Анализ Конституции Российской Федерации




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 

Высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫпри ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Факультет права

Направление 40.04.01 Юриспруденция

Магистерская программа «Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы»

Кафедра конституционного и муниципального права

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

Стратегия совершенствования правовой системы РФ

 

Автор работы:

студентка 1 курса

группы ЮМз-416

заочной формы обучения

Бикбаева С.В.

_______________

Проверил:

Профессор,

доктор юридических наук

Кайнов И.В.

Оценка ___________

«___» ________ 2017 г.

_______________

 

Владимир 2017


Содержание

 

 

Введение

1. Анализ Федеральных законов Российской Федерации

2. Анализ Конституции Российской Федерации

Библиографический список

 

 

Список сокращений

РФ – Российская Федерация;

ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» - Федеральный закон от 27 мая 2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - Федеральный закон от 27 июля 2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» - Федеральный законот 2 марта 2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

ФЗ «О противодействии коррупции» - Федеральный закон от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

 

№ п/п Критерий Федеральные законы
№58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»   №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»   № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»   № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»  
1. Дата принятия от 27.05.2003 (ред. от 23.05.2016) от 27.07.2004 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) от 02.03.2007 (ред. от 30.06.2016) от 25.12.2008 (ред. от 03.07.2016)
ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» принят ранее всех остальных анализируемых федеральных законов, является базовым правовым регулятором государственной службы общего характера и рассматривается как отправная точка в законодательном обеспечении института государственной службы Российской Федерации. ФЗ «О противодействии коррупции»принят позднее анализируемых федеральных законов, но выступает системообразующим звеном правовой основы противодействия коррупции. Содержащиеся в этом документе ограничения, запреты, обязанности непосредственно применяются в системе государственной и муниципальной службы.  
2. Предмет регулирования Правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления государственной службой РФ   Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, а также отношения, связанные с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ   Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений  
3. Защита персональных данных Статья 14 закрепляет требования при обработке персональных данных Статья 42 закрепляет требования при обработке персональных данных Статья 29 закрепляет требования при обработке персональных данных Статья 8.1 закрепляет требования о защите персональных данных
Таким образом, соблюдение требований защиты персональных данных при их обработке в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О персональных данных» находит отражение в анализируемых федеральных законах.
4. Обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений   Пункт 4 статьи 10 В части 11 пункта 1 статьи 15 В части 10 пункта 1 статьи 12 закреплена данная обязанность В статье 9 изложены необходимые требования по выполнению данной обязанности
Таким образом, государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.Данная обязанность находит отражение в анализируемых федеральных законах.
5. Конфликт интересов, личная заинтересованность Пункт 4 статьи 10 Часть 12 пункта 1 статьи 15 В части 11 пункта 1 статьи 12 Статьи 10,11
Согласно частям 1, 2 статьи 10 ФЗ «О противодействии коррупции» для целей ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»используются понятия «конфликт интересов» и «личная заинтересованность». Согласно вышеперечисленным статьям на государственного гражданского и муниципального служащего возложена обязанность в случае возникновения у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.  
6. Обязанность по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также порядок предоставления указанных сведений   Часть 9 пункта 1 статьи 15, статья 20 Часть 8 пункта 1 статьи 12, статья 15 Статья 8
В связи с принятием ФЗ «О противодействии коррупции», начиная с 9 января 2009 обязанность по представлению сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи возникает не у всех гражданских служащих, а только у тех, которые замещают должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ. В отношении федеральных гражданских служащих указанные должности установлены Указом Президента РФ от 18 мая 2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (ред. от 25 января 2017). На уровне субъекта аналогичный перечень утвержден Указом Губернатора области от 27 августа 2009 №17 «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Владимирской области, при замещении которых государственные гражданские служащие Владимирской области обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (ред. от 13 января 2017). На уровне муниципального района (например, Камешковский район) – Решение Совета народных депутатов Камешковского района от 28 июля 2009 № 561 «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Камешковского района, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (с последующими изменениями). Также соответствующими нормативными актами утверждены положения о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
6.1 Обязанность по предоставлению сведений о расходах   Статья 20.1.   Часть 1.1. и 1.2 Статьи 15     Статья 8.1.  
  Федеральным законом от 3 декабря 2012 № 231-ФЗ введена обязанность предоставления сведений о расходах. Невыполнение лицами, претендующими на замещение должностей государственной или муниципальной службы обязанности о предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера или представление неполных или недостоверных сведений о своих о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение данных лиц, от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение в установленном порядке с государственной или муниципальной службы.  
6.2 Опубликование сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера       Пункт 6 статьи 8, пункт 4 статьи 8.1
  Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера относятся к сведения конфиденциального характера, порядок их опубликования определен Указом Президента РФ от 08.07.2013 № 613 (ред. от 15.07.2015) «Вопросы противодействия коррупции» (вместе с «Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования»)
7. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»     Статья 20.2 Статья 15.1  
  Гражданин, претендующий на замещение должности гражданской или муниципальной службы, гражданский или муниципальный служащий представляют представителю нанимателя сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, данное требование введено Федеральным законом от 30 июня 2016 № 224-ФЗ. Наниматель должен назначить уполномоченных лиц, ответственных за мониторинг общедоступной информации, размещенной в Интернете, а также проверку достоверности и полноты предоставленных сведений. К причинам, по которыми гражданин не может быть принят на службу, а служащий не может продолжать выполнение обязанностей, добавлена причина - непредставление сведений о размещении персональной информации в Интернете

 

Анализ Конституции Российской Федерации

2.1. Дополнить Конституцию Российской Федерации главой «Избирательнаясистема».

Выборы являются одним из главных источников демократии, поэтому данный институт должен быть закреплен в Конституции Российской Федерации, являющейся главным гарантом прав и свобод человека и гражданина. Избирательное право было закреплено в ранее существующей Конституции и данное положение отражало важность выборов и их легитимность. В настоящий момент в Конституции Российской Федерации положения избирательного права отражаются в статьях 32, 81, 96 и 130. В них определяются основные принципы выборов и права граждан на участие в выборах, закрепляется активное и пассивное право, органы, формирующиеся посредством выборов.

Глава, закрепляющая избирательные права граждан должна идти после второй главы, закрепляющей права и свободы граждан, так как выборы являются легитимным волеизъявлением народа, который в соответствии с частью 1 статьи 3 является единственным источником власти. Глава должна содержать принципы избирательного права, избирательные права граждан и других лиц, основной порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления и избрание должностных лиц всех уровней, основные требования к кандидатам.

Введение данной главы внесет большую упорядоченность в Конституцию Российской Федерации. Обособит нормы, посвященные избирательному праву, путем расположения главы об избирательном праве после главы, закрепляющей права и свободы гражданина, являясь как бы ее продолжением, утвердит руководящее место избирательного права в системе конституционных прав.

Дополнение Конституции Российской Федерации главой «Избирательная система» не потребует изменений действующего законодательства.

2.2.Внесение дополнения в статью 83 Конституции Российской Федерации, дополнив текст пунктом «н» в следующей редакции: «Назначает высших должностных лиц субъектов Российской Федерации».

В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению Президента России.

17 декабря 2009 был принят Федеральный закон №319-ФЗ «О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 26.1 Федерального закона «О политических партиях» (принят Государственной Думой 11 декабря 2009, одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009), в котором устанавливается, что политическая партия вносит предложения о кандидатурах президенту не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий губернатора (ранее – 90 дней). При этом консультации с Президентом РФ проводятся не позднее, чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (ранее – 100 дней). Предложения о кандидатурах рассматриваются главой государства в течение не более 10 дней (ранее – не более 30 дней) со дня их внесения. Для повторного внесения предложений о кандидатурах устанавливается срок десять дней (ранее – 30 дней).

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 №184-ФЗ – «Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

Возвращение к апробированной схеме назначения должностных лиц субъектов Президентом Российской Федерации повысит уровень ответственности губернаторов и глав регионов.

Цель данного дополнения – обеспечение ответственности должностных лиц субъектов РФ в период исполнения ими своих полномочий. Задачей данных изменений является расширение полномочий Президента РФ при формировании исполнительной ветви власти в регионах РФ.

Закрепление в Конституции Российской Федерацииположения, касающегося изменения способа формирования исполнительной власти в регионах РФ, а именно, непосредственное назначение высших должностных лиц регионов Президентом РФ, выражает полное доверие к главе государства.

Внесение указанного дополнения в Конституцию Российской Федерации будет являться свидетельством намерения России сохранить государственное единство, его целостность, что позволит вести четкий контроль со стороны государства за деятельностью глав регионов и принимать непосредственное участие в стабилизации социально-экономической обстановки.

В связи с принятием дополнения к статье 83 Конституции Российской Федерации потребуется внесение изменений в Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 №184-ФЗ и приведение в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов субъектов РФ.

2.3.Внесение изменения в статью 119 Конституции РФ, изложив текст в следующей редакции: «Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 30 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации».

Судья — лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие; в современной теории разделения властей — лицо, наделённое судебной властью.

В различных юрисдикциях полномочия судей и требования к ним различаются. В соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992№3132-I «О статусе судей в Российской Федерации:

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

Минимальный возраст абитуриентов в учебных заведениях высшего профессионального образования составляет 17-18 лет. Возраст выпускников высших учебных заведений составляет 21-22 года. Для назначения судьей, согласно статьи 119 Конституции Российской Федерации, необходимо высшее юридическое образование и стаж работы не менее пяти лет. На практике в возрасте 25 лет соответствовать всем требованиям на должность судьи затруднительно.

Цель данного изменения – увеличить минимальный возраст для назначения судьями граждан РоссийскойФедерации, являющиеся носителями судебной власти, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполнять иные обязанности на профессиональной основе. Должность судьи обязывает быть высоко квалифицированным специалистом, что возможно достичь в более позднем возрасте, получив жизненный опыт.

Закрепление в Конституции Российской Федерации положения, касающегося увеличения возраста судей с 25 до 30 лет позволит повысить профессиональный уровень лиц, назначаемых на должность судей, повысит доверие к ним и правосудию в целом.

В связи с принятием дополнения к статье 119 Конституции Российской Федерации потребуется внесение изменений в Закон Российской Федерации от 26 июня1992 №3132-I«О статусе судей» и приведение в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов субъектов РФ.

 

2.4. Внесение изменения в пункт 1 статьи 96 Конституции РФ, изложив текст в следующей редакции: «Государственная Дума избирается сроком на шесть лет».

Конституцией Российской Федерации установлен 5-летний срок, на который избирается Государственная Дума. Представляется, что на современном этапе развития Российского государства назрела необходимость пересмотра как продолжительности указанного срока, так и целесообразности сохранения одинакового срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы. Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»устанавливается, что Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а Государственная Дума – на пять лет.

Согласно пояснительной записке к данному законопроекту «увеличение срока полномочий позволит Президенту Российской Федерации и Государственной Думе не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности.Установление более продолжительного срока полномочий Президента Российской Федерации по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы продиктовано также необходимостью обеспечения стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики.

Цель данного изменения – исключить совмещение выборов главы государства и депутатов Государственной Думы.

Предлагается изменить срок полномочий Государственной Думы на шесть лет. В связи с тем, что выборы Президента РФ и депутатов Государственной Думы проходят в разные годы, спустя несколько лет срок их полномочий закончится в один год, что приведет к формированию Государственной Думы и избранию главы государства одновременно. Следовательно, цель законодателей избежать практически полной одновременной сменяемости государственной власти на федеральном уровне не будет достигнута (например, 2036 год).

В связи с принятием изменений в пункт 1 статьи 96Конституции Российской Федерации потребуется внести изменения в следующие нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 06 октября 2003№ 131-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

2.5. Внесение изменения в пункт 3 статьи 80 Конституции Российской Федерации, изложив текст в следующей редакции: «Президент Российской Федерации на паритетных началах с Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.».

Часть 3 статьи 80 Конституции Российской Федерации, предоставляет Президенту РФ право единолично определять основные направления внутренней и внешней политики государства, следовательно, имеет сугубо авторитарный характер, что противоречит основе принципа разделения властей.

Данная нормадолжна быть уравновешена правом Федерального собрания РФ определять основные направления внутренней и внешней политики государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: