В ведущих университетах мира




 

Современные образовательные программы в области техники и технологий первого уровня, как правило, предполагают обучение в течение 3–4 лет с последующим приобретением квалификации, необходимой для профессиональной деятельности. Ведущей в мире является англосаксонская система бакалавриата, используемая в США, Канаде, Австралии, Японии, Великобритании и распространяющаяся в виде аналоговых программ в европейском образовательном пространстве в рамках Болонского процесса.

От российских американские программы отличаются, в первую очередь, гораздо более коротким перечнем направлений подготовки в классификаторе, что предполагает гораздо более широкую подготовку выпускника. Поэтому российским университетам возможно более подходящей является американская модель. АВЕТ (Американское аккредитационное агентство в области техники и технологий) требует, чтобы учебный план ОП предполагал следующее распределение дисциплин по блокам: около 15 % – блок ГСЭ, 25 % – блок ЕН и математики, не менее 45 % – блок общепрофессиональных и специальных дисциплин. Причем каждая дисциплина должна готовить студента к тому, чтобы, будучи выпускником, он соответствовал требованиям и целям программы. Основные навыки и умения, а иначе – что более актуально на данный момент – компетенции, которые должен демонстрировать выпускник, включают:

· способность применять естественно-научные, математические и инженерные знания;

· способность планировать и проводить эксперимент, фиксировать, анализировать и интерпретировать данные;

· способность проектировать процессы или системы в соответствии с поставленными задачами;

· способность работать в коллективе по междисциплинарной тематике;

· способность формулировать и решать инженерные проблемы;

· способность осознавать профессиональные и этические обязанности;

· навыки профессионального общения, подразумевающие способность донести свою идею в письменном виде или устном во время обсуждений и умение аргументировать свою позицию;

· широкую эрудицию, необходимую для понимания глобальных и социальных последствий инженерных решений;

· понимание необходимости и умение учиться постоянно;

· знание и понимание современных общественных, политических и научно-технических проблем;

· умение применять навыки и изученные методы в инженерной практике.

С этой целью университетами предлагаются интегрированные программы.

Суть схемы состоит в том, чтобы отразить наличие как вертикальных связей между дисциплинами в блоках, так и горизонтальных между блоками для обеспечения интегрированной подготовки выпускников. Каждая из дисциплин должна отвечать за приобретение определенных компетенций, использование которых в системе должно происходить именно во время проектирования. Таким образом, инженерное проектирование является кульминационным моментом подготовки выпускника к профессиональной деятельности в области техники и технологий, а все остальные дисциплины готовят выпускника к участию в проектировании.

Дисциплина инженерное проектирование проводится практически на каждом году обучения и состоит, как правило, из вводного курса лекций по методике проектирования и непосредственно проектирования как самостоятельной работы студентов. У дисциплины назначается координатор, ответственный, в том числе, за организационные моменты, как в Университете Эдинбурга, или же назначается научный руководитель у каждого из студентов или группы студентов, как в Университете Каледонии.

Как и любая дисциплина в англосаксонских университетах, ориентирующихся на внедрение системы менеджмента качества, предполагающей оценивание достигнутых результатов, дизайн-проект предполагает постановку целей и определение предполагаемых результатов обучения. Как правило, цели дисциплины могут быть сформулированы следующим образом:

· формулировать проблему, для разрешения которой необходима разработка проекта;

· формулировать четкое положение о существе проблемы в проблемных ситуациях;

· представлять критический анализ исследуемой проблемы;

· выполнять необходимый анализ для принятия решений;

· предлагать решения и рекомендации для дальнейшей работы;

· представлять письменный план действий, ведущий проект к позитивному заключению;

· развивать способность применять соответствующую проектную методику для решения проблемных ситуаций,

· овладевать навыком устного, визуального и письменного представления выводов проекта;

· исполнять письменные профессиональные отчеты, включая инструкции;

· представлять дизайн-проекты, защищать и аргументировать свою позицию;

· предлагать дизайн-проект с четко определенными критериями, включающими реалистические ограничения;

· планировать и управлять дизайн-проектом, включая временные и финансовые ограничения;

· генерировать альтернативные дизайн-проекты, потенциально удовлетворяющие разрешению проблемной ситуации;

· демонстрировать способность объединять и использовать знания, полученные во всех дисциплинах;

· демонстрировать способность собирать, соотносить и умело использовать информацию из различных дополнительных источников;

· развивать способность применять методы, инструменты и техники инженерного проектирования, приобретенные ранее из изучаемых дисциплин;

· применять основные теории управления проектом на практике;

· научить выполнять индивидуальные задачи и представлять работу в письменной и устной форме;

· представлять доклад формата для конференций по выполненной работе;

· понимать содержание и стиль устных презентаций;

· делать профессиональные устные презентации, включая предварительные и критические замечания по проекту; финальные презентации;

· описывать и понимать процесс инженерного проектирования как целого – например, аргументирование проекта, определение ограничений, определение критериев проекта и расписания, распределение работы, управление проектом и оценивание в процессе проектирования;

· описывать, понимать и применять основные инструменты, используемые в процессе инженерного проектирования;

· понимать преимущества и потенциальные проблемы работы в команде, описание качеств и процессов, необходимых для эффективной работы в команде и роль командной работы в процессе инженерного проектирования;

· ввести концепции работы в группе под давлением обстоятельств времени и финансовых ограничений;

· взаимодействовать с группой в повседневной деятельности по осуществлению проекта;

· взаимодействовать с группой по демонстрации результатов по ключевым позициям в течение всего проекта;

· понимать и уметь работать в группах по взаимному оцениванию с коллегами;

· исполнять выполненную работу в семиотической плоскости;

· оценивать стандарты и интерпретировать их значение и применение;

· развивать количественные требования проекта;

· проводить эксперименты, необходимые для принятия решения;

· создавать модели и рисунки физических прототипов;

· демонстрировать навыки управления проектом;

· описывать причины и формы технических коммуникаций;

· понимать важность планирования и управления карьерой;

· понимать важность инженерной этики.

Разные программы подходят по-разному к вопросу формулирования проблемной ситуации. Например, Университет Эдинбурга предлагает несколько проблемных ситуаций (сокращение стоимости ловушки для москитов, ковш для атлантической воды), из которых студенты могут выбрать ту, решение которой они собираются осуществить при проектировании. В то же время каждая группа должна заполнить соответствующую форму, в которой обозначается техническое предложение и цели, также как и необходимые ресурсы, обеспечиваемые, главным образом, за счет университета, хотя не исключается наличие внешних партнеров. Это предложение должно быть утверждено координатором проекта для продолжения работы. В то же время при университете работают несколько исследовательских групп, готовых принять студентов для получения опыта проектирования (например, моделирование потока крови через артерии и движение стенок артерий, являющихся эластичными; создание растягивающихся и вибрирующих инструментов для живых клеток и тканей; изобретение совершенного изолятора для поршней высокого давления). Университет Каледонии предоставляет большую свободу, однако обязательным требованием является то, что проекты должны быть ориентированы на промышленность, а те, которые в большей степени ориентированы на научные разработки, должны активно взаимодействовать с промышленными кругами.

Наиболее жесткими и приближенными к реальности являются требования французской программы по дисциплине дизайн-проект в Школе Горного Дела Парижа по специальности гражданское строительство, которая, однако, более высокого уровня, чем бакалаврские программы. Здесь дизайн-проект предполагает максимальную инициативу и ориентирование студента на реальные потребности общества в любой из сфер – научной, экономической, культурной, социальной или гуманитарной. Кроме того, проект должен носить оригинальный характер и быть непременно реализован в качестве продукта, услуги, события, организации и т.д. Возможности реализации связываются с рыночной жизнеспособностью предлагаемого продукта, а именно с поиском партнеров или клиентов. Таким образом, в программе обозначается, что «поиск финансовых ресурсов является неотъемлемой частью проекта». Школа помогает, лишь предоставляя студентам возможность использовать научно-исследовательские центры и специализированные базы данных.

 

Кроме того, важным моментом является контрольная проверка работ студента по планированию проектирования с указанием целей и сроков. Оценивание коллегами также является важным элементом и реализуется в форме вспомогательных групп обмена и ориентации, в которые входят разные студенты или группы студентов с руководителями проектов, постоянно обсуждающие прогресс работ по каждому индивидуальному проекту. Экзаменационная комиссия, состоящая как из преподавателей, так и внешних представителей, собирается и оценивает работы несколько раз в год.

Выводы

 

Анализ образовательных программ в области техники и технологий ведущих зарубежных вузов позволяет сделать выводы о той важной роли, которая приписывается дисциплине инженерное проектирование или дизайн-проект при подготовке специалистов. На это указывают, в первую очередь, цели и результаты учебной программы дисциплины, включающие практически все требования, предъявляемые к выпускникам программы. И действительно, все качества, необходимые современному инженеру для того, чтобы быть конкурентоспособным и мобильным на рынке труда, а именно, демонстрировать способность работать по межотраслевым интегрированным проблемам и рассматривать каждый частный момент в системе, применяются в инженерном проектировании студентами. Среди них можно выделить способность формулировать проблему и искать оригинальные решения, умение аргументировать свою позицию и довести ее до изготовителя, директора, пользователя, учет экологических, социально-экономических и других последствий инженерных решений, оптимизация процессов и т. д.

Для российских вузов, предлагающих образовательные программы в области техники и технологий, введение инженерного проектирования как дисциплины, направленной на развитие инициативности, коммуникабельности и многих других черт, необходимых сегодняшним выпускникам, является обязательным условием интеграции России в мировое образовательное пространство и конкурентоспособности российских выпускников на международном рынке труда.

Рекомендуемая литература (основная)

1. Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности. – Новосибирск: Наука СО, 1990.

2. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – Москва, 1996.

6. Дворецкий С., Пучков Н., Муратова Е. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. – 2003. – № 4. – С. 138–144.

7. Джонс Дж.К. Методы проектирования: Пер. с англ. – 2-е изд., доп. – М.: Мир, 1986. – 326 с.

8. Ильин Г.Н. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. – 2001. – № 4. – С. 15–22.

9.

Приложения

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: