Компетенции (навыки) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.




Духовная образовательная организация высшего образования

«Московская духовная академия Русской Православной Церкви»

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

«Основное богословие»

Направление подготовки бакалавриата

Теология (48.03.01)

 

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Форма обучения – очная

 

 

Сергиев Посад,


 

Программа одобрена на заседании кафедры Богословия от … 2015 года, протокол №...

 

Разработчик:

 

Доцент _________________________ (протоиерей Павел Великанов)

 

 

Разработчик:

 

Преподаватель _____________________ (диакон Ярослав Калинин)

 

 

(Рецензент):

 

…. _______________________ ….

 

 

Заведующий кафедрой:

 

Засл. профессор ____________________ (Иванов М.С.)


Цели освоения дисциплины

Цель курса «Основное богословие» – освоение основных истин христианской веры и общерелигиозных смыслов в широком контексте и с позиций здравого разума.

Изучение Основного богословия требует решения следующих задач:

- дать представление об общерелигиозном, философском и культурном контексте христианского Откровения.

- обосновать основополагающие истины христианской веры с позиций здравого разума и внецерковной среды.

 

Место дисциплины

На Подготовительном отделении бакалавриата МДА для изучения курса «Основное богословие» выделены два семестра обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 аудиторных часа. Форма итогового контроля дисциплины: экзамен.

Курс находится в непосредственной связи с вероучительными дисциплинами: предваряет курс Догматического (систематического) богословия и Нравственного богословия, и следует за курсом основ православного вероучения (Катехизисом).

 

Компетенции (навыки) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен (общие результаты обучения):

- уметь излагать основные положения христианской веры в их отношении к актуальным вопросам общественной, культурной и интеллектуальной жизни

- иметь навык разумного обоснования и защиты главных положений христианского вероучения

- излагать и анализировать критические взгляды на основные положения христианской веры

- уметь применять систему апологетической аргументации к современной критике христианства

- понимать место Божественного Откровения в истории человечества, истории философской мысли и религиозных представлений

- анализировать современные научные теории, якобы подрывающие основы христианского вероучения

-

Детализированные результаты обучения:

- иметь представление об исключительности Божественного Откровения

- уметь обосновать исключительность христианского откровения по отношению к иным религиозным, философским и культурным феноменам

- иметь представление о соотношении веры и интеллектуальной деятельности, истории и общих вопросах дискуссии вокруг понятий веры и разума

- уметь отличать общерелигиозные феномены от собственно христианских

- владеть основными подходами к христианской оценке общерелигиозных феноменов

- понимать место общерелигиозных феноменов в пространстве христианского откровения

- знать хрестоматийные примеры ответов на основные возражения против христианской веры

- владеть навыком составления аргументированного ответа на конкретные вопросы критики христианской веры

- уметь выделить общерелигиозные архетипы из конкретной религиозной традиции

- разбираться в основных причинах веры и неверия

- иметь представление о типах религиозного сознания, их взаимосвязи и динамике

- иметь представление об основных формах религиозного делания (молитве, медитации, посте, воздержании, ритуальных действиях и др.) и уметь дать им оценку с позиций христианского вероучения

- иметь представление о взглядах выдающихся исторических личностей на религию как таковую и христианство в частности

- иметь представление об основных аргументах современных атеистических и секулярных движений

- иметь представление о природе религиозной жизни, её видах и подходах к классификации

- иметь представление о понятии «священное» в контексте религиозного опыта человечества

- иметь представление о месте и роли религиозного опыта в истории человечества

- уметь оценить религиозный (в т.ч. мистический) опыт с позиций православной аскетики

- иметь представление о парарелигиозных системах мысли и жизни и уметь обосновывать критическое отношение к ним Православной Церкви.

- владеть методикой богословской аргументации


4. Структура и содержание дисциплины

 

№ п/п Наименование тем и разделов Всего (час.) Аудиторные занятия (час.) Самостоятельная работа (час.) Семинары, промежуточный контроль (письменные работы) (час.)
1. Введение в предмет Основное богословие        
  Основные общерелигиозные понятия:        
2. Тема 1. Религия, её сущность и происхождение        
3. Тема 2. Вера и неверие        
4. Тема 3. Душа и посмертная участь        
5. Тема 4. Культ (формы религиозного делания) и религиозная семиотика        
6. Тема 5. Магизм и единобожие        
  Основные истины христианского вероучения:        
7. Тема 6. Откровение        
8. Тема 7. Бытие Божие, Троичность Божества        
9. Тема 8. Творение        
10. Тема 9. Грехопадение и проблема зла (теодицея)        
11. Тема 10. Боговоплощение        
12. Тема 11. Спасение        
13. Тема 12. Экклезиология        
14. Тема 13. Божественный Промысл и проблема чуда        
15. Тема 14. Эсхатология        
  Христианство и мир:        
16. Тема 15. Христианство и другие религии        
17. Тема 16. Христианство и философия (гносеология)        
18. Тема 17. Христианство и наука        
19. Тема 18. Христианство и технический прогресс        
20. Тема 19. Христианство и культура        
21. Тема 20. Христианство и общество        
  Итого:        

Тематическое содержание курса

Ведение в предмет Основное богословие.

Понятие науки «Основное Богословие». Религиозные смыслы в целостном виде: Вера, Религия, Церковь, Христианские истины.

Основные общерелигиозные понятия:

Тема 1. Религия, её сущность и происхождение

Определение религии. Этимология слова «религия». Сущность религии. Что не есть религия. Опровержение гипотезы „изобретения" религии.

 

Тема 2. Вера и неверие


Аспекты феномена веры:

1) «вещей обличение невидимых»

2) прозрение

3) доверие

4) верность

Формы неверия:

1) Незнание

2) Нежелание верить

3) Неверность

4) Безразличие

5) Рациональная проблема

6) Противление Богу

7) Недоверие Богу

Стадии Богоотпадения:

1) Богозабвение

2) Осуечение помышлениями

3) Омрачение внутреннего человека

4) “Мудрое” безумие

5) Идолопоклонство

Пути возвращения от безверия к вере.


 

Тема 3. Душа и посмертная участь

Религиозные представления о душе. Развитие представления о душе в Ветхом и Новом Заветах. Реинкарнация. Святоотеческое учение о душе. Христианское откровение о Страшном Суде и посмертной участи души. Взгляды современной науки на вопрос существования души.

 

Тема 4. Культ (формы религиозного делания) и религиозная семиотика

«Профанное» и «сакральное» в религии. Типы религиозного сознании: рабское, наемническое, сыновнее, богоневестное.

 

Тема 5. Магизм и единобожие

Теория прамонотеизма В. Шмидта. Критика взглядов Дж. Фрезера на появление магизма. Христианский взгляд на появление язычества вследствие богозабвения. Формы язычества.

Основные истины христианского вероучения:

Тема 6. Откровение

Понятие Откровения. Естественное и сверхъестественное откровение. Необходимость откровения Признаки истинности откровения и прелесть.

 

Тема 7. Бытие Божие, Троичность Божества

Способы богопознания. Непознаваемость Бога по существу и познаваемость через “рассматривание творений” и “внутреннего своего человека”. Символ веры как «словесная икона Божества».

 

Тема 8. Творение

Христианское учение о Творце, творении и мировоззрении. Рай. Адам и назначение человека. Обо́жение.

 

Тема 9. Грехопадение и проблема зла (теодицея)

Сущность и происхождение зла. Зло: постановка проблемы и свято-отеческое понимание. Взгляд на проблему зла со стороны нехристианских религий. Критика учения о непротивлении злу. Смысл и значение страдания.

 

Тема 10. Боговоплощение

Боговоплощение как центр Божественного Откровения. Было бы Боговоплощение, если бы не было грехопадении? Промысл Божий. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Сотериологичность богословия. Взаимосвязь догматики и духовного опыта.

 

Тема 11. Спасение

Тайна Домостроительства нашего спасения. Соработничество Бога и человека. «Бог спасает нас не без нас». Искупление. Справедливость и милость.

 

Тема 12. Экклезиология

Определения Церкви. Признаки истинной Церкви. Церковь как организм и как организация. Отношения между христианскими церквами. Вопрос спасения вне Церкви.

 

Тема 13. Божественный Промысл и проблема чуда

Чудеса в православии, инославии и нехристианских религиях. Смысл чудес Христовых.

 

Тема 14. Эсхатология

Конец времен. Чаяние христиан. Любовь и вечность. «Бог – всё во всём».

Христианство и мир:

Тема 15. Христианство и другие религии

Проблема межрелигиозного диалога.

 

Тема 16. Христианство и философия (гносеология)

Христианское учение о познании. Христианский гнозис. Особенности диалога между христианством и философией в ХХ в. Философия постмодерна и христианство. Перспективы христианской философии.

 

Тема 17. Христианство и наука

Религия и возникновение науки. Определение и объект науки. Наука и мировоззрение. Соотношение веры и знания.

 

Тема 18. Христианство и технический прогресс

Проблема техники как феномена человеческой жизни после грехопадения. Ремесленная и индустриальная техника. Информационное общество. Христианское осмысление научно-технического прогресса. Антропологическое измерение проблем техногенной цивилизации.

 

Тема 19. Христианство и культура

Современные проблемы диалога христианства и культуры. Вызовы секулярной культуры религиозному сознанию. Перспективные направления развития христианской культуры.

 

Тема 20. Христианство и общество

Основные проблемы диалога христианства и общества сегодня. Клерикализм и секуляризм. Понятие «свободы». Краткий обзор «Основ социальной концепции РПЦ».

 

5. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины (раздел по желанию)


Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Контрольные вопросы по курсу:

 

1. Понятие науки «Основное Богословие»

2. Чудеса в православии, инославии и нехристианских религиях. Смысл чудес Христовых.

3. Что не есть религия?

4. Религия и возникновение науки.

5. Сущность и происхождение зла.

6. Этимология слова «религия».

7. «Профанное» и «сакральное» в религии.

8. Проблема теодицеи. Понимание сущности зла в нехристианских религиях.

9. Определение религии.

10. Понятие откровения.

11. Богозабвение как ступень Богоотпадения.

12. Определение религии.

13. Естественное откровение.

14. Необходимость откровения

15. Аспекты феномена веры: вера как «вещей обличение невидимых».

16. Признаки истинности откровения и прелесть.

17. Критика учения о непротивлении злу.

18. Опровержение гипотезы „изобретения" религии.

19. Сущность религии.

20. Формы язычества.

21. Неверие как безразличие.

22. Сверхъестественное откровение.

23. Понятие «откровения».

24. Оправдание греха как ступень Богоотпадения.

25. Аспекты феномена веры: вера как прозрение

26. Омрачение как ступень Богоотпадения.

27. Типы религиозного сознания. Сыновнее.

28. Идолопоклонство как ступень Богоотпадения.

29. Смысл и значение страдания.

30. Неверие как нежелание верить.

31. Неверие как неверность.

32. Соотношение веры и знания.

33. Сверхъестественное откровение

34. Аспекты феномена веры: вера как доверие

35. Происхождение язычества

36. Неверие как противление Богу.

37. Аспекты феномена веры: вера как верность

38. Наука и мировоззрение

39. Формы неверия. Неверие как незнание.

40. Пути возвращения от безверия к вере.

41. Определение и объект науки

42. Неверие как рациональная проблема.

43. Взгляд на проблему зла со стороны нехристианских религий.

44. Осуечение помыслами как ступень Богоотпадения.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: