Технологическая карта урока




Морфология. Орфография. Культура речи. Уроки 100-164

Имя прилагательное. Уроки 100-126

Урок 100. Имя прилагательное.
Повторение изученного в 5 классе*
(с. 4–7)

Педагогические задачи:

1) Способствовать формированию у обучающихся знаниевой основы, представления об имени прилагательном как части речи (что обозначает, на какие вопросы отвечает, какие морфологические признаки имеет, какую роль играет в предложении), функционировании в тексте (обоснованность употребления, уместность, стилистическая оправданность), осуществлению обучающимися поиска необходимой информации и моделированию учебного материала.

2) Способствовать развитию навыков саморегуляции при планировании собственной деятельности, формулировки целей, осуществления оценки собственных достигнутых результатов, анализа существенных/несущественных признаков изучаемого, умений слушать себя, других; вступать в диалог с учителем, со сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

3) Способствовать осознанию ценностно-смысловых установок (Родина, патриотизм, «Я – патриот»), формированию системно-ценностных отношений учащихся к себе, одноклассникам; понимания, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.

Результаты изучения темы:

Предметные:имеют представления об имени прилагательном как части речи.

Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации и моделируют учебный материал;

регулятивные: планируют собственную деятельность; формулируют цели; осуществляют оценку результатов;

коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Образовательные ресурсы: учебник, карточки для индивидуальной работы, толковый словарь, оценочный лист.


Технологическая карта урока

Вид деятельности, этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Лейтмотив. Лингвистический эксперимент     Чтение вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Демонстрация зрительного ряда к первой строфе: дуб, цепь, кот. – Можем ли мы представить предмет без описания при помощи прилагательных? – Что представить легче: предмет с описанием при помощи прилагательных или без описания? Предлагает подобрать эпитеты к словам: дуб – …; цепь – …; кот – …   – А теперь вернемся к поэме Пушкина. Почему дуб цепь, кот     – Сделайте вывод о роли и выборе прилагательных поэтом и о самом поэте – мастере слова Выразительно читают вступление к поэме совместно с учителем. Рассматривают зрительный ряд.     Высказывают свои предположения   • Зеленый, старый, корявый, огромный …Серебряная, железная, кованая, небольшая …Огромный, маленький, несчастный, облезлый, пушистый, ученый … Зеленый – цветовая жизнеутверждающая гамма цветов. Златая – (помета) высокое, устаревшее слово с полногласием в корне, придающая торжественность. Ученый – сказочная основа: кот умный, почти человек. – Каждое прилагательное в поэтическом тексте имеет свою роль и характеризует существительное. Мы понимаем, на какой признак хотел указать автор, чтобы донести свои мысли
II. Постановка учебной задачи – О какой части речи пойдет речь на уроке? – Какие знания по русскому языку помогут дать характеристику этой части речи? Что мы должны вспомнить? – Об имени прилагательном.   Что такое прилагательное, что обозначает, на какие вопросы отвечает, какие морфологические признаки имеет (пост., непост.); роль в предложении (признак предмета – отличать один предмет от другого, уточняет, конкретизирует сведения о предмете).
  – А вспоминать будем с помощью плана. Как представим учебный материал? – Сколько блоков в плане? I. Что обозначает? II. Морфологические признаки (пост., непост.). III. Роль в предложении
III. Работа по теме урока. 1. Групповая работа. Моделирование учебного материала I. Прил., признак предмета, какой?, чей? II. Относительные (из чего?), притяжательные (чье?); ст. ср., крат. – полн., прил. + сущ., р., п., III.     Проговаривают план
2. Выполнение заданий   I гр. Самостоятельно выполняют упражнения (с. 4–7). II гр. Работают с карточками. III гр. Выполняют морфологический разбор одного прилагательного. Осуществляют самооценивание, взаимооценивание
3. Лингвистический эксперимент «Как прилагательные работают в тексте»   Выборочный диктант – Проведем лингвистический эксперимент на материале стихотворения Н. И. Авраменко, учителя русского языка и литературы лицея № 2 г. Михайловска. (См. Ресурсный материал.) – Выпишите словосочетания прилагательное + существительное. – Можно ли по словосочетанию понять смысл стихотворения, определить главную мысль? – О чем оно?   – Что хотел сказать автор?   – Как работают прилагательные в тексте? Выписывают словосочетания, помечая главное слово. Осуществляют самопроверку, взаимопроверку (оценивание). Словосочетания построены по типу подчинительной связи согласование Выписывают словосочетания.   – О Родине и ее месте в жизни каждого человека. – Надо любить и беречь нашу многострадальную Родину. – Они помогают глубже проникнуть в замысел писателя
4. Лингвистический эксперимент     – Назовите прилагательное, которое выписали без существительного и оно не является определением (групповая работа). Осуществляют обобщение: – Мы говорим о Родине. Назовите синонимы к этому слову, подберите к каждому из слов подходящие по смыслу прилагательные. – Родина. – Отечество. – Отчизна.   Формулируют вывод Прекраснее – сказуемое (прилагательное в сравнительной степени).     – Любимая, великая, прекрасная, единственная, необозримая, святая, могучая, сильная, настоящая, свободная, малая. – Родное, прекрасное, могучее, сильное, свободное, святое. – Родная, свободная, могучая, сильная, святая, прекрасная. Не все прилагательные одинаково подходят к синонимическим понятиям
5. Лексическая работа – Любите ли вы собирать пазлы? Какое слово зашифровано? 1) Приставка в слове паводок. 2) Первые три буквы в слове триптих. 3) Суффикс в слове красота. – Напишите словарную статью к слову патриот. – Сравните со словарной статьей из толкового словаря С. И. Ожегова – Патриот.   – Патриот – человек, который любит свою Родину. – Понятие патриот намного шире, чем мы представляли
6. Мини-проект «Я – автор» – Образуйте прилагательное от слова «патриот». «Я – патриот России». «Моя малая родина…». «Я живу на …» – Патриотический
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Какие задания вызвали затруднения? Почему? – Оцените свою работу на уроке (см. Ресурсный материал) Отвечают на вопросы.   Осуществляют оценку деятельности

Ресурсный материал

Стихотворение

Над моею страной вновь туманы густые

И едва пробивается солнечный свет.

Дорогая моя, золотая Россия,

Без тебя ни любви мне, ни радости нет.

И не раз и не два с нами мерились силой,

Эхо тяжких боев доносилось с полей.

Дорогая моя, золотая Россия,

Ты молилась за верных своих сыновей.

Мне заморских краев непонятная сила.

Знаю я, что прекраснее Родины нет.

На бескрайних просторах меня ты взрастила,

Ты навеки зажгла в моем сердце свой свет.

Пусть уносятся прочь все невзгоды лихие,

Все мы дети твои, и сомненья в том нет.

Мы тебя сбережем, наше солнце – Россия,

Над тобою зажжем яркой радости свет.

Н. И. Авраменко

Оценочный лист

Вид деятельности Самооценивание Взаимооценивание Средний балл
       

Уроки 101–102*. Развитие речи.
Описание природы. Анализ выполненной работы.
Работа над ошибками
(с. 8–9)

Педагогические задачи: способствовать развитию речи обучающихся; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Результаты изучения темы:

Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.

Метапредметные:

познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;

коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Тип урока: рефлексия.

Образовательные ресурсы: открытки с изображением природы; Русский язык. 6 класс: поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова [и др.] / авт.-сост. С. С. Колчанова. Волгоград: Учитель, 2013.

Сценарий урока 101

I. Работа с учебником.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: