ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ




РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ,

ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ ИНВАЛИДОВ

И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Выпуск 7

Часть 1

Проектирование новых и адаптация существующих зданий

Для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов

УДК 728.1.011.17-056.24

Рекомендации содержат общие принципы формирования системы учреждений, принципы проектирования зданий, требования к земельным участкам, объемно-планировочным решениям, отдельным помещениям и элементам зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов.

Настоящий методический документ является рекомендательным и содержит указания по проектированию новых и адаптации уже существующих зданий для воспитания, обучения, реабилитации детей-инвалидов.

Рекомендации предназначены для использования в региональных институтах Гражданпроект; районных и областных управлениях Минсоцзащиты населения РФ и другими заинтересованными организациями и ведомствами, чья работа направлена на проектирование, строительство, эксплуатацию зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов в соответствии с требованиями создания безбарьерной среды для них.

Рекомендации предназначены для использования в региональных институтах Гражданпроект; районных и областных управлениях Минсоцзащиты населения РФ и другими заинтересованными организациями и ведомствами, чья работа направлена на проектирование, строительство, эксплуатацию зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов в соответствии с требованиями создания безбарьерной среды для них.

• Основная цель работы заключается в разработке комплекса предложений по проектированию зданий, где детям-инвалидам обеспечивается полноценная среда жизнедеятельности, позволяющая на основе учебно-воспитательных и реабилитационных программ максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка, получить хорошее образование, адаптировать к последующей профессиональной и социально-бытовой деятельности.

• Рекомендации содержат: общие принципы формирования системы учреждений; принципы проектирования зданий; требования к земельным участкам, объемно-планировочным решениям, отдельным помещениям и элементам зданий.

• Рекомендации составлены на основе положений: ВСН 62-91 * «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения»;

ВСН 50-86 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты»; ВСН 49-86 «Детские дошкольные учреждения»; СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»; книги Х.Ю. Калмета «Жилая среда для инвалида»; НИР Института общественных зданий по проблемам инвалидов в 1992 — 1993 гг.

Рекомендации разработаны Институтом общественных зданий: канд. арх. Е.М. Макотинской при участии арх. М.В. Каливкиной, техническое оформление Т.Б. Мержановой.

Общие положения

ПРИНЦИПЫФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫУЧРЕЖДЕНИЙ

 

• Система воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов, имеющих различные отклонения в физическом и умственном развитии, должна рассматриваться как единая и непрерывная, цель которой — максимальная адаптация к самостоятельной и, по возможности, активной жизни каждого ребенка, оказавшегося в положении полной или частичной потери дееспособности.

• Для создания комфортных условий пребывания детей-инвалидов, возможности приобретения ими наибольшей самостоятельности, достойного места в обществе, полной реализации их способностей необходимо формирование системы зданий для коррекционного воспитания, обучения и реабилитации (медицинской, профессиональной, социальной), включающей как специальные учебно-воспитательные здания, так и здания общего типа: школы, детские сады, дошкольные центры и другие учреждения, приспособленные для обучения детей с аномалиями развития.

• Основными принципами формирования указанных учреждений являются:

полный охват детей, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии, системой учреждений воспитания, образования и реабилитации;

наиболее раннее выявление и активная коррекция имеющихся отклонений, начиная с самого раннего возраста;

создание по месту жительства служб для оказания помощи семьям, имеющим детей-инвалидов;

подбор с помощью специалистов (дефектологов, психологов, педагогов, реабилитологов) наиболее оптимальных условий и учреждений для пребывания и обучения детей;

максимальное вовлечение детей с незначительными дефектами развития в образовательные учреждения общего типа (детские сады, школы).

• В системе учреждений для детей-инвалидов выделяются следующие типы зданий в зависимости от возраста:

ранний возраст (до 2 лет) — неонатальные и перинатальные центры; консультативно-диагностические центры; центры социальной педиатрии;

дошкольный возраст (с 2 до 7 лет) — детские ясли-сады общего типа; специализированные дошкольные учреждения; компенсирующие группы при дошкольных центрах; дошкольные учреждения при спецшколах; дошкольные отделения при реабилитационных центрах; детский сад — начальная школа компенсирующего типа;

школьный возраст (с 7 до 18 лет) — специальные школы, профилированные по видам нарушений; реабилитационные центры; спецклассы и специальные блок-секции при общеобразовательных школах; общеобразовательные школы.

Таблица 1

 

  Количество детей в классе (группе)
Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей ранний возраст (до 3 лет) дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) школьный и подростковый возраст (с 7 до 18 лет)
       
1. С нарушением речи:      
с тяжелыми нарушениями, речи      
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков  
2. С нарушением слуха:      
глухих      
слабослышащих и позднооглохших      
3. С нарушением зрения:      
слепых      
слабовидящих      
с косоглазием и амблиопией    
4. Умственно отсталых      
5. С задержкой психического развития      
6. С нарушением опорно-двигательного аппарата      
7. Со сложными дефектами      
8. С глубокой умственной отсталостью    
Примечание. Исходя из местных условий и наличия средств наполняемость классов, воспитательных групп продленного дня в указанных специальных учебно-воспитательных учреждениях может быть ниже рекомендуемой предельной наполняемости.  

 

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Участки

Учреждения для детей с нарушением зрения и слуха следует располагать в районах, удаленных не менее чем на 1500 м от радиостанций, радиорелейных установок-пультов в связи с необходимостью исключения возможностей нарушения работы аудиометрической аппаратуры.

• В вечернее время участок должен освещаться из расчета обеспечения освещенности на земле не менее 20 лк при лампах накаливания и не менее 40 лк — при люминесцентных лампах.

Участки необходимо ограждать забором высотой не менее 2 м с высадкой кустарника вдоль его внутренней стороны.

 

Поверхность групповой площадки для детей с нарушением зрения должна быть ровной и иметь ограждающую полосу с другой поверхностью покрытия шириной 1—1,5 м, причем ограждающую полосу лучше делать наклонной с постепенным подъемом в 10—12°.

 

При озеленении участков рекомендуется использовать как можно больше растений различных пород и сортов, так как они являются для детей учебно-ознакомительным материалом.

• На участках учреждений для слепых и слабовидящих детей рекомендуется высаживать породы растений с ярко выраженными запахами, различной фактурой листьев, имеющих яркие цветы, что облегчает ориентацию на участке.

• По периметру участка рекомендуется устраивать зеленую защитную зону из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, а со стороны улицы — не менее 6 м.

• Не разрешается высаживать деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками или засоряющие территорию при цветении.

• Площадь озеленения в специальных дошкольных учреждениях, спецшколах-интернатах для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта должна составлять не менее 50 % площади участка, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 60 %.

 

Групповые помещения

Групповая ячейка для дошкольников с разными незначительными отклонениями в развитии должна сочетать в себе комплекс всех основных требований к помещениям для детей с нарушением ОДА, зрения и слуха. Это касается ширины проходов и расстановки оборудования, цветового решения интерьера, уровня освещенности, визуальной и звуковой информации.

Требования к групповым помещениям для детей с нарушением зрения: автономность функциональных зон; непересечение функциональных зон с путями движения; непересечение основных путей движения между собой; расположение дверных проемов на одной оси; стационарная расстановка мебели и оборудования; исключение острых углов в оборудовании; оборудование комнаты для специальных занятий; плеоптоортоптической; устройство на две групповые ячейки класса предметно практического обучения и тифлопедагогического кабинета; четкое зонирование игровой по видам деятельности: питание, подвижные игры, тихие игры, спортивный уголок; во всех помещениях групповой ячейки необходимо предусматривать опорный тактильный и цветовой пути; при входе в групповую ячейку необходима установка звукового маяка; при входе во все помещения требуется устройство рельефных указателей; различная структура поверхности пола в разных функциональных зонах; выделение направления движения цветом и фактурой.

 

Функциональные зоны не должны накладываться или пересекаться друг с другом, а также с основными путями передвижения — в спальню, раздевальную, туалетную, буфетную.

• Интерьер игровой должен быть решен в теплой цветовой гамме со спокойным тоном стен и контрастным оборудованием.

Цветовая отделка спальни должна быть выполнена в спокойных тонах зелено-голубой гаммы.

В зоне умывальной должны размещаться детские умывальники и душевой поддон, имеющий подход с трех сторон. Для детей с недостатками зрения следует предусматривать ножной душ с фактурной дорожкой для развития тактильной чувствительности ступни.

В помещении спецзанятий с детьми-инвалидами по зрению необходимо обеспечить левостороннее естественное освещение столов. Применение двухместных столов исключается, причем каждый стол должен иметь свободный доступ. В помещении следует устанавливать умывальник с подводкой теплой воды

 

Для детей с нарушением зрения на столах необходимо предусматривать индивидуальное рабочее освещение.

 

Для инвалидов по зрению начало и конец лестничных маршей должны быть выделены цветовой рельефной поверхностью пола на расстоянии 600 мм от начала и конца ступеней. Площадка между маршами должна быть длиной не менее 1200 мм. Кроме того, передняя кромка каждой ступени должна быть контрастного цвета. Фактурные и цветовые полосы по полу и стене вдоль боковых сторон лестничных маршей и пандусов также рекомендуются в учреждениях для детей с недостатками зрения.

• По не примыкающим к стенам боковым краям лестничного марша ступени должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м.

• В учреждениях для детей со зрительными аномалиями может быть рекомендована боковая подсветка ступеней.

Знаки визуальной информации, подвешенные к потолку, должны быть на высоте не менее 2100 мм. Знаки визуальной информации у дверных проемов следует располагать на стене на той же стороне двери, что и ручка, на высоте 1400 — 1600 мм от уровня пола.

В специализированных учреждениях для детей с недостатками зрения на свободных участках стен коридоров следует предусматривать ориентационные цветовые и фактурные полосы.

Чтобы обеспечить идентификацию дверей для людей с ослабленным зрением, дверь и дверная рама должны окрашиваться в контрастный цвет относительно стены. Щели между дверным полотном и коробкой со стороны петель должны быть закрыты эластичным материалом.

В учреждениях для детей с недостатками зрения в верхней части дверных полотен рекомендуется устройство цветных витражей. Также рекомендуется изменение фактуры и цвета ориентационной полосы на стене перед дверным проемом.

• В учреждениях для слабовидящих детей дверные полотна могут быть покрашены двумя контрастными цветами с указанием направления открывания двери.

• В учреждениях для слепых детей рекомендуется установка различных звуковых сигналов рядом с дверными проемами.

Высота подоконников должна быть не менее 900 мм в учреждениях для умственно отсталых детей и не более 600 мм в учреждениях для детей с недостатками зрения.

 

В специализированных учебно-воспитательных учреждениях для детей с недостатками зрения рекомендуется ленточное остекление и следует выделять оконный проем контрастной цветовой и фактурной полосой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: