Тема 2: Проблема сознания и самосознания




 

Приступая к изучению данной темы, студент, прежде всего, должен уяснить для себя основные подходы к проблеме сознания, обозначившиеся в истории философии. Первый подход представлен традиционным материализмом (Демокрит – Спиноза – Дидро – Фейербах). С точки зрения этого подхода сознание это функция материального тела, отражение объективного мира в мозгу человека. Со стороны содержания сознания это верно, возникает ряд ограниченностей и слабостей этого подхода. Первая ограниченность это созерцательность. Сознание сводится к простому отражению, и остается непонятой и недооцененной творческая активность сознания. Вторая ограниченность это своеобразная «робинзонада» такой позиции. Человек, обладает сознанием от природы и понимается как конечное, единичное существо может порождать бесконечные, всеобщие мысли. Наконец, остается неясным, что такое мысль? Мышление сводится к мозговым изменениям. Отсюда, как следствие, возможность возникновения «вульгарного материализма» (Бюхнер, Фохт, Молешотт).

Второй подход представлен различными вариантами идеализма. Здесь проблема возникновения сознания не ставится, поскольку рассматривается как единственная и первичная субстанция. Однако, положительным в этой позиции является то, что здесь открывается и подчеркивается активная, творческая природа сознания. Сознание – способность порождать новое, а источником этого нового, а источником этого нового являются противоречия и их разрешение сознанием. Из противоречий и проблем рождается новизна их решения. Дух бесконечен и потому рождает бесконечные мысли. Но эти достижения даются ценой мистификации самой проблемы, поскольку вопрос о происхождении сознания здесь не ставится. Его наличие предполагается здесь изначально. Наконец, в виде особой позиции следует указать на дуалистический подход, исходящий из наличия равноправных материальной и духовной субстанций. Такой подход порождает так называемую психофизическую проблему. Далее необходимо рассмотреть понятие отражения как универсального свойства материи и предпосылки возникновения сознания. Отражение - это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. Элементарными формами отражения являются: механическое; физическое; химическое. Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. Формами биологического отражения являются: раздражимость; чувствительность; психическое отражение. Психика высших животных является всего лишь природной предпосылкой для возникновения сознания. Как показали исследования, высшие животные способны при определенных условиях совершать элементарные интеллектуальные действия, решать простейшие проблемы. Однако, поскольку животному от природы уже дана определенная «мера», определенная «программа» деятельности, то для него интеллектуальные действия, самостоятельное решение проблем являются случайностью. Жизнедеятельность же человека принципиально отличается от жизнедеятельности животного.

У человека от рождения нет никакой «программы», он «вольноотпущенник природы» (Гердер), поэтому для него решение проблем превращается в необходимость. Человек для того, чтобы практически достичь своей цели, должен распредметить, превратить логику, закономерности вещей и свои собственные силы в логику своей деятельности, т.е. действовать так, как действует природа, но в своих целях. Гегель называл эту способность человека «хитростью разума». Это превращение всеобщих закономерностей, форм объективного мира в формы целесообразной деятельности человека и есть высшая форма отражения - отражение в форме идеального образа как субъективного образа объективного мира. Причем этот найденный человеком идеальный образ опредмечивается в продуктах человеческой деятельности, языке, символах, знаках, которые и образуют в совокупности «неорганическое тело цивилизации», приобщаясь к которому, каждый родившийся человек распредмечивает для себя уже найденные человечеством идеальные образы, схемы деятельности и закрепляет эти схемы при помощи языка в мозгу как схемы своей собственной деятельности, не данные ему от природы. Поэтому сознание невозможно без языка, закрепляющего в мозгу найденные идеальные схемы деятельности, и только включенный в систему культурно-исторических отношений мозг начинает работать как орган сознания. Т.о., сознание можно определить как деятельную способность общественного человека отражать и преобразовывать мир и самого себя в форме идеального образа объективного мира.

В философии сознание рассматривается как целостная система. В структуре сознания можно выделить три основные сферы: когнитивную (познавательную); эмоциональную; волевую. В когнитивную сферу входят познавательные способности для получения знаний и сами знания. Студенту необходимо рассмотреть две основные познавательные способности человека: рациональную и чувственно-сенситивную. Рациональная способность - это способность к формированию понятий, суждений и умозаключений, является ведущей в когнитивной сфере. Чувственно-сенситивная - способность к ощущениям, восприятиям и представлениям. Кроме интеллекта и сенситивной способности в познавательную сферу входят внимание и память. Элементы эмоциональной подсистемы сознания - аффекты, эмоции и чувства. Все эти столь разные явления объединяются понятием "эмоции". Эмоция определяется как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера сознания также участвует в познании. Наконец, волевая сфера сознания - это мотивы, интересы и потребности человека в единстве с его способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы - воля - способность человека к достижению своих целей.

Сознание связано с самосознанием. Самосознание - способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях. Самосознание - это момент любого сознательного акта, независимо от степени его ясности или зрелости. В таком случае, сознание рассматривается как единство самосознания - активности сознания, направленной на самое себя, и сознательной активности, направленной на внешний мир. Самосознание и сознание образуют единую структуру. Духовная жизнь человека представляет собой динамическое единство сознательного и бессознательного. Бессознательное это совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, не осознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю.

Литература

Основная

1. Философия. Краткий тематический словарь [Текст]: / Т.П. Матяш, В.П.Яковлев. - Ростов- на- Дону: Феникс, 2001. Раз. 3.

2. Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней [Текст]: в 4-х ч. – СПб.: 1994. - Ч.1. - Гл.2, §3.2 - С. 35-39.

3. Философия [Текст]: учеб. для вузов / В.П. Кохановский. - 14-е изд. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2006. Гл.3-4.

4. Основы философии [Текст]: / А.Н. Ерыгин. – Ростов –на -Дону, изд. «Дашков и К», 2006.

5. Бобков, А.И. Тайное и явное в эволюции сознания. Размышления о главном [Текст]: - М.: Эдиториал, 2003.

6. Войтов, А.Г. История и философия науки [Текст]: учеб. Пособие, для аспирантов. - М., 2005.

7. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой [Текст]: 3-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2003.

8. Пригожин, И., Стенгерс, И. Время, хаос, квант. К решению парадокса

времени [Текст]: - М.: Эдиториал УРСС, 2000.

9. Историческое введение в философии [Текст]: учебник /В.В. Соколов. - М.: 2005.

10. История философии [Текст]: учебник /В.В. Васильев.- М.: МГУ, 2005.

11. Васильев, В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта [Текст] / В.В.Васильев //Вопросы философии.- 2006. - № 1.

12. Каган, М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса [Текст] / М.С. Каган // Вопросы философии. - 2001.- № 6.

13. Коган, Л.А. Закон сохранения бытия [Текст] / Л.А.Коган //Вопросы философии.- 2001.- № 4.

14. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием [Текст]: - М.: «Алгоритм», 2000. Гл. 2, 3, 4. Раз.4. §4.

15. Франк, С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии [Текст]: - М., 1990г.

16. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики [Текст] / М.Хайдеггер // Время и бытие. - М., 1993г

17. Степин, В.С., Кузнецова, Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИФ РАН, 1994.

18. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного

мышления [Текст]: - М.: Наука, 1994.

19. Ровинский, Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем [Текст] / Р.Е. Ровинский // Вопросы философии. - 2006.- № 2.

20. Солодухо, Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира [Текст] /Н.М. Солодухо // Вопросы философии.- 2001. - № 6.

 

Подмодуль «Познание»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: