Тема 3: Проблема познания. Научное и вненаучное знание




 

Познание — процесс целенаправленного активного получения и развития знания. Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него есть знание. В философии существуют две основные точки зрения на возможности и границы человеческого познания: гностицизм и агностицизм. Сторонники гностицизма оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным являются Юм, Кант. Причина агностицизма состоит в том, что сложность и противоречивость познания рассматриваются им не как отражение сложности и противоречивости самого объекта познания, а как свидетельство слабости мышления, его неспособности постичь объект таким, какой он есть в действительнсти.

В структуре процесса познания обнаруживаются прежде всего три элемента: субъект познания, объект познания и само познание. Познающим субъектом является человек как общественное существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Объектом познания является объективный мир, а точнее та часть объективного мира, на которую направлен практический и познавательный интерес субъекта. Взаимодействие субъекта и объекта познания носит одновременно материальный и идеальный характер, поскольку генетической основой этого взаимодействия является материальная, чувственно-предметная деятельность, общественная практика. Познание изначально является идеальным моментом материальной практики, теоретической формой разрешения практических противоречий. Студент должен акцентировать внимание на том, что общественная практика является основой познания, источником познания, целью познания и критерием истинности познания.

Целью познания является получение истины. Классическое определение истины как соответствия наших суждений о предмете самому предмету дал Аристотель. Однако такое определение слишком абстрактно и может быть интерпретировано по-разному. Более конкретной является постановка вопроса о возможности объективной истины, т.е. такого содержания знания, которое не зависит ни от кого. Поскольку истинное знание всегда является продуктом взаимодействия субъекта и объекта, то возможны две крайности в трактовке истины: объективистская и субъективистсткая, или онтологизм и гносеологизм. Суть онтологизма, независимо от различных вариаций внутри этой парадигмы, остается одной и той же: истина это независящая от субъекта реальность, либо одна из составляющих бытия, либо бытие в своей полноте. Онтологизму противостоит гносеологическое понимание истины как особого свойства знания. В рамках этой концепции истина это характеристика знания, не существующая в отрыве от него, а значит и от познающего субъекта, этим знанием обладающего. Преодоление этих крайностей является понимание истины как единства объективного содержания и субъективной формы. Причем, чем более объективна истина, тем больших субъективных усилий стоит ее добывание. Поэтому классическое понимание истины предполагает ее трактовку как бесконечного процесса взаимодействия субъективного и объективного. Абсолютность истины понимается как ее полнота, безусловность и окончательность. Это гносеологически идеал знания. В качестве такого идеала абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познавательной деятельности, но не как реальное содержание знания. В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения. Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины - процессуальность. Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени.

Помимо классической концепции истины, существует и ряд других. Так, например, конвенциональная концепция истины, получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества. В прагматической концепции истина понимается как полезность знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху. Когерентная концепция рассматривает истину как согласованность знания, которая устанавливается на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры. Истинным в рамках когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания. Неклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, которая столкнулась с рядом проблем, связанных с классическими представлениями о разуме, науке и человеке. Неклассические концепции указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность. Говоря о критерии истины, необходимо прежде всего иметь в виду, что в рамках классической теории истины были попытки найти критерии истины или в непосредственности чувственного опыта, или во всеобщности истин разума, открываемых при помощи интуиции. Ошибочность здесь состояла в том, что критерии истинности знания пытались найти в рамках самого знания. Критерий истинности следует искать в том, что связано с познанием, определяет его развитие, но само знанием не является. Таким критерием является материальная общественная практика, обладающая и чувственной непосредственностью и всеобщностью, необходимыми для проверки истинности знания. Неклассические концепции предлагают дополнительные критерии истинности. Критерий непротиворечивости предполагает, что истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых формах. Логическое противоречие свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи.

Когерентность (системность) предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже оцениваются как истинные. Критерий когерентности позволяет выбрать между двумя теориями, которые не могут быть проверены на практике и обе являются логически непротиворечивыми. Из двух теорий истинной признается та, которая более совместима с фундаментальным знанием.

Критерий эвристичности вступает в силу, когда перечисленные выше способы отграничения истинного знания от неистинного не позволяют принять решение. Эвристичность характеризует потенцию знания к росту. Из двух теорий более эвристичной, а, следовательно, истинной, является та, в которой теоретический рост опережает эмпирический. Т.е. более эвристична та теория, которая помогает предсказывать новые факты, обеспечивает прирост знания, а не просто систематизирует уже известные факты.

Суть критерия простоты в следующем: из двух теорий предпочтение следует отдать той, которая объясняет действительность, опираясь на меньшее количество независимых допущений, т.е. более просто. Красота еще более субъективный критерий, выражающий личностную удовлетворенность результатами познания. Суть принципа красоты в том, что хорошая теория отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и стройностью. В качестве неклассического дополнительного критерия истины может также использоваться полезность: знание, которое обеспечивает деятельность, ведущую к успеху, следует рассматривать как истинное независимо от его содержания. Необходимо отметить, что ни одни из критериев истины нельзя рассматривать как абсолютный и применять в отрыве от других, очевидно, что только в комплексе они позволяют с большей точностью отграничить истинное от неистинного.

По мере исторического развития общества познание истины обособляется в особую форму духовного производства – науку. «Наука» в переводе с латинского означает «знание». Существуют десятки определений науки. Среди них можно выделить три основные группы:

1) определения науки как системы знаний

2) определения ее как вида человеческой деятельности,

3) определение науки как социального института. Наука – это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание. Исходя из этого определения понятно, что не всякое знание является наукой. Знание – это то, что организует и направляет человеческую деятельность. Человек вообще тысячи лет существовал на земле без всякой науки, опираясь на практическое «знание». Сущность научного знания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Еще одна особенность научного знания – объективность. Наука – попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности. Следующая особенность научного знания – его системность. Это знание, организованное в научную теорию, логически стройное, непротиворечивое. Системность отличает научное знание от знания обыденного.

Наука – не только знание, это особый вид человеческой деятельности, сложный процесс «духовного производства», в котором многие тысячи людей нашли свою профессию. В настоящее время эта деятельность институциализирована, т.е. приобрела устойчивые социальные формы, организована. Как вид деятельности наука характеризуется: определенной системой ценностей, своей особой мотивацией, которая определяет деятельность ученого; определенным набором «инструментов» – технических устройств, аппаратуры и т.д. – используемых в научной деятельности; совокупностью методов, используемых для получения нового знания; способом организации научной деятельности. Наука сейчас это сложнейший социальный институт, включающий в себя три основных составляющих: исследования (производство нового знания); приложения (доведения новых знаний до их практического использования); подготовку научных кадров.

Важнейшими закономерностями развития науки считаются следующие: обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики; относительная самостоятельность развития науки; преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки; постепенность развития науки при чередовании периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основнауки, системы ее понятий и представлений (картины мира); дифференциация и интеграция научного знания; математизация научного знания. Существенной особенностью современной науки является то, что она непосредственной производительной силой общества. Многие современные производственные процессы родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки технической революции.

Литература

Основная

1. Философия. Краткий тематический словарь [Текст]: / Т.П. Матяш, В.П. Яковлев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. Раз. 8.

2. Философия [Текст]: учебник для вузов / В.П. Кохановский - 14-е изд. ‑ Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. Гл. 9-10.

3. Основы философии [Текст]: / А.Н. Ерыгин. – Ростов – на - Дону: Изд - во. «Дашков и К», 2006.

4. Войтов, А.Г. История и философия науки [Текст]: учеб. пособие для аспирантов. - М., 2005.

5. История и философия науки [Текст]: учеб. пособие - под общей ред. А.Н. Молдовы, А.Д. Урсула. – М.: Издательство РАГС, 2006. Разд. 2. Гл. 4-6; Разд. 3. Гл. 11-12.; Разд. 4. Гл. 13-15;

6. Философия науки [Текст]: учеб. пособие / Т.Г. Лешкевич. - М.: ИНФРА-М, 2005. Гл. 2, 3, 5.

7. Философия науки: Словарь основных терминов [Текст]: /Под ред. С.А. Лебедева. - М., 2005.

8. Философия науки [Текст]: учебник для вузов / под ред. С.А. Лебедева. - М., 2005.

9. Философия и методология науки. Хрестоматия [Текст]: / Л.А.Микешина. - М., 2005.

 

Дополнительная

1. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки [Текст]: – М., 1980.

2. Соловьев, В.С. Вера, разум и опыт [Текст] / В.С.Соловьев //Вопросы философии.- 1994. - № 1.

3. Вайнгартнер, П. Сходство и различие между научной и религиозной верой [Текст] / П. Вайнгартнер //Вопросы философии. – 1996. - № 5.

4. Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания [Текст]: – М., 1990.

5. Петров, М.К.Самосознание и научное творчество [Текст]:–Ростов-на-Дону, 1992.

6. Ильин, В.В. Теория познания. Эпистемиология [Текст]: – М., 1994.

7. Кохановский, В.П. Философия и методология науки [Текст]: – Ростов - на- Дону, 1999.

8. Современная философия науки. Знания, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия [Текст]: – М., 1996.

9. Холтон, Дж. Что такое антинаука? [Текст]/ Дж. Холтон //Вопросы философии. – 1992. - № 2.

10. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление [Текст]: – М., 1991.

11. Моисеев, Н.Н. Современный рационализм [Текст]: – М., 1995.

12. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления [Текст]: – М., 1994.

13. Степин, В.С., Горохов, В.Г., Розов, М.А. Философия науки и техники [Текст]: – М., 1996.

14. Порус, В.Н. Эпистемиология: некоторые тенденции [Текст] / В.Н. Порус. //Вопросы философии. – 1997. - №2.

15. Социокультурный контекст науки [Текст]: – М., 1998.

16. Границы науки: О возможности альтернативных моделей познания [Текст]: – М., 1991.

17. Хюбнер, К. Истина мифа [Текст]: - М., 1996.

18. Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники [Текст]: – М., 1998.

19. Лаланьянц, Н. Хронология клонирования [Текст] / Н. Лаланьянц // Знание ‑ сила. – 1998. - № 5.

20. Декларация в защиту клонирования и неприкосновенности научных исследований [Текст] //Человек. – 1998. - № 3.

21. Моисеев, Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции [Текст] / Н.Н.Моисеев. //Вопросы философии. – 1998. - № 8.

22. Хакен, Г. Синергетика [Текст]: – М., 1991.

23. Капра, Ф. Дао физики [Текст]: – СПб., 1994.

24. Немировский, Л. Н. Мистическая практика как способ познания [Текст]: – М., 1993.

25. Аронов, Р. А. Бермудский треугольник» интерпретации научного знания [Текст] / Р.А.Аронов // Вопросы философии. - 2006. - № 4.

26. Карпов А.О. Социокультурный контекст индивидуальных проблемно-познавательных программ [Текст] / А.О.Карпов. // Вопросы философии. - 2006.- № 5.

27. Мухин, Р.Р. Методологические аспекты динамического хаоса [Текст] / Р.Р.Мухин. // Вопросы философии. - 2006. - № 11.

28. Нехамкин, В.А. Контрфактическое историческое моделирование К. Клаузевица: теоретико-методологический аспект [Текст] / В.А. Нехамкин. // Вопросы философии. - 2006. - № 6.

29. Оруджев, З.М. Способ мышления эпохи и принцип априоризма [Текст] / З.М. Оруджиев. // Вопросы философии.- 2006.- № 5.

30. Порус, В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? [Текст] / В.Н. Порус // Вопросы философии. - 2006.- № 1.

31. Философия науки: проблемы и перспективы. Материалы «круглого стола» [Текст] // Вопросы философии. - 2006. - № 10.

32. Эфроимсон, В.П. Загадки гениальности [Текст]: – М., 1998.

33. Поппер, К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход [Текст]: - М.: Эдиториал УРСС, 2002.

 

 

Подмодуль «Диалектика»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: