию, внешнее и внутреннее строение толстого кишечника. Зарисовать «Слепая кишка с аппендиксом».

7. Изучить топографию, внешнее и внутреннее строение печени. Зарисовать «Печень с висцеральной поверхности».

8. Изучить топографию, внешнее и внутреннее строение поджелудочной железы. Зарисовать «12-перстную кишку с поджелудочной железой».

9. Обратить внимание на форму, положение и смещаемость органов пищеварительной системы при выполнении различных физических упражнения.

 

Лабораторное занятие №10

Тема: «Строение органов дыхания». «Строение органов мочевыделительной системы».

Цель занятия: Изучить особенности внешнего и внутреннего строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями: воздухопроведения, газообмена, защитной и голосообразования. Изучить строение органов мочевыделения. Особенности кровоснабжения почки, механизм образования мочи, а также строение и особенности мочевыводящих путей.

Оборудование: модели гортани, влажные препараты (на сагиттальном разрезе, вид спереди, вид сзади, гортань со щитовидной железой, сагиттальный разрез гортани, гортань на поперечном разрезе), торс «Внутренние органы», модель «Почка человека», влажные препараты «Почка с отпрепарированными лоханкой и чашечками», «Почка и сосуды» «Почка и надпочечник», таблицы по теме, методичка «Внутренние органы».

 

ХОД РАБОТЫ

1. Перечислить органы дыхания по порядку на русском и латинском языках.

2. Изучить строение и функции носовой полости.

3. Изучить топографию, внешнее и внутреннее строение глотки.

4. Изучить топографию, внешнее и внутреннее строение гортани (вид сзади).

5. Изучить строение трахеи и бронхов. Зарисовать бронхиальное дерево.

6. Изучить топографию, внешнее и внутреннее строение легкого. Зарисовать ацинус – структурную и функциональную единицу легкого.

7. Перечислить по порядку органы мочевыделительной системы на русском и латинском языках.

8. Изучить топографию, внешнее и макроскопическое строение почки. Зарисовать почку на фронтальном разрезе.

9. Изучить микроскопическое строение почки. Зарисовать схему строения нефрона.

10. Изучить топографию, строение и функции мочеточников.

5. Изучить топографию, строение и функции мочевого пузыря. Зарисовать мочевой пузырь в разрезе.

11. Изучить строение и функции мочеиспускательного канала. Отметить отличия в строении женского и мужского мочеиспускательного каналов.

12. Обратить внимание на форму, положение и смещаемость органов мочевыделительной системы при выполнении различных физических упражнения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: