Форма в композиции костюма.
Силуэт в композиции костюма. (Лекция)
Формообразование в костюме.
Изменение формы одежды — сутьявления моды. Основнаязадача дизайнера одежды — создание художественно- выразительной формы.
Форма изделия должна соответствовать его внутреннему содержанию. Гармония формы и содержания - признак дизайнерской формы.
Костюм — это объемно-пространственная структура, облачённая в свою форму. Границей этой структуры, вычленяющей и организующей ее доминантой является форма.
В процессе проектирования костюма форма занимает одно из главных мест. Она неразрывно связана с человеком и может быть рассмотрена только в связи с его образом, пропорциями и движением. Чтобы понять, как образуется и развивается форма костюма, необходимо четко определить ее значение и смысл.
Костюм утилитарного назначения характеризуется внешней формой. К ее основным признакам, вне зависимости от эстетических и практических качеств, относятся: геометрический вид, соотношение, объемно-пространственное строение, равновесие, психологический и физический центр.
Форма (силуэт и конструкция) какого-либо вида одежды должна закономерно исходить из свойств материала. Текучему материалу, соответствует текучая свободная форма, неограниченная швами и четким силуэтом, жесткому материалу соответствует жесткая, четкая форма. Это совпадение формирует гармоничный образ изделия. Соответствие образа костюма его назначению и образу внешности человека ярко презентует этого человека, оставляет незабываемый гармоничный образ. Наличие несовпадений, отсутствие связей между формой костюма и материалом, между внешностью человека и формой костюма, между формой костюма и его назначением, ситуацией оставляет дезорганизованное нечеткое представление о человеке.
Геометрический вид костюма — это качественные и метрические показатели, позволяющие описать его внешние параметры. Самые простые формы костюма: прямоугольник, овал, трапеция, треугольник. Их примыкание, соединение и пересечение в разных комбинациях создает более сложную, многомерную форму.
Любой элемент, составляющий сложную форму, обладает размерами (величиной) и характеризуется внутренними соотношениями.
Величину формы следует рассматривать как:
· соотношение величин формы одежды и фигуры человека;
· соотношение двух и более форм при их сравнении.
Величина формы оказывает влияние на ощущение объемности, легкости или тяжести. При сопоставлении нескольких форм наблюдается их равенство или превосходство одной над другими. Иногда значительная величина в силу своей неуместности превращается в отрицательное качество. Тогда можно услышать такую оценку как «громоздкий жакет», «массивные плечи», «короткие ноги» и т. д.
Человеческий глаз сопоставляет величины отдельных частей между собой и по отношению к целому. В простом геометрическом теле он улавливает соотношение длины, диаметра и высоты.
Любое соотношение форм применительно к костюму (сравнение объемов, величин, фактур, цвета) можно охарактеризовать с точки зрения подобия, контраста или нюанса.
Геометрический вид формы в целом и ее частей определяется соотношением измерений формы в системе координат. Первое зрительное впечатление, которое мы получаем, рассматривая костюм, вытекает из степени его объемности, характера силуэта и контуров.
Объемная форма — это границы, в пределах которых проявляется силуэт костюма. Степень объемности в костюме проявляется в ограниченном диапазоне и не выходит за грани возможностей человеческой фигуры. Здесь возможны две крайности: форма одежды может быть сильно вытянута в одном измерении - линейный характер, и форма одежды распространяется в трех измерениях - объемный характер.
Вся совокупность геометрических форм костюма и их отношений подчиняется законам многомерной геометрии и представляет собой многомерное пространство. Поэтому можно сказать, что костюм имеет четыре измерения: длину, высоту, объем и время. Объем костюма можно легко очертить, почувствовать его замкнутость по отношению к внешнему пространству. Временное развитие формы означает преемственность, появление эталона периодически нарушаемого, меняющегося в соответствии со сменой стиля и эстетических идеалов времени.
Всякое произведение искусства нуждается в равновесии психологическом и физическом. Физическое равновесие предполагает такое расположение элементов, где каждый из них находится в устойчивом положении. Несбалансированная форма кажется случайной, временной и, следовательно, необоснованной. Любая форма должна иметь центр тяжести, ось симметрии.
Центр определяет величину и направление движения формы. Место нахождение физического центра зависит от расположения частей формы, пропорциональности, гармонии членений и т. п. Центр — это часть формы, своеобразный фокус, определяемый психологически. Композиционным центром является место расположения главного психологического акцента костюма, который определяет тенденцию развития формы и дальнейшее взаимодействие ее линий. Перемещение этого центра воздействует на общее состояние структуры.
Принцип организации формы можно выявить наиболее полно, изучив ее структуру. Структура — весьма распространенное понятие, встречающееся в архитектуре, физике, биологии, математике и др. Только структура обладает свойством отбора средств для выразительности формы. Упрощение формы, т. е. сокращение числа характерных структурных черт, позволяет облегчить анализ и восприятие предмета. Отчетливость в восприятии формы является определяющим фактором коммуникабельности идеи, заложенной в костюме.
Известно, что человеческий разум и материальный мир следуют законам простоты. Простая симметричная форма символизирует физическое равновесие, устойчивость и довольно часто встречается в природе как наиболее гармоничная форма.
Охарактеризовать форму сложного объекта можно лишь в том случае, если удается понять целое и установить связь между ее составляющими путем вычленения геометрически узнаваемых элементов. Только в этом случае можно говорить о восприятии объекта.
Талантливый дизайнер отличается от беспомощного именно тем, что он способен там, где нужно противопоставить закономерности неожиданное ее нарушение. В результате возникает ощущение целостности.
Силуэт костюма
Наиболее обобщенной характеристикой формы костюма является ее силуэт. Силуэт костюма – это плоскостное зрительное восприятие объемной формы костюма, ее абрис. Абрис театрального, авангардного или художественного костюма может быть достаточно сложным, декоративным. Абрис повседневного утилитарного костюма в основном вписывается в геометрические формы.