Адаптация первоклассника к школе





 

Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное - к дезадаптации».

Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:

- показатель интеллектуального развития - несет в себе информацию об уровне развития высших психических функций, о способности к обучению и саморегуляции интеллектуальной деятельности ребенка;

- показатель эмоционального развития - отражает уровень эмоционально-экспрессивного развития ребенка, его личностный рост;

- показатель сформированности коммуникативных навыков (с учетом психологических новообразований кризиса 7 лет: самооценки и уровня притязаний);

- уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.

Результаты исследований Г.М. Гуткиной показали, что исходя из уровня развития каждого из перечисленных показателей, можно выделить три уровня социально-психологической адаптации к школе. В описании каждого уровня адаптации нами будут выделены возрастно-психологические особенности шести- и семилетних учеников.

1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам), общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Как следует из описания, уровни развития всех показателей, перечисленных ранее, соответствуют высоким. Характеристики ребенка с высоким уровнем адаптации к школе соответствуют характеристикам ребенка, готового к школе и пережившего кризис 7 лет, так как в данном случае присутствуют указания на сформированную произвольность, учебную мотивацию, положительное отношение к школе, развитые коммуникативные навыки. Исходя из данных некоторых исследователей, шестилетний первоклассник не может относиться к высокому уровню в силу неразвитости таких аспектов адаптации, как готовность к школьному обучению (по параметрам произвольности поведения, способности к обобщению, учебной мотивации и др.), несформированность личностных новообразований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притязании) без необходимого вмешательства педагогов и психологов.

2. Средний уровень адаптации

Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосре­доточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на плохое здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации».

В данном случае возрастные особенности выделить сложно, так как мы имеем дело с нарушениями соматического и психического здоровья ребенка, что может являться определяющим фактором низкого уровня развития процессов обобщения, функций внимания других психических процессов и свойств, входящих в выделенные показатели адаптации.

Таким образом, в силу возрастных особенностей первоклассники шестилетнего возраста могут достигнуть только среднего уровня адаптации к школе при отсутствии специальной организации педагогом учебного процесса и психологической поддержки.

Следующим аспектом, на который следует обратить внимание, является неблагоприятный результат адаптационного процесса, причины, приводящие к так называемой дезадаптации.

Согласно определению, сформулированному В. В. Коганом, «школьная дезадаптация - психогенное заболевание или психогенное формирование личности ребенка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную активность ученика».

С этим понятием связывают отклонения в школьной деятельности - затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами.

Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:

- режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);

- коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);

- проблемы взаимоотношений с учителем;

- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.

Таким образом, школьная адаптация - процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т. д. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.

Согласно существующей классификации форм дезадаптации, нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде:

- несформированности элементов учебной деятельности;

- несформированности мотивации учения;

- неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;

- неумения приспособиться к темпу школьной жизни.

Профилактика школьной дезадаптации может, очевидно, проводиться по двум направлениям: совершенствование школьной среды, педагогического процесса – с одной стороны, профилактика и коррекция нарушений психического развития ребенка, обеспечивающего его «готовность» к тем или иным изменениям, - с другой.

Необходимо организовать такое взаимодействие в системе «учитель - ученик», в ходе которого создаются условия для успешного протекания адаптации в условиях школы. Этот процесс можно обозначить как руководство психологической адаптацией первоклассников, являющееся важнейшим аспектом педагогической деятельности учителя начальных классов. Он включает в себя два тесно связанных периода - предадаптационный и адаптационный.

Задачей первого периода является выявление предпосылок успешной адаптации ребенка: сбор и анализ необходимой информации о ребенке, прогнозирование характера адаптации и планирование пропедевтической работы, а также характера коррекционной работы в случаях серьезных адаптационных нарушений.

Во второй период решается задача создания условий для быстрой и безболезненной адаптации ребенка: реализация пропедевтического подхода, наблюдение и анализ результатов адаптации детей и собственной профессиональной деятельности, осуществление коррекционной работы.

Весьма значимым фактором, влияющим на успешность школьной адаптации, является профессиональная компетентность и мастерство учителя. Особенно важны такие качества педагога как гуманизм, доброжелательность, сдержанность, спокойствие, терпение, желание наладить отношения со всеми детьми.

Понимание адаптационных трудностей первоклассников, осознание важности быстрого, безболезненного прохождения учащимися адаптационного периода для последующего обучения и развития убеждает учителя в необходимости активного содействия детям, испытывающим адаптационные затруднения.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте понятие школьной готовности.

2. Какие компоненты включены в структуру психологической готовности к школьному обучению?

3. Обозначьте основные показатели психологической незрелости ребенка, поступающего в школу.

4. Какие показатели учитываются при оценке школьной адаптации?

5. Что понимается под школьной дезадаптацией?

6. Какие нарушения свидетельствуют о дезадаптационных процессах?

7. Раскройте содержание деятельности учителя начальных классов в предадаптационный и адаптационный периоды обучения в школе.

 

Литература

1. Готовность детей к школе: диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – М., 1990.

2. Гуревич, К.М. и др. Школьный тест умственного развития / К.М. Гуревич. – М., 1987.

3. Дощицина, З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации / З.В.Дощицина. – М., 1994.

4. Истратова, О.Н., Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 442 с.

5. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н.И. Непомнящая. – М., 1992.

6. Обухова, Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М., 1995.

7. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в школе. – М., 1990.

8. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – С. 7-24.

9. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. - С. 93-106.

10. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – С. 167-191.

11. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – С. 67 – 70, 84 - 95.

12. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – С. 37-58.





Читайте также:
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.028 с.