1. Кто первый из древнегреческих философов впервые употребил слово «философия»:
а) Сократ
б) Платон
в) Пифагор
2. Слово «философия» в переводе с древнегреческого означает:
а) любовь к мудрости
б) любовь к прекрасному
в) стремление к знаниям
3. Философия зарождается:
а) в 6 в. до н.э.
б) в 4 в. до н.э.
в) в 1 в. н.э.
г) в 9 в. до н.э.
4. Онтология это:
а) учение о знании
б) учение о бытии
в) учение о нравственности
г) учение о ценностях
5. Гносеология изучает:
а) формы и способы проявления власти в человеческом обществе
б) смысл человеческого бытия
в) каким образом люди получают достоверные знания о предметах и явлениях, каковы основные принципы процессов познания
г) нравственное поведение человека
Кто из философов в качестве первоначала и сущности всего существующего называл воду?
1) Анаксимандр;
2) Анаксимен;
3) Фалес;
4) Гераклит;
5) Парменид
7. Впервые понятие «бытие» было введено в философию:
а) Платоном
б) Гераклитом
в) Парменидом
г) Фалесом
8. Натурфилософия это:
а) философия жизни
б) философия природы
в) философия бытия
г) философия, в центре которой стоит человек
9. Идеалистическую традицию в древнегреческой философии представляет:
а) Сократ
б) Демокрит
в) Фалес
г) Платон
10. Какое из этих определений философии принадлежит Аристотелю:
а) наука наук, исследующая общую природу сущего
б) наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины
в) наука, изучающая природу
Какое из философских течений считает, что «мир в своей сущности не познаваем»?
а) скептицизм
б) идеализм
в) материализм
г) агностицизм
12. Представителем патристики в средневековой философии является:
а) Аристотель
б) Рене Декарт
в) Аврелий Августин
г) Фома Аквинский
д) Николай Кузанский
13. Представителем схоластики в средневековой философии является:
а) Аристотель
б) Рене Декарт
в) Аврелий Августин
г) Фома Аквинский
д) Николай Кузанский
14. «Идолы сознания» сформулировал:
а) Платон
б) Ф. Бэкон
в) Р. Декарт
г) И. Кант
15. В онтологическом аспекте противоположным термину «рационализм» выступает понятие:
а) идеализм
б) материализм
в) иррационализм
г) эмпиризм
16. В гносеологическом аспекте направлением, противоположным рационализму является:
а) скептицизм
б) идеализм
в) эмпиризм
г) агностицизм
Кто ввел в научный оборот понятие «общественно-экономическая формация»?
а) Ф.Бэкон
б) К.Маркс
в) Ф.Энгельс
г) Г. Гегель
д) М.Вебер
Что, согласно Канту, познает человек, обращаясь к окружающему миру?
а) антиномии чистого разума
б) вещи, как они есть
в) ноуменальную реальность
г) вещи, как они явлены в опыте
Какую цель ставит категорический императив Канта?
а) исторический прогресс
б) интеллектуальное совершенствование
в) человека
г) материальную выгоду
К какому философскому направлению относится учение Гегеля?
а) субъективный идеализм
б) объективный идеализм
в) материалистический монизм
г) идеалистический плюрализм
Что в системе Гегеля творит природу и историю?
а) воля божественного провидения
б) естественные законы
в) случайность
г) логика развития мирового духа
Степень осознания какого понятия является показателем степени общественного развития у Гегеля?
а) анархия
б) свобода
в) техника
г) демократия
23. Для классической философии основной характеристикой человека была:
а) телесность
б) чувственность
в) рациональность
г) производственные отношения
Кто разработал учение о «сверхчеловеке»?
а) И.Кант
б) Вл.Соловьев
в) Вольтер
г) Ф.Ницше
25. Экзистенциализм преимущественно занимается исследованием:
а) методологии научного познания
б) смысла человеческого существования, назначения человека в мире
в) текстов и их истолкованием
г) производственных отношений
26. Философское направление в России 19 века, представители которого утверждали, что Россия имеет самобытный путь развития:
а) русский социализм
б) западничество
в) славянофильство
г) космизм
27. Автором концепции «Всеединства» выступает:
а) Н.Бердяев
б) П.Чаадаев
в) Вл.Соловьев
г) А.Хомяков
Модуль 2. Фундаментальная философия.
Комплексная цель
Предполагает освоение студентами основных философских категорий, получение знаний в области учения о бытии, сознании и познании, уяснение принципов познавательного процесса, изучение основных философских категорий, онтологической, гносеологической и методологической проблематики в философии.
Задачи модуля:
- изучение фундаментальных категорий и понятий онтологии и гносеологии (бытие, материя, пространство, время, движение, развитие, сознание, мышление, познание, истина, субъект и объект познания, заблуждение и др.);
- рассмотрение проблем бытия, пространства, времени, движения, сознания с точки зрения современной философии и науки;
- ознакомление с современными представлениями о познавательной деятельности, субъект-объектных отношениях, проблеме и критериях истины;
- раскрытие системы законов, категорий и принципов диалектики;
- выработка представления об основных методологических понятиях, категориях и принципах, а также о научных и философских методах.
Содержание
Подмодуль «Бытие»
Тема 1: Учение о бытии.
Прежде всего, при изучении данной темы студент должен обратить внимание на то, что один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Не случайно Хайдеггер утверждал, что «вопрос о бытии центрирует сознание индивида». Именно поэтому становление философии начиналось с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы. Бытие это мир в аспекте внутреннего единства всех форм его саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание. В зависимости от того, делается ли акцент при определении бытия на единстве или многообразии, в истории философии различаются монистические или плюралистические концепции бытия. Монизм это философские учения которые принимают за основу всего существующего одно начало. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм в понимании бытия. Материалисты началом и основой бытия считают материю и исходят из материального единства мира Идеалисты единым началом всего существующего считают духовное, идеальное начало. Плюрализм – концепции бытия, противоположные монизму, по которым все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу. Разновидностью плюрализма можно считать дуализм, считающий, что существует два равноправных начала бытия – материальное и духовное. Кроме того, следует различать диалектические концепции бытия, исходящие из признания за бытием способности к самодвижению, саморазвитию, самоорганизации; и метафизические концепции, объясняющие движение и развитие бытия внешним толчком. Далее следует сделать краткий обзор понимания бытия в различные исторические периоды развития философии. При этом нужно иметь в виду, что сам термин «бытие» ввел в истории философии древнегреческий философ Парменид. Уже античность дает нам основные варианты концепций бытия: идеалистическую (Платон), материалистическую (Демокрит), диалектическую (Гераклит), метафизическую (Парменид). Далее нужно перейти к рассмотрению материальной основы бытия и рассмотреть категорию «материя». Следует акцентировать внимание студентов на том, что материя, как предельно широкая категория философии может быть определена только через соотнесенность ее с другой предельно широкой категорией – сознанием. В силу этого, в философии существует несколько подходов к определению категории материя:
1. Материалистический подход, согласно которому материя это философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отражается в нем; материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
2. Объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;
3. Субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;
4. Позитивистский — понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
Основными атрибутами материи являются: наличие движения как способа существования материи; пространство и время как формы существования материи;
Движение - способ существования материи, её всеобщий атрибут; в самом общем виде Д.— «...это намерение вообще», всякое взаимодействие материальных объектов. Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя. Наряду с материальностью основными характеристиками движения является его абсолютность и противоречивость. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Противоречивость движения заключается в неразрывном единстве двух противоположных моментов — изменчивости и устойчивости, движения и покоя. В этом противоречивом единстве изменчивости и устойчивости ведущую роль играет изменчивость, ибо всё новое в мире появляется лишь через неё, а устойчивость, покой лишь фиксируют достигнутое в этом процессе. Движение материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Выделяют три основные группы форм движения материи: в неорганической природе, в живой природе и в обществе. Высшие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде — в соответствии со структурой и законами развития более сложной системы. Между ними существует единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения материи качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие взаимоотношения между формами Д. материи играет важную роль в понимании единства мира, в познании сущности сложных явлений природы и общества. Универсальными формами бытия материи являются пространство и время. Необходимо выделить два основных концепции пространства и времени: субстанциональный и реляционный. Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные. Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой: время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития; пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. Время и пространство тесно связаны друг с другом и с движением. Движение в этом смысле выступает как единство пространственно-временных изменений. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. В субъективно-идеалистических концепциях время толковалось как форма упорядочения комплексов ощущений или опытных данных (Беркли, Юм, эмпириокритицизм); как априорная форма чувственных созерцания (Кант); как форма субъективного существования человека, исчезающая вместе со смертью личного «Я» (экзистенциализм). Значительный вклад в развитие современных представлений о пространстве и времени внесла теория относительности А. Эйнштейна: она раскрыла неразрывную связь пространства и времени как единой формы существования материи (пространство-время), установила единство пространственно-временной и причинно-следственной структуры мира, обнаружила относительность пространственно-временных характеристик тел и явлений. Время одномерно, асимметрично и необратимо, все изменения в мире происходят от прошлого к будущему. Однонаправленность времени обусловлена асимметрией причинно-следственных отношений, общей необратимостью процесса развития материальных систем, невозможностью абсолютно полного повторения пройденных состояний и циклов изменения систем. К всеобщим свойствам пространства относятся прежде всего протяжённость, означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объёмов и т. п.), возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента либо возможность уменьшения числа элементов. Непротяжённые объекты не обладали бы структурой, внутренними связями, способностью к изменениям. Пространству присуща также связность и непрерывность. Вместе с тем пространству свойственна относительная прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании материальных объектов и систем, имеющих определенные размеры и границы. Общим свойством пространства, обнаруживающимся на всех известных структурных уровнях, является трёхмерность. В одномерном или двумерном пространстве (линия, плоскость) не могли бы происходить взаимодействия вещества и поля.
Литература
Основная
1. Философия. Краткий тематический словарь [Текст]: / Т.П. Матяш, В.П.Яковлев. - Ростов- на- Дону: Феникс, 2001. Раз. 3.
2. Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней [Текст]: в 4-х ч. – СПб.: 1994. - Ч.1. - Гл.2, §3.2 - С. 35-39.
3. Философия [Текст]: учеб. для вузов / В.П. Кохановский. - 14-е изд. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2006. Гл.3-4.
4. Основы философии [Текст]: / А.Н. Ерыгин. – Ростов –на -Дону, изд. «Дашков и К», 2006.
5. Бобков, А.И. Тайное и явное в эволюции сознания. Размышления о главном [Текст]: - М.: Эдиториал, 2003.
6. Войтов, А.Г. История и философия науки [Текст]: учеб. Пособие, для аспирантов. - М., 2005.
7. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой [Текст]: 3-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2003.
8. Пригожин, И., Стенгерс, И. Время, хаос, квант. К решению парадокса
времени [Текст]: - М.: Эдиториал УРСС, 2000.
9. Историческое введение в философии [Текст]: учебник /В.В. Соколов. - М.: 2005.
10. История философии [Текст]: учебник /В.В. Васильев.- М.: МГУ, 2005.
11. Васильев, В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта [Текст] / В.В.Васильев //Вопросы философии.- 2006. - № 1.
12. Каган, М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса [Текст] / М.С. Каган // Вопросы философии. - 2001.- № 6.
13. Коган, Л.А. Закон сохранения бытия [Текст] / Л.А.Коган //Вопросы философии.- 2001.- № 4.
14. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием [Текст]: - М.: «Алгоритм», 2000. Гл. 2, 3, 4. Раз.4. §4.
15. Франк, С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии [Текст]: - М., 1990г.
16. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики [Текст] / М.Хайдеггер // Время и бытие. - М., 1993г
17. Степин, В.С., Кузнецова, Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИФ РАН, 1994.
18. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного
мышления [Текст]: - М.: Наука, 1994.
19. Ровинский, Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем [Текст] / Р.Е. Ровинский // Вопросы философии. - 2006.- № 2.
20. Солодухо, Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира [Текст] /Н.М. Солодухо // Вопросы философии.- 2001. - № 6.
Подмодуль «Сознание»