Описание проблемной ситуации




ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

 

Проблема (от греч. problema – преграда, трудность) – это частичная неопределенность, которая включает, знание (представление, понимание) и вопрос (комплекс вопросов), требующий своего разрешения, при чем имеющихся знаний не достаточно, чтобы ответить на поставленный вопрос. При разрешении проблемы у менеджера нет необходимой и достаточной информации – разрешение проблемы есть поиск недостающих сведений, фактов, данных, так как на момент постановки проблемы у менеджера этих сведений нет. С ростом объема знаний проблема трансформируется в задачу.

Проблему, как правило, формирует несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому (заданному). Именно при условии отклонений от заданных (плановых или нормативных) состояний, которые наблюдаются в конкретный момент времени или прогнозируются на будущее, чаще всего и возникают управленческие проблемы в промышленных организациях. Но их источником могут быть и изменения нормативов, условий функционирования (экономических, технических, экологических и т.д.) или целей деятельности организации - объекта управления, обусловленные ее развитием, а также возникновение благоприятных возможностей.

Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной управленческой проблемы, называется управленческой ситуацией, а рассмотрение этой проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать данную конкретную проблемную ситуацию.

Проблемная среда - совокупность ситуаций, сложившихся на объекте управления в некоторой предметной области и характеризующихся отклонениями от запланированных (заданных).

Проблемная среда менеджера - часть проблемной среды управляемого объекта, очерченная полномочиями и функциональными обязанностями менеджера.

Ситуация – сочетание условий и конкретных обстоятельств, создающих определенную обстановку, характеризующую положение дел в организации через совокупность конкретных значений показателей, выделенных в системе управления организацией для отражения состояния объекта управления и имеющих определенные назначения.

Описание проблемной ситуации

 

Характеристика самой проблемы Ситуационные факторы, приведшие к появлению проблемы
1. Место возникновения проблемы. 2. Время возникновения проблемы. 3. Сущность проблемы. 4. Содержание проблемы. 5. Границы распространения воздействия проблемы на работу организации или ее частей. 1. Внешние факторы (факторы внешней среды: состояние экономики страны или региона; уровень научно-технического и социального развития; социокультурная и политическая обстановка; существенные для данной организации события в других странах и т.п.). 2. Внутренние факторы (цели и стратегия развития организации; состояние портфеля заказов; структура производства и управления; финансовые и трудовые ресурсы; объем и качество работ, в том числе НИОКР и т.д.).

Проблемная ситуация – сложившаяся в организации определенная обстановка, отраженная экономическими показателями, отклоняющимися от заданных или ожидаемых.

Управленческая ситуация - сочетание ситуационных факторов, условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю и (или) внутреннюю среду), в которой разрабатывается и принимается управленческое решение.

Анализ ситуационных факторов позволяет рассмотреть проблему в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями во внутренней и внешней среде организации и начать поиск управленческого решения.

В рамках используемого понятийного аппарата управленческое решение может рассматриваться как директивный акт целенаправленного осознанного воздействия на объект управления, как организационный (управленческий) акт, основанный на анализе достоверных релевантных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, и содержащий программу действий обеспечивающих достижение цели, как один из основных этапов процесса управления, как интеллектуальная задача, как процесс легализации управляющего воздействия на управляемую систему (подсистему).

Потребность в управляющем воздействии возникает в процессе функционирования системы, когда в результате изменения внешних или внутренних условий появляется управленческая проблема (управленческая проблемная ситуация) или благоприятная возможность.

Реакция менеджера на полученную по каналам обратной связи информацию о наличии управленческой проблемы выражается в управленческом решении, в котором определены цели действий, содержание, средства и методы воздействия на объект управления, требуемые ресурсы и программа достижения целей. Следовательно, управленческое решение пронизывает и определяет все последующие действия в управленческом цикле.

Существуют разные определения управленческого решения, сравним некоторые из них:

• результат управленческой деятельности менеджера, выбор возможного варианта действий;

• концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии;

• команда, подлежащая выполнению, поступающая от управляющей системы к управляемой;

• результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов для достижения конкретной цели менеджмента [192];

• средство, акт осуществления управляющего воздействия, способ выражения управленческих отношений;

• директива в форме документа, где указаны действия, которые следует предпринять отдельным лицам или коллективам [48].

Обобщение изложенного позволяет сформулировать содержание понятия: управленческое решение является сочетанием интеллектуальной деятельности в управляющей системе с организационно-практической деятельностью в управляемой системе.

Разработка и принятие управленческих решений - это творческий процесс в деятельности руководителя любого уровня.

Примем следующее определение. Управленческое решение - важнейший результат осознанной конкретной управленческой деятельности менеджера (коллектива менеджеров), предназначенный для целенаправленного воздействия на объект управления и обеспечивающий его функционирование в наиболее благоприятном режиме в пределах заданных целей и имеющихся ресурсных возможностей, основанный на знании объективных экономических законов и практическом опыте менеджера.

Управленческому решению присущи как черты, свойственные всем решениям, принимаемым человеком независимо от сферы деятельности (наличие выбора осознанного и целенаправленного), так и особенные черты, характерные именно для управленческих решений, принимаемых в процессе управления. В качестве основных из этих особенных черт можно выделить следующие:

• решение формирует управляющее воздействие, связывая таким образом субъект и объект управления;

• решение является результатом творческой мыслительной деятельности человека, в основе которой лежат познание и сознательное использование объективных законов, привлечение личного опыта;

• решение определяет круг действий субъекта и объекта управления для достижения общих целей данной системы, то есть ведет к действию, практическим результатам.

Трансформируя сказанное выше, можно отметить еще одну характерную черту управленческого решения - это творческий акт целенаправленного воздействия субъекта управления на объект, основанный на знании объективных законов и опыте и ведущий к желаемым практическим результатам.

Определить управленческое решение как творческий акт позволяет то обстоятельство, что разработка и принятие управленческого решения - это оригинальный процесс даже в случаях использования для выработки формальных моделей, так как полученный с помощью модели вариант решения не является окончательным. Перед утверждением полученного варианта управленческого решения и передачей на исполнение его обсуждают и анализируют с точки зрения факторов, не учтенных в формальном описании проблемы.

В ходе процесса разработки, принятия и реализации управленческого решения менеджер осознанно (творчески) применяет свои научные знания и опыт на практике, таким образом имеет место наличие субъективного момента, от которого не свободно ни одно решение, принимаемое человеком.

Присутствие субъективного в управленческом решении не является отрицательным явлением при условии преобладания в нем объективного момента, о чем можно судить по фактическим результатам реализации управленческого решения, поскольку только практикой человек подтверждает правильность своих гипотез, понятий, знаний.

Максимальная объективизация представлений субъекта о решаемой проблеме достигается посредством использования в ходе ее решения научных методов. Поэтому в определении управленческого решения подчеркивается, что оно должно быть научно обоснованным, то есть приниматься менеджером на основе знаний объективных законов и научного предвидения их действий и развития в будущем.

Любая теория начинается с подчиненной целям исследования классификации объекта и предмета исследования.

При проведении классификации, т.е. выделении однотипных групп, некоторое множество должно быть разделено на подмножества, при этом необходимо в явном виде наличие классификационного признака. Сумма подмножеств должна составлять полное исходное множество, а их пересечение должно быть пустым.

Требование эффективности разработки, принятия и мониторинга исполнения управленческих решений обусловливает необходимость их серьезного и глубокого изучения, а значит, определенной схематизации и классификации. Существует ряд признаков классификации управленческих решений разной природы. В зависимости от принятого классификационного признака возможны различные группировки управленческих решений, при этом в качестве классификационных может быть использован широкий набор признаков (таблица 3.1).

В организациях принимается большое количество самых разнообразных управленческих решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и времени разработки, структурированности, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д. Их классификация, представленная в таблице 3.1, позволяет выделить классы, группы или виды решений, требующих различного подхода к организации и реализации процесса управления, к разработке, принятию, мониторингу исполнения и поддержки решений, а также неодинаковых по затратам времени и других ресурсов.

На основе классификации управленческих решений определяется их приоритетность, т.е. осуществляется, с одной стороны, оценка отдельных разновидностей управленческих решений и выделение тенденций их развития, с другой - упорядочение разрабатываемых и принимаемых управленческих решений, формирование иерархического ряда.

Хотя управленческие решения классифицируются по множеству признаков, каждое из них по тому или иному признаку может относиться одновременно к нескольким группам. Например, разработка и утверждение месячного плана материально-технического обеспечения промышленной организации - это плановое, экономическое, тактическое, локальное, однотипное, типовое, периодически повторяющееся, детерминированное, категоричное, групповое решение по материально-техническому обеспечению.

Приведенная классификация управленческих решений может широко использоваться на практике, так как позволяет:

• определить, какие подразделения системы управления необходимо привлечь к разработке и исполнению конкретного вида управленческого решения и на кого конкретно следует возложить за него ответственность;

• установить уровень иерархии управления, на котором должно быть разработано и реализовано управленческое решение;

• выявить необходимость, возможность и направления технологической проработки (детализации) процессов разработки, принятия и исполнения каждого вида управленческих решений;

• создать систематизированный банк типовых управленческих решений.

 


Таблица 3.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: