Целью создания и деятельности СКЦ Минатома России является повышение эффективности управления отраслью и совершенствования Отраслевой системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет использования современных методов и средств для информационно-аналитической поддержки руководства Министерства и Отраслевой комиссии по чрезвычайным ситуациям. Таким образом, система экологического мониторинга СКЦ должна стать эффективным инструментом информационно-аналитической поддержки руководства и предприятий отрасли в решении указанных задач.
Основной целью создания в СКЦ Минатома России системы экологического мониторинга является: обеспечение информационно-аналитической поддержки руководства Минатома России по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности населения как при нормальной эксплуатации предприятий, так и в чрезвычайных ситуациях. При этом должны учитываться оперативные и перспективные задачи отрасли, а также современные тенденции создания эффективных систем экологического менеджмента.
Таким образом, система экологического мониторинга СКЦ Минатома включает:
- отраслевой экологический (по сути локальный) мониторинг;
- сбор, анализ и обобщение данных мониторинга, осуществляемого другими ведомствами в районах размещения объектов отрасли (локальный), систем территориального экологического мониторинга (субъекта федерации) и обобщенных данных федеральных ведомств, уполномоченных в области охраны окружающей среды.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. осуществление внутриведомственного мониторинга поступлений загрязняющих веществ в окружающую среду (контроль сбросов, выбросов, других путей поступления), радиационного, химического, теплового загрязнения природной среды в районах расположения предприятий Минатома России;
|
2. централизованная передача данных ведомственной системы мониторинга в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга;
3. сбор, анализ и систематизация информации других ведомств, осуществляющих мониторинг (учет) поступления загрязняющих веществ и показателей состояния ОПС и здоровья человекав районах (зоны наблюдения) и регионах (субъекты РФ) расположения предприятий отрасли, в том числе в ретроспективе с учетом происшедших радиационных аварий и других чрезвычайных ситуаций;
4. учета и контроля ядерно-, радиационно- и химически опасных объектов, включая выведенные из состава ВМФ АПЛ, загрязненных в результате функционирования предприятий территорий и работ по их дезактивации и реабилитации;
5. создание объективной картины по уровням экологического воздействия предприятий отрасли на окружающую среду и здоровье населения, включая комплексную оценку рисков, связанных с их функционированием, в том числе в сравнении с другими техногенными рисками, обусловленными наличием в регионах предприятий-загрязнителей других отраслей промышленности и сельского хозяйства;
6. обеспечение информационно-аналитической поддержки руководства отрасли и предприятий в случае ЧС (с экологическими последствиями) на объектах Минатома или в регионах их размещения.
С учетом изложенных задач система экологического мониторинга СКЦ Минатома может быть определена как информационно-аналитическая система сбора, обработки и представления результатов наблюдений, оценок и прогнозов изменений в окружающей среде и здоровье населения, вызванных функционированием предприятий отрасли, их сопоставлением с уровнем воздействия других техногенных факторов и восприятия этих воздействий общественностью.
|
Ряд из перечисленных задач может быть реализован в рамках основного режима функционирования СКЦ Минатома России – получение регулярных сообщений непосредственно с предприятий отрасли и/или уже действующих центров сбора информации (ВНИИХТ, ЦНИИАТОМИНФОРМ) на основе уже существующих и создаваемых форм отчетности. Для этих задач необходима разработка документов, регламентирующих поступление сообщений в СКЦ и создание сопряженных с другими подсистемами СКЦ программных средств передачи и приема сообщений, их хранения, обработки и представления на технических средствах СКЦ.
Для решения задачи 2 необходимо подготовка регламентов передачи данных в рамках ЕГСЭМ и необходимых программно-технических средств.
Значительный объем информации о состоянии окружающей среды и связанных с этим рисках, необходимый для решения задач 3 и 5 может быть получен из отчетности других ведомств – Госкомстата, Минздрава, Минприроды и т.д. В отношении этого блока информации, возможности изменения существующих регламентов и форм являются весьма ограниченными. В этом случае необходимо создать программные средства для конвертирования информации в форматы, доступные для программных средств СКЦ. Значительный объем информации может быть получен из анализа научно-технической литературы. В этом случае необходима его аналитическая обработка, разработка способов и средств хранения и представления данных на программно-технических средствах СКЦ.
|
Для решения задачи 6 необходима организация системы мониторинга научно-технической информации с использованием уже ведущихся работ. В этом случае также необходима регламентация сбора и аналитической обработки информации, ее передачи и приема в СКЦ и разработка способов и средств хранения и представления данных на программно-технических средствах СКЦ.
Для решения задачи 7 необходимо не только наличие данных по исходному состоянию потенциальных источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ и химических загрязнителей, но и средства оперативного анализа и прогнозирования обстановки и их представления на ПТК СКЦ.
Таким образом, для создания СЭМ СКЦ работы должны вестись по следующим направлениям:
Разработка регламентов передачи данных с предприятий и отраслевых информационных центров в СКЦ Минатома.
Разработка программных средств и баз данных для приема – передачи, хранения, обработки и представления данных с учетом особенностей функционирования уже существующих систем ПТК СКЦ.
Информационная интеграция аналитических работ, в том числе работ по комплексной оценке экологической обстановки и рисков для населения в районе расположения предприятий отрасли с учетом всех источников загрязнения окружающей среды.
Информационно-техническое обеспечение работ экспертных групп и центров технической поддержки в случае возникновения ЧС.