Жесты и мимика и интонация (метасообщение)




Выделяют два вида сообщений: Вербальное сообщение - то, что передается словами.

И невербальное сообщение (метасообщение) - то, что передается через позу, мимику, жесты, голос, дыхание (информация о внутреннем состоянии человека и его отношении к происходящему и окружающим).

Оратор выходит на сцену. Он еще ни слова не произнес, а уже всем своим телом транслирует в аудиторию море информации: «Я волнуюсь» или «Я уверен», «Я рад вас видеть» или «Как вы мне надоели», «Сейчас будет интересно» или «Сейчас будет скучная и занудная лекция»...

ДАЖЕ НИЧЕГО НЕ ГОВОРЯ, МЫТРАНСЛИРУЕМ СОБОЙ РАЗНЫЕ МЕТАСООБЩЕНИЯ

Согласно исследованиям, воздействие на слушателей во время презентации в основном складывается именно из невербальной коммуникации:

55% - это язык тела (позы, движения, мимика), около 38% - голос (тон, интонации, ритм, тембр),

и только около 7% приходится на слова.

К сожалению, обычно при подготовке к выступлению в первую очередь думают о том, ЧТО сказать, какие слова и в какой последовательности произнести. Но часто забывают о форме, о том, КАК сказать. А это тоже необходимо!

Метасообщения можно условно разделить на три категории:

Метасообщение о себе: что оратор говорит о себе: «Я уверен в себе» или «Я стесняюсь». «Я спокоен» или «Я волнуюсь». «Я воодушевлен» или «Мне скучно». «Я полон сил и энергии» или «Я устал».

Метасообщение об аудитории: что оратор невербально говорит о своем отношении к слушателям. «Я рад вас видеть» или «Боже, как вы мне надоели». «Я уверен, что вы легко справитесь» или «У меня сомнения в ваших умственных способностях».

«Я круче вас, а вы мелюзга» или «Какие вы все большие и важные. Я по сравнению с вами никто».

Метасообщение о материале: подсказки невербального поведения оратора о том, как нужно относиться к материалу, который преподносится.: «Это очень важно» или «Это не стоит вашего внимания». «Это очень интересная и увлекательная тема» или «Это скучно и неинтересно».

«Это легкий и простой в освоении материал» или «Это очень трудная для понимания тема».

Очень важно, чтобы метасообщение и сообщение не противоречили друг другу, этот эффект называют некогруэнтность – несовпадение слов, мимики и жестов интонации. Именно поэтому возникает недоверие к оратору.

Про известного семейного психотерапевта Вирджинию Сатир рассказывают такую историю.

Будучи уже всемирно известной, она ездила по стране с лекциями. И вот очередное выступление. Битком набитый зал на тысячу человек. Все притихли, ждут, когда же выйдет ОНА...

Наконец выходит конферансье и объявляет: «Дамы и господа, сейчас перед вами выступит доктор таких-то наук, президент таких-то ассоциаций, автор таких- то книг Вирджиния Сатир!!!» Зал взрывается аплодисментами!

Вдруг из-за кулис появляется сгорбленная старушка, которая, шаркая ногами, кряхтя и кашляя, плетется к середине сцены. По залу проносится легкий гул недоумения. Старушка испуганно озирается на аудиторию и дрожащими руками берет микрофон. Люди в зале начинают оглядываться друг на друга. Хриплым прерывающимся голосом старушка говорит в микрофон: «Здрасьте, я Вирджиния Сатир, я буду вести этот семинар...» При этих словах микрофон вываливается из ее рук, и она, встав на четвереньки, начинает ползать по полу в его поисках.

Поверьте, стоило заплатить немалую сумму, чтобы только посмотреть на выражения лиц людей, сидевших в зале. За этот трехдневный семинар они отдали по несколько тысяч долларов каждый, многие прилетели с другого конца страны, а тут перед ними какое-то чучело, которое почему-то называют Вирджинией Сатир.

И в этот момент старушка вдруг распрямлялась, в глазах у нее появлялась сила и уверенность, она делала несколько быстрых шагов к краю сцены и громким, уверенным голосом произносила: «Друзья, то, что вы сейчас видели, называется неконгруэнтность. Если поза, жесты, мимика не соответствуют содержанию речи, это несоответствие вызывает сильнейшее отторжение. Самый важный навык любого успешного человека - быть конгруэнтным! И именно поэтому мы начинаем наш семинар с этой темы!»

Как только в выступлении оратора возникает какое-либо несоответствие, несогласованность, это сразу же замечают слушатели. Они могут простить оратору почти всё, но не ложь!

Вы встречаетесь с адвокатом или представителем банка, а он приходит в рваных джинсах и футболке, у него суетливые движения и торопливая речь. Какие ощущения он у вас вызывает?

Если вы ожидаете встречи с вольным художником, творческой личностью, а приходит человек в строгом костюме с галстуком, также может возникнуть ощущение несоответствия и, как следствие - отторжение. «Я рад вас видеть», произносимое с измученной улыбкой и ненавистью во взгляде, гораздо хуже, чем просто молчание без этой дежурной фразы. Или вы говорите медленно и не торопясь, а жесты у вас быстрые и суетливые.

СТРЕМИМСЯ К КОНГРУЭНТНОСТИ - СОГЛАСОВАННОСТИ СЛОВ, ЖЕСТОВ, МИМИКИ, ГОЛОСА, ПОЗЫ...

Давайте с вами немного поиграем, задача такая: вытаскиваем листочек, на первой половине которого написано сообщение, которое нужно произнести вслух, а на второй прописан смысл, который при этом нужно передать. (вторую часть вслух не зачитываем, мы должны догадаться, что хотел до нас донести автор) (игра – см. приложение)

Еще одно УПРАЖНЕНИЕ, которое можно провести дома:

Вечером садитесь перед телевизором, по возможности находите иностранный телеканал (чтобы больше внимания уделять невербальному сообщению) и записываете на листе бумаги свои впечатления о том, какое метасообщение исходит от телеведущего, гостя программы, героя телепередачи и т. д. Желательно это делать не в одиночку, чтобы была возможность сравнить ваше впечатление о метасообщении от того или иного человека с впечатлениями ваших друзей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: