При формировании консолидированной отчетности российские компании сталкиваются, прежде всего, с терминологической проблемой: в официальных нормативных актах Правительства РФ и Минфина России, отечественной литературе по бухгалтерскому учету употребляются два различных термина для обозначения одного и того же вида бухгалтерской отчетности - «консолидированная бухгалтерская отчетность» и «сводная бухгалтерская отчетность». Например в приказе Минфина России от 28 июля 1995 г. № 81 «О порядке отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с введением в действие части I Гражданского кодекса РФ» применяется термин «консолидированная отчетность», в ранее названных Методических рекомендациях - понятие «сводная отчетность», а в Порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и Баланса - двойной термин «сводная (консолидированная) отчетность». Таким образом, понятия «консолидированная отчетность» и «сводная отчетность» отождествляются.
На самом деле сходство названных терминов ограничивается сходством в их названиях: в русском языке прилагательные «сводный» и «консолидированный» синонимичны. Однако с позиции бухгалтерского учета и отчетности эти термины отличаются по своей сути.
В отечественной практике сводная отчетность в традиционном понимании - это отчетность, которая составляется органами государственного управления (министерствами, ведомствами и т.п.) по находящимся в их подчинении государственным предприятиям. Назначение сводной отчетности состоит в том, чтобы предоставить возможность органам государственного управления оценить деятельность подчиненных им организаций.
Сводная отчетность в условиях административно-командной экономики включала:
-текущую статистическую отчетность (в ней отражались средние и относительные показатели деятельности подведомственных предприятий);
-периодическую бухгалтерскую отчетность;
-годовую бухгалтерскую отчетность.
Сводная отчетность составлялась двумя методами:
1) фабрично-заводским (когда сводный Отчет составляется по признаку ведомственной подчиненности);
2) отраслевым (когда сводный Отчет составлялся по отраслевому признаку).
В настоящее время этот вид отчетности претерпел изменения. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Порядком составления и представления сводной отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации установлено, что федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную бухгалтерскую отчетность:
-по исполнению смет расходов организаций, состоящих на бюджете;
-унитарным предприятиям;
-акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, паев) которых закреплена в федеральной собственности.
Сводная отчетность, составляемая федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, имеет следующие характерные особенности:
-собственником всех организаций, включаемых в сводный отчет, за исключением акционерных обществ, выступает государство в лице соответствующего органа исполнительной власти;
-как правило, все включаемые в Отчет организации относятся к одной отрасли;
-федеральный орган исполнительной власти, составляющий сводный отчет, не включает в него показатели собственной деятельности;
-единственным пользователем такой отчетности выступает государство в лице отраслевых министерств и ведомств, а также статистических и государственных финансовых органов;
-сводная отчетность по своей сути представляет элемент действующей системы государственного финансового контроля и планирования.
В указанных ранее нормативных актах (Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и Баланса финансово-промышленных групп и Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности) речь идет об особом виде бухгалтерской отчетности, составляемой по группе взаимосвязанных предприятий, которая отличается от сводной бухгалтерской отчетности в традиционном ее понимании и в международной практике называется консолидированной отчетностью.
Консолидированная отчетность имеет ряд отличительных особенностей:
- консолидированная отчетность не является отчетностью юридически самостоятельного предприятия; она характеризует имущественное и финансовое положение группы как единого хозяйственного целого. В связи с этим основной особенностью методики составления такой отчетности наряду с суммированием является элиминирование (взаимоисключение) показателей внутригрупповых расчетов, выручки и прибыли;
- консолидированная отчетность составляется по группе предприятий, состоящей из головного и дочерних предприятий. При этом
дочерние общества находятся под прямым или косвенным контролем головного предприятия;
- в консолидированной отчетности выделяется доля активов и капитала группы, не принадлежащая головному предприятию, т.е. доля меньшинства (миноритарных акционеров);
- консолидированная отчетность содержит сводную информацию о результатах деятельности и финансовом положении каждой компании, входящей в группу, в результате чего прибыль одной дочерней компании может компенсировать убытки другой, а устойчивое финансовое состояние одной дочерней компании может скрыть потенциальную или реальную неплатежеспособность другой.
Ликвидировать сложившиеся терминологические несоответствия и законодательно закрепить понятие консолидированной отчетности в российской учетной практике призван разработанный и находящийся в настоящее время на чтении в Государственной думе РФ Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Его основной задачей является переход от заявительного (добровольного) характера формирования консолидированной отчетности на основе МСФО к ее обязательному составлению и представлению публичными организациями.
В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004—2008 гг.) отмечено, что в связи с этим необходимо конкретизировать круг организаций, на которые ляжет в течение ближайших лет основная тяжесть работы по формированию консолидированной финансовой отчетности на основе МСФО. Ориентиром в этом может стать решение Европейского Союза. 27 мая 2002 г. Европейский парламент принял Положение, в котором устанавливается характер применения МСФО странами - членами Евросоюза. При этом использование МСФО признано целесообразным только в части формирования консолидированной финансовой отчетности компаний, зарегистрированных на бирже стран Евросоюза, - начиная с 1 января 2005 г., а для компаний, являющихся эмитентами долговых, а не долевых ценных бумаг, и компаний, представляющих консолидированную финансовую отчетность не на рынках капитала Сообщества и применяющих другие международно-признанные стандарты в качестве основы для подготовки их консолидированной финансовой отчетности, - начиная с 1 января 2007 г. При этом оговорено, что МСФО могут быть приняты только в случае, если они будут способствовать общественному благу в Европе и отвечать критериям понятности, обоснованности, надежности и сравнимости, которые предъявляются к финансовой информации, необходимой
для принятия экономически целесообразных решений и оценки результатов деятельности организации.
3. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Консолидированные Баланс и Отчет о прибылях и убытках по своей структуре мало отличаются от исходных балансов материнского и дочерних предприятий. Поэтому последовательность и методика анализа консолидированной отчетности такие же, что и для обычной бухгалтерской отчетности. Это означает, что в процессе ее исследования рассчитываются и анализируются в динамике следующие группы показателей:
-имущественного положения группы предприятий;
-оценки структуры источников средств (капитала) группы;
-ликвидности группы;
-финансовой устойчивости;
-оборачиваемости активов;
-рентабельности продаж и капитала группы предприятий.
Особенностью анализа консолидированной отчетности является добавление еще одного аналитического этапа, в ходе которого нужно выяснить:
■какой вид консолидации отчетности используется;
■на каких условиях произошло объединение предприятий в группу;
■каков характер экономической взаимосвязи и взаимодействия членов группы.
Объединение предприятий может осуществляться путем покупки нетто-активов или акций другого предприятия или путем слияния. В последнем случае происходит объединение двух предприятий, в которых:
1) активы и обязательства одного предприятия передаются другому предприятию, и первое ликвидируется;
2) активы и обязательства двух предприятий объединяются в новое предприятие, а два прежних ликвидируются.
Объединения бывают трех типов:
1) горизонтальное (одно предприятие объединяется с другим, причем оба они относятся к одной отрасли (сфере) бизнеса;
2) вертикальное (объединяются предприятия, находящиеся на разных полюсах производственного процесса и взаимодействующие по схеме «поставщик-производитель-покупатель»);
3) конгломеративное (создается многопрофильное объединение из предприятий многоотраслевой принадлежности)
Операции по объединению, при которых одно из объединяющиеся предприятий приобретает контроль над другим, считаются покупкой.
Датой покупки признается дата, с которой покупатель имеет право управлять финансовой и текущей политикой приобретаемого предприятия с целью извлечения выгоды из ее деятельности. Как правило, это дата общего собрания акционеров, утверждающего сделку и принимающего решения о внесении необходимых изменений в учредительные документы.
Контроль считается установленным, когда одной из объединяющихся предприятий приобретает право более чем на половину голосов другого объединяющегося предприятия, если только в исключительных случаях не будет ясно продемонстрировано, что такое право владения не влечет за собой контроля.
Если акционеры объединяющихся предприятий не создают доминирующего партнера, а объединяются на равных условиях с целью разделения контроля над всеми или почти всеми активами и производственной деятельностью, то речь идет о слиянии. Кроме того, администрации объединенных предприятий участвуют в руководстве объединенной структурой и, как следствие, акционеры компаний совместно разделяют риски и экономические выгоды подобной структуры. При слиянии хозяйственная деятельность объединенных предприятий продолжается раздельно, как и раньше, хотя они находятся под общим, совместным контролем.
Другой особенностью анализа консолидированной отчетности является оценка доли меньшинства, под которой понимается часть чистых активов группы, которой акционеры материнской компании не владеют прямо или косвенно через других акционеров. Эта часть принадлежит так называемым миноритарным акционерам. В процессе анализа необходимо уточнить порядок расчета доли меньшинства. В группе с простой организационной структурой такой расчет не вызывает затруднений: процент чистых активов, принадлежащих меньшинству, рассчитывается по формуле «100% минус доля владения группы в дочернем предприятии». Например, при структуре, приведенной на рис. 9.1, доля меньшинства составляет 40% от чистых активов (исключая прибыль дочернего предприятия на момент его приобретения).