В. Д. БАКУЛОВ, А.А. Кириллов
ФИЛОСОФия.
Учебное пособие
Для студентов экономических специальностей
Ростов-на-Дону
Бакулов В.Д., Кириллов А.А. | |
ФИЛОСОФия: Учебное пособие для студентов экономических специальностей (второе высшее образование) . - Ростов-на-Дону, 2008. - 163 с. |
Аннотация.
Учебное пособие содержит необходимую учебную информацию по одной из современных ведущих гуманитарных дисциплин, изучающей сложные феномены жизнедеятельности индивидов, играющей ведущую роль в формировании у студентов умений решения на теоретическом уровне мировоззренческих проблем, освоение вопросов, связанных с развитием сознания и самосознания, уяснение специфики познавательной деятельности, осмысление статуса науки в духовной культуре общества. Философия помогает студентам понять природу общества, причины его развития, структуру социального организма, взаимосвязь между его элементами, что, в конечном счете, позволяет выработать самостоятельный взгляд на социальные явления современности, сориентироваться в многомерном социокультурном пространстве.
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Философия» является органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и предполагает опору на межпредметные связи с социологией, религиоведением, культурологией, этнографией, антропологией, мифологией, литературой, экономической теорией и т.д., отчасти выполняя интегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин, а, также помогая студентам осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности. Этот курс играет существенную роль в развитии способности рационального осмысления различных проблем, в повышении уровня профессионального мышления.
Задача пособия – теоретическая и методическая помощь преподавателям и студентам экономических специальностей, а особенно экономистам магистрам, в повышении эффективности процесса освоения содержания курса «философия», объективности их кредитно-рейтинговой оценки, создание современного методического инструмента для стимулирования развития навыков самостоятельности в работе студентов в учебном процессе.
Занятия проводятся в форме лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы студентов. Формы контроля – тесты рубежного контроля, семинары, промежуточная аттестация, творческие задания, собеседования.
Программа курса соответствует действующим стандартам подготовки студентов-экономистов.
Выписка
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГСЭ. Ф.09 «Философия» | Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Актуальность курса: обусловлена тем, что знание философии во всех многообразных формах ее проявления в прошлом, а самое главное, в настоящем поможет будущему специалисту-экономисту более четко осознать законы, по которым происходит смена различных культурно-исторических эпох, систем ценностей и типов мировоззрения. Понимание различных систем ценностно-мировоззренческих ориентаций людей, их менталитета необходимо в силу прежде всего того, что экономико-хозяйственная деятельность реализуется в определенном общем контексте, в определенной социокультурной ситуации, при наличии определенного уровня развития экономической культуры и т.п. В самой полной мере это относится к современной ситуации - ситуации рубежа тысячелетий выступающей в качестве определяющей для всей последующей исторической эволюции человечества. Особое значение в этом смысле приобретает оценка роли и места России во всемирном экономико-хозяйственном миропорядке.
Значимость курса и суть модульной программы. Философия является важной социогуманитарной дисциплиной для подготовки экономистов, поскольку изучение философии предполагает развитие навыков и способностей к пополнению имеющихся знаний, умение осуществлять сложную познавательную деятельность, решать связанные с ней философско-методологические проблемы.
Данный курс построен по стандартам кредитно-модульно-рейтинговой системы в соответствии с требованиями Болонского процесса. Согласно Госстандарту, теоретический материал структурирован по четырем модулям:
1. Историко-философское введение;
2. Фундаментальная философия;
3. Социальная философия;
4. Философские проблемы экономической науки.
Каждый модуль содержит учебно-методический план лекций рекомендованную литературу, формы промежуточного и итогового контроля и ряд других материалов, способствующих более глубокому усвоению знаний и приобретению соответствующих навыков.
Цель курса – формирование у студентов экономических специальностей умений решения на теоретическом уровне мировоззренческих проблем, освоение вопросов, связанных с развитием сознания и самосознания, уяснение специфики познавательной деятельности, осмысление статуса науки вообще и экономической науки в частности в духовной культуре общества, выяснение связи и взаимоотношений экономики и философии, формирование понимания природы общества, причин его развития, структуры социального организма и взаимосвязей между его элементами, что способствует выработке самостоятельного взгляда на социальные явления современности, ориентации в многомерном социокультурном пространстве.
Задачи курса:
Курс представляет собой углубленное и расширенное изучение философской проблематики. Его основная задача – способствовать развитию у студентов-экономистов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мироощущения и мировоззрения, умению анализировать философские составляющие экономических проблем.
- выявление проблемного характера философского знания и специфики предмета философии;
- уяснение места философии в системе культуры, взаимоотношения философии и экономики;
раскрытие структуры философского знания и анализ его метафизического, гносеологического, социального и антропологического аспектов;
- раскрытие основных функций философии: мировоззренческой, познавательной, методологической, аксиологической, критической и др.;
- изучение комплекса философских проблем;
- выработка и развитие навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных направлений и школ;
- развитие творческого мышления;
- формирование
а) общенаучных компетенций таких, как способность и постоянную готовность совершенствовать и углублять свои знания; способность быстро адаптироваться к любым ситуациям, умение опознавать при анализе сложных предметных систем логические категории;
б) инструментальных: способность к анализу и синтезу информации, полученной из любых источников, использовать категории как инструменты анализа и предсказания тенденций развития исследуемых предметов (на модели развивающегося мышления), способность к письменной и устной коммуникации;
в) социально-личностных и общекультурных: навыки межличностных отношений; работа в команде; способность к самокритике и критике.
Место курса в учебном процессе и структура курса
Курс «Философия» читается студентам-экономистам в течение двух семестров. Содержательно он состоит из трех частей: исторической, теоретической и философско-экономической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познавательной деятельности в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, ее закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия, познания, человека, общества, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.
Учебный курс «Философия» является годовым, трудозатраты обучающихся при освоении учебного материала данного курса составляют 3 кредитные единицы.
Структура учебной программы курса
№№ | Раздел, тема, вопрос | ||||
Р. I. | 1. Историко-философское введение | 10ч | 10ч | 4ч | 24ч |
Т.1. | 1. Предмет философии | 2ч | 2ч | 1ч | |
Т2 | 2. История восточной и античной западной философии | 2ч | 2ч | 1ч | |
Т3 | 3. История философии Нового времени | 2ч | 2ч | 1ч | |
Т4 | 4.Немецкая классическая философия и марксизм | 4ч | 2ч | 1ч | |
Т5 | 5 Современная философия | ||||
10 ч. | 10 ч. | 4 ч. | 24 ч. | ||
Р. II. | 2. Фундаментальная философия | ||||
Т1 | 1.Бытие | 2ч. | 2ч | ||
Т2 | 2.Сознание | 2ч | 2ч | 2ч | |
Т3 | 3.Познание | 2ч | 2ч | ||
Т4 | 4.Диалектика | 2ч | 2ч | 2ч | |
Т5 | 5.Методология | 2ч | 2ч | ||
10 ч. | 10 ч. | 4 ч. | 24 ч. | ||
Р.III. | 3. Социальная философия | ||||
Т1 | 1.Проблема человека и личности | 2ч | 2ч | 1ч | |
Т2 | 2 общество как саморазвивающаяся система. | 3ч | 2ч | 1ч | |
Т 3 | 3. Культура и цивилизация | 3ч | 2ч | 1ч | |
Т4 | 4. Глобальные проблемы современности и будущее человечества | 2ч | 2ч | 1ч | |
10 ч. | 10 ч. | 4 ч. | 24 ч. | ||
РIV | Философские проблемы экономической науки | ||||
Т1 | Основные философские проблемы экономической теории | ||||
Т2 | Основные философские проблемы культуры экономического мышления | 2ч | 2ч | 2ч | |
8 ч. | 4ч. | 2 ч. | 14 ч. | ||
Всего | 72 ч | ||||
Учитывая содержательную целостность и методически-дидактическое единство вопросов данных тем указанных разделов, возникает необходимость разработки на основе данных структурных элементов соответствующих модулей.