Перейдем непосредственно к вопросу установления платы.




К вопросу о взимании платы за вход на территорию природного парка «Аслыкуль»

Краткую правовую справку сделал: Макаримов Эдуард, студент юридического факультета МГУ.

ФЗ «Об особо охраняемых территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ (в ред. От 28.12.2016) (выдержки, что называется, для общего развития)

Раздел IV. ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ

 

Статья 18. Общие положения

1. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

2. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте.

3. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

4. Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

Статья 19. Порядок создания природных парков

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

 

Статья 20. Управление природными парками

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

 

1. Управление природными парками осуществляется государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах природных парков предоставляются государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование * в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В границах природных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей.

4. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки, предоставленные государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством.

 

Статья 21. Режим особой охраны территорий природных парков

 

1. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

2. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные *, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

* как раз-таки в рамках этих зон создаются условия для отдыха и туризма населения, ознакомления с природными достопримечательностями;

3. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

4. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ.

6. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

 

Перейдем непосредственно к вопросу установления платы.

Так, Законом № 406-ФЗ предусмотрено установление платности посещения физическими лицами территорий государственных природных заповедников, национальных парков (их режим схож с режимом природных парков) в целях познавательного туризма (абзац 2 части 6 статьи 15 Закона об ООПТ в редакции закона № 406-ФЗ):

За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.

Так, согласно приказам Минприроды России от 09.12.2014 N 546 «Об утверждении Порядка определения платы, взимаемой за посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма», от 08.04.2015 № 174 «Об утверждении Порядка определения платы, взимаемой за посещение физическими лицами территорий национальных парков в целях туризма и отдыха» федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление соответствующим национальным парком или заповедником утверждает размер платы ЗА ПОСЕЩЕНИЕ заповедника только после ее согласования с Минприроды России. Кроме того, размер платы должен опубликован на соответствующих официальных сайтах заповедников и национальных парков.

 

Эти нормы входят в противоречие с:

- положениями законодательства о туристической деятельности граждан;

- положениями законодательства об особо охраняемых природных территориях (ООПТ);

- законодательством о защите прав потребителей;

- законодательством о свободе передвижения граждан;

- и, наконец, с блоком статей Конституции РФ;

Как пишет адвокат Гузеева Н., национальный парк не зоопарк, так как зоопарки созданы людьми для оказания услуг (об этом ниже) посетителям, а нацпарки и заповедники созданы самой природой.

1) по действующему Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" получение разрешений для посещения нацпарков не требуется, и конечно, в нем не говорится, что это посещение должно быть платным. =» по российскому законодательству взимать деньги можно за товары, работы и услуги (вот тут прикопаться не к чему. Если оказываются услуги как то: предоставление спортинвентаря, туристического снаряжения, в распоряжение населения предоставляются СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ (подчеркиваю именно эти слова) места для стоянки автомобилей, места отдыха – биваки (а не простая лужайка), другой разговор, но все же услуга в понимании Гражданского кодекса РФ - это определенные действия или определенная деятельность по заданию заказчика. То есть ПОЛУЧЕНИЕ УСЛУГ - ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ. В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" навязывание услуг не допускается. Кроме того, перед ее оказанием исполнитель обязан предоставить максимально полную информацию об услуге. Услуга должна быть качественной, и покупатель должен иметь право отказаться от нее.

2) Налоги и сборы устанавливаются государством в Налоговом кодексе РФ, и там не упомянут сбор за посещение ООПТ. =» Значит, его взимание незаконно.

3) + нарушение Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", конституционных норм. В соответствии со ст. 27 Конституции РФ "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства". А в статье 19 Конституции РФ говорится о равенстве прав человека и гражданина независимо от имущественного положения. =» налицо дискриминация, раз лица малообеспеченные не смогут попасть на территорию ООПТ;

4) ч. 3 ст. 15 Конституции РФ: "любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения =» если приказ о установлении платы за посещение не явлен взору населения, посылайте уполномоченных лиц к лешему;

5) в законодательстве ничего не сказано о том, что пребывание на территории природного парка было поставлено в зависимость от получения разрешения, как например, для посещения заповедников; и то, разрешение не должно обязательно получаться на платной основе (в законе об том не говорится);

6) Как мне кажется, мы не можем отождествлять понятия «посещение» и «вход», так как вход (по словарю Ожегова) - место, где входят, отсюда =» входить, и оно не предполагает пользование какими-либо услугами, а посетить - побывать у чего-нибудь, прийти к чему-нибудь предполагает динамику, то есть посещение – это процесс, движение, и может быть связано с пользованием услугами. Такое чисто, семантическое разграничение (по значению);

Далее. За дело взялись прокуратуры отдельных субъектов.

Так, Симферопольская межрайонная природоохранная прокуратура опротестовала взимание платы с туристов за посещение природных объектов Ялтинского горно-лесного природного заповедника.

(это можно прям распечатать и подарить «сотруднику» ООПТ)

Вместе с тем, нормами законодательства ограничение доступа к природным объектам не связывается с необходимостью внесения соответствующей оплаты – платность может вводиться только за предоставление услуг (о чем я и писал выше)».

С учетом того, что деятельность, определенная как «посещение экологического объекта», «пользование рекреационным благоустройством», не связана с исполнением задания заказчика, которым выступает посетитель (турист), то есть не является отношениями по предоставлению услуг, природоохранный прокурор внес протест на приказ «Об утверждении прейскуранта цен на платные услуги, оказываемые ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник», связанные с посещением и проведением экскурсий на ООПТ».

Алгоритм действий для защиты своих прав от незаконных поборов (предлагает адвокат Н. Гузеева, собственно на размышления которой опирался и я):

1. Если к вам подошел человек с требованием заплатить деньги, проверьте документы, подтверждающие, что он сотрудник ООПТ (в том числе учредительные документы организации, оказывающей услуги) (Э.М.) + наличие удостоверенной в надлежащей форме доверенности на осуществление действий, связанных с взиманием платы (Э.М.);

2. Узнайте, на каком основании с вас требуют деньги. Просите предъявить приказ директора, перепишите его реквизиты.

3. Заплатив деньги, требуйте квитанцию, кассовый чек, иной документ с печатью, подтверждающий оплату. В противном случае деньги вернуть не удастся.

4. Если сотрудники ООПТ незаконно взяли с вас деньги, вы можете вернуть их, обратившись за помощью к специалистам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: