РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА





Постановка проблемы. Малое предпринимательство является средством существования и стимулом самосовершенствования для миллионов людей как в Украине, так и в целом мире. Малые и средние предприятия являются предпосылкой постоянного экономического роста, создания новых рабочих мест, укрепления экономики регионов.

Тем не менее всех субъектов малого предпринимательства удручает налоговое бремя. Это приводит к таким отрицательным следствиям, как спад деловой активности субъектов хозяйствования, отток национального капитала за границу, тенизация экономики.

Усовершенствование системы налогообложения малых предприятий Украины в современных условиях выступает очень важной проблемой. Ее решение существенно повлияет на пополнение государственного бюджета, дальнейшее развитие предпринимательства, инвестирование областей национальной экономики и социальной защите населения. Недостатки в налоговой системе приводят к отрицательным последствиям в экономике страны и к ее тенизации.

Анализ последних исследований и публикаций. Обзор публикаций последних лет относительно роли и места налогов в экономической системе и непосредственно развития малого предпринимательства разрешает утверждать, что исследуемый вопрос привлекает особое внимание отечественных научных работников, среди которых необходимо выделить О.В. Балабенко, И.М. Бурденко, О.В. Кравченко и других.

В работах указанных авторов поднимаются вопросы относительно трудностей становления малого бизнеса в Украине как следствие того, что в теоретическом и практическом плане остаются до конца не решенными проблемы научного и методического обеспечения последовательной и стабильной налоговой политики относительно этой категории плательщиков.

Постановка задачи. Целью статьи являются исследования состояния налоговой системы Украины, анализ влияния изменений Налогового кодекса на развитие малого бизнеса, изучение нормативно-правового механизма налогообложение субъектов малого бизнеса и его влияния на дальнейшие социально-экономические результаты.

С развитием интеграционных процессов в Украине главными субъектами рыночной экономики становятся субъекты предпринимательской деятельности, ведь именно они являются основой развития инновационной среды, движущей силой экономики. Малое предпринимательство - очень тонкий и чувствительный сектор экономики, который является неустойчивым для таких неблагоприятных факторов, как финансовые трудности, циклические колебания, инфляция, налоговое давление и т.п. Поэтому в этой связи, несколько недель назад правительством Украины было принято постановление о мерах по обеспечению развития субъектов малого предпринимательства. А именно, 20 октября 2011года Верховная Рада Украины приняла закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законодательные акты Украины», которым внесены существенные изменения в упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. С целью стимулирования предпринимательской деятельности в Украине приняты следующие изменения:• повышен предельный объем дохода, при котором возможно применение упрощенной системы налогообложения (для физических лиц - с 500 тыс. грн. до 3 млн. грн., для юридических лиц - с 1 млн. грн. до 5 млн. грн.)• введена процентная ставка единого налога: 3% дохода для физических лиц с объемом дохода до 3 млн. грн. при условии уплаты НДС, 5% дохода - без уплаты НДС (в действующем законодательстве такая норма отсутствует);• отменены ограничения относить на расходы плательщика налога на прибыль расходы на приобретение товаров (работ, услуг) у физических лиц - плательщиков единого налога;• предоставлено физическим лицам - плательщикам единого налога право регистрироваться плательщиками НДС;• отменена 50% надбавка, которая применяется к фиксированным ставкам единого налога за каждого наемного работника (в действующем законодательстве - за каждое наемное лицо дополнительно оплачивалось 50% ставки налога).Согласно этому документу, предпринимательской деятельностью по упрощенной системе налогообложения могут заниматься представители малого и среднего бизнеса 4 групп.

К первой группе относятся предприниматели с объемом товарооборота до 150 тыс. грн. в месяц, которые не имеют права привлекать наемных лиц и платят единый налог в сумме от 10 до 100 грн. в месяц - работают на рынках и в сфере бытовых услуг. Во вторую группу входят представители малого и среднего бизнеса с объемом товарооборота до 1 млн грн. в месяц, которые имеют право привлекать к работе до 10 наемных лиц и платят от 20 до 200 грн. единого налога в зависимости от того, какое решение примет местный совет.

Третья группа - это физические лица с объемом товарооборота до 3 млн. грн. в месяц, которые имеют право нанимать до 20 работников и уплачивают единый налог в размере 3% с учетом НДС или 5% - без учета НДС.К четвертой группе относятся юридические лица с ежемесячным объемом товарооборота 5 млн. грн., которые могут нанимать до 50 человек и платят единый налог в размере 3% с учетом НДС или 5% - без учета НДС. Суть изменений состоит в увеличении допустимого объема оборота в 2-6 раз для всех групп предпринимателей, при этом сумма налога, уплачиваемая, снижается в 2 раза по сравнению с действующими ранее ставками НКУ.

Кроме того, разработан механизм упрощения административных процедур, ведь усложненные процедуры отчетности и учета, которые существовали до принятия этого закона, не соответствуют концепции упрощенной системы налогообложения. Поэтому принято решение:• отменить ежегодное оформление свидетельства плательщика единого налога (согласно действующему законодательству заявление на применение упрощенной системы налогообложения подается ежегодно);• отменить авансовые взносы для плательщиков единого налога, уплачивают налог по процентным ставкам. Налог будет уплачиваться по данным декларации (в соответствии с действующим законодательством - ежемесячно авансовыми взносами);• установить годовой отчетный период для физических лиц с незначительным объемом дохода (до 150 тыс. грн.)• предоставить право физическим лицам, которые не используют труд наемных лиц, не платить единый налог на время отпуска в течение календарного месяца, а также болезни, подтвержденной больничным листом, если она длится календарный месяц и более;• обязать физических лиц - плательщиков единого налога (за исключением тех, которые являются плательщиками НДС) вести книги учета доходов (без учета расходов). Благодаря принятым мерам можно предполагать, что доля малого бизнеса в госзаказе повысится и малый и средний бизнес может стать двигателем модерниации страны, поэтому в его ряды органам власти на местах следует привлечь как можно больше молодежи, для этого необходимо на уровне местных советов внести поправки в рамах действующего законодательства, касающиеся поддержки молодежного предпринимательства.

Необходимо принять еще немало законов, которые могли бы помочь малому и среднему бизнесу. Однако о частых изменениях законодательства предлагается создать при ведущих вузах бесплатные консультационные центры для молодежного предпринимательства. Правовая поддержка пожалуй, один из основных факторов успеха, молодых предпринимателей нашего региона.

Итак, Налоговый кодекс не только актуальный, он жизненно необходимый, имея на внимании реальное состояние дел в секторе малого предпринимательства.

По нашему мнению, принятие изменений в Налоговый кодекс ускорит темпы роста украинской экономики, даст толчок реформам и будет стимулировать развитие малого предпринимательства в Украине.

налоговый предпринимательство бизнес экономический




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: