Музыка французской революции




ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА

В историю мировой культуры XVIII век вошёл как эпоха Разума и Просвещения. В это время получает развитие антифеодальная идеология, утверждающая, что преобразование общества возможно только путем реформ и просвещения широких масс.

Просвещение получило наиболее яркое выражение во Франции, где антифеодальная идеология стала теоретической базой Великой французской революции 1789-1793 годов.

Признанным вождем европейского Просвещения по праву считается Вольтер, человек блестящего ума и редкой писательской многосторонности. Он писал философские повести («Кандид», «Простодушный»), трагедии в стиле классицизма («Брут», «Танкред»), сатирические поэмы, исторические сочинения («История Российской империи при Петре Великом»). Вольтер имел громадное влияние на умы всей просвещенной Европы.Возник даже термин «вольтерьянство», ставший синонимом свободомыслия.

Дени Дидро великолепно разбирался в вопросах искусства и много писал о том, каким оно должно быть. Прежде всего – высокоидейным и воспитательным (поэтому Дидро был на стороне Глюка в оперной войне «глюкистов» и «пиччинистов»). Главным делом жизни Дидро стало издание Энциклопедии – коллективного литературного труда, в создании которого участвовали все французские просветители. Будучи редактором Энциклопедии, Дидро в течение 20 лет вел титаническую борьбу с ее противниками – королевской властью и духовенством.

В качестве прямого последователя Дидро во французской драматургии выступил Пьер Огюст Бомарше. Созданный им персонаж – слуга Фигаро – стал символом простолюдина, который отстаивает свои права в борьбе с феодальными порядками.

Жан Жак Руссо занимает особое место среди французских просветителей. Разделяя в целом основные взгляды Просвещения, он выдвинул свою оригинальную теорию. Руссо выступил против культа Разума и противопоставил ему культ Чувства и Природы. В своих работах он прославляет счастливую жизнь «естественного человека», занятого бесхитростным земледельческим трудом. Литературное творчество Руссо положило начало сентиментализму (от французского sentiment – чувствительность).

Сентиментальная литература обращена к повседневности, ее герои – простые люди. Повествование почти всегда ведется от лица участника событий (знаменитый роман самого Руссо «Новая Элоиза», а также «Кларисса» Ричардсона представлены как собрание писем, «Страдания молодого Вертера» – как монтаж писем и дневника, «Сентиментальное путешествие» Стерна – как путевые наброски).

Вершиной европейского Просвещения стала грандиозная трагедия «Фауст» великого немецкого поэта Гёте.

Искусство XVIII века

Искусство XVIII века, особенно первой его половины, кажется не соответствующим идеологии Просвещения. Развитие философских идей шло по пути революционного пересмотра основных ценностей, а искусство XVIII века было мирным, уютным, гедонистическим.

Гедонизм (греч.– «удовольствие») направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как основной мотив человеческого поведения, как высшую цель его деятельности.

Развитие искусства XVIII века отличается сложностью и неравномерностью, в разных странах оно шло разными путями. Например, в разобщённой Италии наблюдался явный спад, тогда как Франция выдвигается в лидеры. Искусство развивается здесь очень бурно, эволюционируя от рококо к революционному классицизму. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений.

В XVIII веке, в отличие от предыдущих веков, нет единого стиля эпохи. В искусстве получили развитие несколько художественных направлений:

· классицизм;

· рококо;

· просветительский реализм;

· сентиментализм.

Классицизм – художественный стиль, ориентированный на идеалы античной классики. Как и искусство Ренессанса, классицизм пронизан верой в человеческий разум. Его философской основой стал рационализм Декарта – философия, утверждающая человеческий разум главным средством познания истины.

Классицизм придавал огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Он выдвинул нового героя: сильного и мужественного, стойко переносящего удары судьбы, способного подчинить личные интересы интересам общества. Главное в классицизме – ориентация на разумное начало, ведь именно разум повелевает человеку исполнить свой долг, а категория долга в эстетике классицизма важнее личного счастья.

Классицизм возник во Франции еще в XVII веке. В этом столетии он получил наиболее яркое воплощение во французской архитектуре и драматургии, но также и в живописи (Пуссен), музыке (Люлли).

Во французской драматургии классицизм дал таких мастеров, как Пьер Корнель, Жан Расин, Жан Батист Мольер. Корнель и Расин создали лучшие образцы новой классической трагедии («Сид» Корнеля, «Федра» Расина), а Мольер – комедии («Тартюф»).

Архитектура классицизма близка к античной, что проявилось:

· в применении ордерной системы;

· в логичности, ясности планировки;

· в разумности пропорций, геометризме форм;

· в отсутствии декоративных излишеств, простоте оформления;

· в создании дворцово-парковых ансамблей.

В целом классицистские постройки отличаются спокойным величием. Самый знаменитый памятник архитектуры классицизма – восточный фасад Лувра. Архитектор Клод Перро (брат знаменитого сказочника) в 60-х годах XVII века достроил здание, возведенное еще в XVI веке. Колоннаду коринфского ордера оттеняют три выступа в виде портиков (в центре и по углам фасада).

У истоков живописи классицизма стоял Никола Пуссен (XVII век), эстетические принципы которого очень близки идеалам античности и Возрождения. Пуссен разрабатывал темы, связанные с античной мифологией, библейские и исторические сюжеты, часто обращался к пейзажу: «Отдых на пути в Египет» (илл. 1), «Великодушие Сципиона» (2), «Танкред и Эрминия» (3).

1.

2.

3.

В первой половине XVIII столетия ведущим направлением в искусстве Франции стало рококо (от французского слова рокайль – раковина).

Рокайль – основной элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Для этого орнамента характерны асимметрия, наклонная ось композиции, криволинейные контуры, завитки:  

Главный лозунг эстетики этого направления – «искусство для наслаждения». Он выражал мироощущение французской аристократии, которая накануне революции жила по принципу «После нас – хоть потоп» (слова Людовика XV).

В области архитектуры рококо сказалось главным образом в оформлении интерьера. Характерные особенности:

• утончённость, изысканность, декоративная перегруженность (каждая вещь украшалась гирляндами завитков, узорами);

• ассиметричные, криволинейные формы;
• светлая цветовая гамма, широкое применение белого и золотого цветов;
• обращение к мифологии.

Стены особняков обильно украшались шелковыми обоями, декоративными тканями, живописью, лепниной. В моду вошел фарфор и перламутр. Во Франции возникла Севрская фарфоровая мануфактура, в Германии – Мейсенская.

Основоположником рококо в живописи считается Антуан Ватто. Главным в его работах был мир человеческих отношений, неподвластных контролю разума. Одной из излюбленных тем творчества Ватто стали «галантные сцены»: «Отплытие на остров Киферу», «Общество в парке» (4), «Затруднительное предложение».

Основа сюжетов – празднества на лоне природы, собрания галантных дам и кавалеров, музицирующих или ведущих непринуждённую беседу, пастухи и пастушки в красивых нарядах, резвящиеся в вечнозеленых лесах. Это некое театрализованное действо, спектакль, перенесенный в реальную жизнь.

 

Не меньше интересовали художника и подлинные актёры на сцене: «Жиль» (так во Франции называли грустного неудачника Пьеро из комедии масок) – 5. Среди других знаменитых работ Ватто – «Савояр с сурком» (6), «Вывеска лавки Жерсена» (7):

5. 6.

7.

Созданный Ватто жанр «галантных празднеств» стал весьма популярным. Однако даже самые талантливые из его последователей не пошли дальше создания изящных и легкомысленных сценок; ни один не смог передать атмосферу сложной психологической игры, составляющей главную суть произведений Антуана Ватто.

После смерти Ватто его место при дворе занял Франсуа Буше. Его мифологические и пасторальные сюжеты прекрасно гармонировали с интерьерами рокайльных апартаментов. Типичные сюжеты – «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы», пастушеские сценки. В произведениях Буше манерная эротика рококо выразились с особой силой, за что просветители-моралисты не уставали его обличать.

8. Ф. Буше «Юпитер и Каллисто» 9. Фрагонар «Поцелуй украдкой»

Искусство Ватто и Буше во второй половине века продолжил Жан Оноре Фрагонар. Сюжетами его произведений становятся не только галантные празднества, но и идиллические семейные сцены, бытовые зарисовки, исторические темы.

В преддверии буржуазной революции 1789 года искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма (эту фазу называют «революционным классицизмом»). Вновь на первый план выдвигается значение разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство призывается, прежде всего, воспитывать в человеке чувство долга, гражданственности. Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный, программный характер.

Главным художником Французской революции, активным ее участником, был Жак Луи Давид [1]. В его творчестве эстетика классицизма органически сплелась с политической борьбой. В своих картинах «Клятва Горациев » (илл. 10), «Смерть Марата» (илл. 11)Давид прославляет пафос гражданского подвига.

С началом революционных событий он оформляет массовые празднества, занимается национализацией произведений искусства и превращением Лувра в национальный музей. Давид явился создателем огромной школы учеников.

10.

11.

Просветители призывали художников заняться изображением быта третьего сословия. Представителями этого направления стали Жан Батист Симеон Шарден и Жан Батист Грез. Они писали натюрморты, составленные из простых домашних предметов, уютные жанровые сцены, добронравных матерей семейств.

Героини Шардена («Молитва перед обедом», «Прачка» – 12, «Женщина, моющая кастрюли») представляли трудовую Францию XVIII века. Недаром Дидро в своих критических статьях говорил о Шардене как о создателе нового искусства, а Грёза называл «поистине своим художником».

В целом картины Греза ближе к сентиментализму, воплощая идеи Руссо о патриархальной идиллии, семейных добродетелях («Отец семейства, читающий своим детям Библию», «Балованное дитя»).

Среди наиболее известных скульпторов XVIII века – Жан Антуан Гудон, создавший целую портретную галерею своих современников, в том числе статую Вольтера (13).

12. 13.

Музыка французской революции

В годы революции рождается новый вид массового искусства – театрализованные представления под открытым небом с участием громадного количества народа. Ими отмечались любые значительные общественные события: годовщина взятия Бастилии, провозглашение республики и т.д. Художественное оформление осуществлял Жак Луи Давид.

Революционные торжества являли собой синтез искусств различных искусств. Это были зрелища невиданного дотоле размаха. Они носили организованный характер и строились по заранее разработанному сценарию. В день праздника огромные массы народа стекались на одну из самых больших площадей Парижа – Марсово поле. На специальных трибунах размещался хор в 2,5 тысяч человек и оркестр парижской национальной гвардии. Создателем этого оркестра был Бернар Сарретт. Для пополнения армии кадрами музыкантов Саррет организовал бесплатную Музыкальную школу Нац. Гвардии. На базе этой школы был создан Национальный институт музыки, позже переименованный в Парижскую консерваторию. Это первая консерватория в современном смысле слова – музыкальный ВУЗ.

Музыкальным оформлением большинства революционных праздников занимался Франсуа Госсек – виднейший музыкальный деятель французской революции. Он был штатным дирижёром оркестра Нац. гвардии, педагогом, композитором. Это родоначальник французской симфонии, автор многих песен, революционных маршей, опер.

Среди всех музыкальных жанров эпохи французской революции одно из первых мест заняла песня. Подавляющее большинство песен возникало на основе «подтекстовок» (к популярной мелодии подбирались новые слова). Самая знаменитая песня французской революции – «Марсельеза» (её автор – французский офицер Руже де Лиль):


[1] Кажется парадоксом, что этот «знаменосец революции» был внуком Буше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: