Место курса в учебном процессе и структура курса




В. Д. БАКУЛОВ, А.А. Кириллов

 

ФИЛОСОФия.

 

Учебное пособие

Для студентов экономических специальностей

 

Ростов-на-Дону

 

 

  Бакулов В.Д., Кириллов А.А.
  ФИЛОСОФия: Учебное пособие для студентов экономических специальностей (второе высшее образование) . - Ростов-на-Дону, 2008. - 163 с.

Аннотация.

Учебное пособие содержит необходимую учебную информацию по одной из современных ведущих гуманитарных дисциплин, изучающей сложные феномены жизнедеятельности индивидов, играющей ведущую роль в формировании у студентов умений решения на теоретическом уровне мировоззренческих проблем, освоение вопросов, связанных с развитием сознания и самосознания, уяснение специфики познавательной деятельности, осмысление статуса науки в духовной культуре общества. Философия помогает студентам понять природу общества, причины его развития, структуру социального организма, взаимосвязь между его элементами, что, в конечном счете, позволяет выработать самостоятельный взгляд на социальные явления современности, сориентироваться в многомерном социокультурном пространстве.

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Курс «Философия» является органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и предполагает опору на межпредметные связи с социологией, религиоведением, культурологией, этнографией, антропологией, мифологией, литературой, экономической теорией и т.д., отчасти выполняя интегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин, а, также помогая студентам осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности. Этот курс играет существенную роль в развитии способности рационального осмысления различных проблем, в повышении уровня профессионального мышления.

Задача пособия – теоретическая и методическая помощь преподавателям и студентам экономических специальностей, а особенно экономистам магистрам, в повышении эффективности процесса освоения содержания курса «философия», объективности их кредитно-рейтинговой оценки, создание современного методического инструмента для стимулирования развития навыков самостоятельности в работе студентов в учебном процессе.

Занятия проводятся в форме лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы студентов. Формы контроля – тесты рубежного контроля, семинары, промежуточная аттестация, творческие задания, собеседования.

Программа курса соответствует действующим стандартам подготовки студентов-экономистов.

 

Выписка

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГСЭ. Ф.09 «Философия»   Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.  

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Актуальность курса: обусловлена тем, что знание философии во всех многообразных формах ее проявления в прошлом, а самое главное, в настоящем поможет будущему специалисту-экономисту более четко осознать законы, по которым происходит смена различных культурно-исторических эпох, систем ценностей и типов мировоззрения. Понимание различных систем ценностно-мировоззренческих ориентаций людей, их менталитета необходимо в силу прежде всего того, что экономико-хозяйственная деятельность реализуется в определенном общем контексте, в определенной социокультурной ситуации, при наличии определенного уровня развития экономической культуры и т.п. В самой полной мере это относится к современной ситуации - ситуации рубежа тысячелетий выступающей в качестве определяющей для всей последующей исторической эволюции человечества. Особое значение в этом смысле приобретает оценка роли и места России во всемирном экономико-хозяйственном миропорядке.

Значимость курса и суть модульной программы. Философия является важной социогуманитарной дисциплиной для подготовки экономистов, поскольку изучение философии предполагает развитие навыков и способностей к пополнению имеющихся знаний, умение осуществлять сложную познавательную деятельность, решать связанные с ней философско-методологические проблемы.

Данный курс построен по стандартам кредитно-модульно-рейтинговой системы в соответствии с требованиями Болонского процесса. Согласно Госстандарту, теоретический материал структурирован по четырем модулям:

1. Историко-философское введение;

2. Фундаментальная философия;

3. Социальная философия;

4. Философские проблемы экономической науки.

Каждый модуль содержит учебно-методический план лекций рекомендованную литературу, формы промежуточного и итогового контроля и ряд других материалов, способствующих более глубокому усвоению знаний и приобретению соответствующих навыков.

Цель курса – формирование у студентов экономических специальностей умений решения на теоретическом уровне мировоззренческих проблем, освоение вопросов, связанных с развитием сознания и самосознания, уяснение специфики познавательной деятельности, осмысление статуса науки вообще и экономической науки в частности в духовной культуре общества, выяснение связи и взаимоотношений экономики и философии, формирование понимания природы общества, причин его развития, структуры социального организма и взаимосвязей между его элементами, что способствует выработке самостоятельного взгляда на социальные явления современности, ориентации в многомерном социокультурном пространстве.

Задачи курса:

Курс представляет собой углубленное и расширенное изучение философской проблематики. Его основная задача – способствовать развитию у студентов-экономистов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мироощущения и мировоззрения, умению анализировать философские составляющие экономических проблем.

- выявление проблемного характера философского знания и специфики предмета философии;

- уяснение места философии в системе культуры, взаимоотношения философии и экономики;

раскрытие структуры философского знания и анализ его метафизического, гносеологического, социального и антропологического аспектов;

- раскрытие основных функций философии: мировоззренческой, познавательной, методологической, аксиологической, критической и др.;

- изучение комплекса философских проблем;

- выработка и развитие навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных направлений и школ;

- развитие творческого мышления;

- формирование

а) общенаучных компетенций таких, как способность и постоянную готовность совершенствовать и углублять свои знания; способность быстро адаптироваться к любым ситуациям, умение опознавать при анализе сложных предметных систем логические категории;

б) инструментальных: способность к анализу и синтезу информации, полученной из любых источников, использовать категории как инструменты анализа и предсказания тенденций развития исследуемых предметов (на модели развивающегося мышления), способность к письменной и устной коммуникации;

в) социально-личностных и общекультурных: навыки межличностных отношений; работа в команде; способность к самокритике и критике.

Место курса в учебном процессе и структура курса

Курс «Философия» читается студентам-экономистам в течение двух семестров. Содержательно он состоит из трех частей: исторической, теоретической и философско-экономической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познавательной деятельности в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, ее закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия, познания, человека, общества, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.

Учебный курс «Философия» является годовым, трудозатраты обучающихся при освоении учебного материала данного курса составляют 3 кредитные единицы.

Структура учебной программы курса

№№ Раздел, тема, вопрос        
Р. I. 1. Историко-философское введение 10ч 10ч 24ч
Т.1. 1. Предмет философии  
Т2 2. История восточной и античной западной философии  
Т3 3. История философии Нового времени  
Т4 4.Немецкая классическая философия и марксизм  
Т5 5 Современная философия        
    10 ч. 10 ч. 4 ч. 24 ч.
Р. II. 2. Фундаментальная философия        
Т1 1.Бытие 2ч.    
Т2 2.Сознание  
Т3 3.Познание    
Т4 4.Диалектика  
Т5 5.Методология    
    10 ч. 10 ч. 4 ч. 24 ч.
Р.III. 3. Социальная философия        
Т1 1.Проблема человека и личности  
Т2 2 общество как саморазвивающаяся система.  
Т 3 3. Культура и цивилизация  
Т4 4. Глобальные проблемы современности и будущее человечества  
    10 ч. 10 ч. 4 ч. 24 ч.
РIV Философские проблемы экономической науки        
Т1 Основные философские проблемы экономической теории        
Т2 Основные философские проблемы культуры экономического мышления    
    8 ч. 4ч. 2 ч. 14 ч.
  Всего       72 ч
           
           
           

 

Учитывая содержательную целостность и методически-дидактическое единство вопросов данных тем указанных разделов, возникает необходимость разработки на основе данных структурных элементов соответствующих модулей.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: