Внешняя политика СССР в 1945-1953 годах. Начало «холодной войны»




Лекция

1. Первое послевоенное десятилетие. «Демократическое эхо войны»

2. Этапы борьбы за власть после смерти Сталина.

3. Н.С. Хрущев. «Оттепель».

4. Первенство СССР в области ядерной физики. Освоение космоса.

5. Карибский кризис.

6. Отставка Хрущева в 1964 г. и смена политического курса.

Масштабы разрушений в нашей стране были столь велики, что иностранные эксперты единодушно утверждали, что нашему государству потребуется не менее 25 лет на восстановление народного хозяйства при условии финансовой помощи извне. (план Маршалла в Европе).

Перспективы восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития экономики страны определил четвертый пятилетний план, принятый Верховным Советом СССР в марте 1946 г. Приоритетным направлением стало преимущественное развитие тяжелой промышленности за счет сельского хозяйства, с широким использованием командно-административных методов управления.

Труднейшие задачи по восстановлению экономики Советский союз решал за счет внутренних ресурсов и отчасти внешних поступлений. И в этой связи необходимо указать на репарации, которые получала наша страна из Германии, Венгрии, Манчжурии, Румынии и Финляндии оборудованием, техническими материалами и документацией. Однако эффективность использования полученного по репарациям оборудования была невелика.

Страна Репарации в пользу СССР Помощь со стороны СССР Сальдо
  Всего Продукция текущего производства Перемещение оборудования и ценностей Прочее*    
ГДР 16.849 15.063 1.333     16.787
Румыния 1.413         1.355
Венгрия            
Польша     - -   -216
Болгария   - -     -83
Чехословакия - - - -   -16
Итого 19.871 17.018     1.166 18.705

* Преимущественно за счет льготного приобретения акций и долей в капитале местных компаний - советских акционерных обществ и льготного снабжения их сырьем.

Основным условием успехов в восстановлении народного хозяйства в послевоенные годы был труд советских людей. Радость Победы, энтузиазм победителей, надежды на лучшую жизнь придавали людям уверенность и силу. Из руин поднимались города. Люди трудились вручную, преодолевая холод и голод. Инженеры, технологи и конструкторы стремились восстановить производство на новой технологической основе, постоянно что-то придумывая и изобретая. Нередко эти работы выполнялись бесплатно, по велению сердца, долга и совести.

Первое послевоенное десятилетие в СССР вошло в историю как период «позднего сталинизма», или «апогей сталинизма», который совмещал в себе, с одной стороны, прежние, «сталинские» методы управления, с другой — попытки приспособить систему к послевоенной реальности, осознание прагматичными соратниками Сталина необходимости будущих реформ. В сентябре 1945 г. был упразднен чрезвычайный орган партийного и государственного руководства - Государственный Комитет Обороны. Его функции вновь были распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП(б) и Верховным Советом СССР. Но процесс трансформации сверхцентрализованной авторитарной административной системы, сложившейся в СССР в предвоенные и особенно в военные годы, носил во многом формальный характер. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках И. В. Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат.

В послевоенные годы режим личной власти Сталина достиг своего апогея. " Краткий курс истории ВКП(б)" и "Краткая биография И. В. Сталина", в написании которых он сам принял участие, превратились в набор непреложных истин, которые все граждане страны должны были изучать, не подвергая сомнению. В этих книгах Сталину приписывались все заслуги в действительных и мнимых достижениях страны и партии, поставившей целью строительство социализма. В 1946-1950 гг. тиражи произведений были самыми массовыми. Каждое высказывание Сталина превращалось в догму, а малейшее сомнение в его непогрешимости жестоко каралось.

Характерным проявлением авторитарности существовавшего в стране режима стала деятельность конституционных органов власти и управления.

По Конституции 1936 г. в качестве высшего общесоюзного органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР, первые выборы в который состоялись в декабре 1937 г. Срок полномочий депутатов первого созыва истек осенью 1941 г. Во время войны выборы были отложены, и депутаты Верховного Совета второго созыва были избраны только в марте 1946 г.

Верховный Совет СССР после принятия Конституции 1936 г. номинально стал единственным общесоюзным законодательным органом, состоящим из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Все годы войны советский парламент практически бездействовал.

Верховный Совет СССР лишь оформлял в виде указов принятые высшим партийным руководством страны решения. На сессиях Верховного Совета 1946-1954 гг. депутаты главным образом единодушно одобряли бюджеты страны и отчеты об их исполнении, а также единогласно утверждали указы Президиума Верховного Совета.

В период между сессиями Верховного Совета Президиум становился высшим законодательным органом и высшим исполнительно-распорядительным органом страны; как гласила Конституция, он был избираем и подотчетен палатам Совета. Но на практике он играл другую роль. В состав Президиума входили в основном секретари ЦК ВКП(б) и члены его Политбюро. Этим был обусловлен тот факт, что полномочия и компетенция Президиума Верховного Совета за 1938-1948 гг. были существенно расширены и дополнены. В 1938 г., например, Президиум, кроме толкования законов, издания указов, роспуска палат Верховного Совета и назначения новых выборов, получил право объявлять военное положение в стране, принимать в гражданство СССР и разрешать выход из него. А с 1948 г. Президиум мог денонсировать международные договоры СССР, учреждать ордена и медали, устанавливать почетные звания СССР и воинские звания. Одним из примеров: деятельности Президиума является принятие им в 1950 и 1954 гг. указов о частичном восстановлении смертной казни, отмененной в 1947 г. указом Верховного Совета СССР.

Одной из функций Президиума был контроль за работой подотчетных органов: Совета Министров, Верховного Суда, Генерального прокурора.

Как и Верховный Совет СССР, Президиум только оформлял в виде указов и других актов решения, принятые руководством партии. Ни один вопрос не мог быть поставлен на обсуждение без распоряжения И. В. Сталина. Постепенно работа высшего законодательного органа страны утратила даже видимость соблюдения конституционных норм: реже, чем 2 раза в год, созывались сессии Верховного Совета, а количество заседаний его Президиума, проходивших 3-4 раза в год в первые послевоенные годы, сократилось в 1950 г. до двух, а в 1951 и 1952 гг. - до одного.

Фактическое безвластие, явное падение роли и значения советских органов наблюдались и на уровне местных Советов депутатов трудящихся. Уже во. время войны партийные органы зачастую подменяла их деятельность, нарушались сроки выборов и порядок проведения сессий, отчетность Советов; вопросы, требовавшие коллегиального рассмотрения на сессиях, решались исполнительными и распорядительными органами - исполкомами Советов, их отделами и управлениями, руководившими отраслями народного хозяйства и культурой

В общественно-политической жизни СССР в 1945-47 гг. очень заметным было влияние демократического импульса войны (некоторой тенденции к ослаблению советского тоталитарного строя). Главной причиной демократического импульса стало относительно близкое знакомство советских людей с западным укладом жизни (во время освобождения Европы, в процессе общения с союзниками). Немаловажную роль сыграли и перенесенные нашим народом ужасы войны, приведшие к пересмотру системы ценностей.

Реакция на демократический импульс была двоякой:

1. Были сделаны минимальные шаги в сторону «демократизации» общества. В сентябре 1945 г. прекращено чрезвычайное положение и упразднен неконституционный орган власти – ГКО. Возобновились съезды общественных и политических организаций СССР. В 1946 СНК был преобразован в Совет Министров, а наркоматы – в министерства. В 1947 г. проведена денежная реформа и отменена карточная система.

2. Произошло значительное ужесточение тоталитарного режима. Началась новая волна репрессий. Основной удар, на этот раз, был нанесен по репатриантам – возвращавшимся на Родину военнопленным и насильственно перемещенным лицам. Пострадали также деятели культуры, острее других ощутившие влияние новых веяний (см. раздел "Культурная жизнь СССР 1945-1953 гг."), и партийно-экономическая элита - "Ленинградское дело" (1948 г.), по которому были расстреляны свыше 200 человек, был расстрелян председатель Госплана Н.А. Вознесенский. Последним актом репрессий стало «дело врачей» (январь 1953 г.), обвиненных в попытке отравления высшего руководства страны (см. ниже!).

Характерной чертой первых послевоенных лет стали начавшиеся в 1943 г., депортации целых народов СССР по обвинению в сотрудничестве с фашистами (чеченцы, ингуши и крымские татары. Именно эти репрессивные мероприятия позволяют историкам называть 1945-1953 гг. «апогеем сталинизма». Главными экономическими задачами послевоенного периода стали демилитаризация и восстановление разрушенного хозяйства.

Источниками ресурсов для восстановления были:

1. Высокие мобилизационные способности директивной экономики (за счет нового строительства, дополнительных источников сырья, топлива и т.д.).

2. Репарации с Германии и ее союзников.

3. Бесплатный труд заключенных ГУЛАГа и военнопленных.

4. Перераспределение средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей.

5. Перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный.

Сельское хозяйство вышло из войны очень ослабленным. Однако, несмотря на засуху 1946 г., государство начинает сокращать приусадебные участки и вводит в действие ряд указов, карающих за посягательство на государственную или колхозную собственность. Были значительно увеличены налоги. Все это привело к тому, что сельское хозяйство, которое, в начале 50-х гг. с трудом достигло довоенного уровня производства, вступило в полосу стагнации (застоя).

Таким образом, послевоенное развитие экономики продолжилось по пути индустриализации. Альтернативные варианты, предусматривавшие преимущественное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства (проект Г.М. Маленкова – Председателя Совета Министров СССР), были отвергнуты из-за сложной международной обстановки.

В экономике период позднего сталинизма стал временем двух первых послевоенных пятилеток: —

Четвертой: 1946 — 1950 гг.;

Пятой: 1951 — 1955 гг.

В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принят план реконструкции, который наметил основные направления и показатели. Демилитаризация экономики закончилась в основном к 1947 г., сопровождаясь одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса, игравшего все более заметную роль в условиях начинавшейся холодной войны. Другой приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. В целом за годы 4-й пятилетки (1946-1950) промышленное производство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели – восстановление страны было в целом завершено.

Главной задачей экономики было восстановление разрушенной войной страны.

Восстановление шло обычными сталинскими административно-командными методами: — ежедневным, без выходных, трудом до 2 — 3 ч. ночи; — сверхнапряжением управленческого аппарата; — обширным использованием принудительного труда.

Если до войны в качестве «рабов социализма» использовались миллионы обычных граждан, осужденных по ничтожным поводам, то после войны их заменили пленные немцы и "перемещенные лица ".

«Перемещенные лица» — граждане СССР, по какой-либо причине в годы войны перемещенные за пределы СССР. Чаще всего ими были советские пленные, узники концлагерей, «остарбайтеры», угнанные в Германию.

Таких лиц насчитывалось более 5 млн человек. Большинство из них силами НКВД-ОГПУ были принудительно возвращены в СССР, где получили «поражение в правах». Они были объявлены изменниками Родины, осуждены и направлены в лагеря, уже советские (многие, отбыв в 1941/42 — 1945 гг. в немецких концлагерях, были вынуждены сидеть в советских лагерях до 1953/57 гг. — по 12 — 15 лет в целом). Заключенные использовались на восстановлении народного хозяйства. Также как и более половины объектов индустриализации (первых пятилеток) было построено заключенными, более половины объектов после войны было восстановлено заключенными и пленными немцами. Помимо восстановления хозяйства, в экономике были сделаны следующие шаги: —

В 1947 г. была проведена конфискационная денежная реформа, в ходе которой были изъяты довоенные деньги, а взамен было выпущено ограниченное количество денежных знаков, в результате чего тотальная нехватка почти всех товаров уравновесилась поголовной бедностью населения;

— наряду с этим государство регулярно проводило «займы» у населения путем выпуска облигаций; — экономика по-прежнему была милитаризована (поскольку ждали новой войны), в результате чего в СССР практически отсутствовала промышленность народного потребления — вплоть до 1960-х гг. население СССР жило в крайне примитивных бытовых условиях.

2. Существенной проблемой для СССР стала проблема демобилизации. В 1945 г. СССР обладал гигантской армией в 11,2 млн человек.

К 1948 г. было демобилизовано более 8 млн человек. В СССР сложился новый социальный тип — «человек в гимнастерке», который нес в общество особую культуру.

Великая Отечественная война оказала сильное влияние на менталитет общества: — миллионы советских людей побывали за границей и увидели другой мир; — народ «повзрослел», появилось достоинство народа-победителя.

Руководство СССР было вынуждено с этим считаться: — снизился уровень репрессий в отношении простых граждан, как и осуждений по ничтожным поводам (кроме того, в этом не было и необходимости из-за большего числа пленных немцев и перемещенных лиц); — общество стало более свободным и менее дисциплинированным — начальство «закрывало глаза» на опоздания, пьянство на работе; граждане стали более свободно высказываться;

в 1947— 1950 гг. в СССР была отменена смертная казнь.

Внешняя политика СССР в 1945-1953 годах. Начало «холодной войны»

Признаки «холодной войны»:

1.Существование относительно устойчивого биполярного мира – наличие в мире двух уравновешивающих влияние друг друга сверхдержав, к которым в той или иной степени тяготели остальные государства.

2 .«Блоковая политика» – создание сверхдержавами противоборствующих военно-политических блоков. 1949 г. – создание НАТО, 1955 г. – ОВД (Организация Варшавского Договора).

3 .«Гонка вооружений» - наращивание СССР и США количества вооружений с целью достижения качественного превосходства. «Гонка вооружений» завершилась к началу 1970 гг. в связи с достижением паритета (равновесия, равенства) в количестве вооружений. С этого момента начинается «политика разрядки напряженности» - политика, направленная на ликвидацию угрозы ядерной войны и снижение уровня международной напряженности. «Разрядка» завершилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.)

4.Формирование у собственного населения «образа врага» по отношению к идеологическому противнику. В СССР эта политика проявлялась в создании «железного занавеса» - системы международной самоизоляции. В США осуществляется «маккартизм» - преследование сторонников «левых» идей.

5.Периодически возникающие вооруженные конфликты, грозящие перерастанием «холодной войны» в войну полномасштабную.

Причины «холодной войны»:

1.Победа во II мировой войне привела к резкому усилению СССР и США.

2.Имперские амбиции Сталина, стремившегося распространить зону влияния СССР на территории Турции, Триполитанией (Ливия) и Ирана.

3.Ядерная монополия США, попытки диктата в отношениях с другими странами.

4.Неискоренимые идеологические противоречия между двумя сверхдержавами.

5.Формирование подконтрольного СССР социалистического лагеря в Восточной Европе.

Датой начала «холодной войны» принято считать март 1946 г., когда У. Черчилль произнес в Фултоне (США) в присутствии президента Г. Трумэна речь, в которой обвинил СССР в «безграничном распространении своей силы и своих доктрин» в мире. Вскоре президент Трумэн провозгласил программу мер по «спасению» Европы от советской экспансии («доктрина Трумэна»). Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы («план Маршалла»); создать военно-политический союз западных стран под эгидой США (НАТО); разместить вдоль границ СССР сеть военных баз США; поддерживать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина сдерживания социализма), но и заставить Советский Союз вернуться в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).

К этому времени коммунистические правительства существовали лишь в Югославии, Албании и Болгарии. Однако с 1947 по 1949 гг. социалистические системы складываются так же в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Северной Корее, Китае. Им СССР оказывает огромную материальную помощь.

В 1949 г. произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Для военно-политического сотрудничества в 1955 г. образована Организация Варшавского Договора (ОВД). В рамках содружества не допускалось никакой «самостоятельности».

Отношения СССР с ищущей свой путь к социализму Югославией (Иосиф Броз Тито) были разорваны. В конце 1940-х гг. резко ухудшились отношения с Китаем (Мао Цзэдун).

Первым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее (1950-53 гг.). Советское государство поддерживает коммунистический режим Северной Кореи (КНДР, Ким Ир Сен), США – буржуазное правительство Южной. Советский Союз поставлял в КНДР современные виды военной техники (включая реактивные самолеты МиГ-15), военных специалистов. В результате конфликта Корейский полуостров оказался официально разделенным на две части.

Таким образом, международное положение СССР в первые послевоенные годы определялось завоеванным в годы войны статусом одной из двух мировых сверхдержав. Противостояние между СССР и США и развязывание «холодной войны» положили начало разделению мира на два враждующих военно-политических лагеря.

Международная обстановка (реальная опасность ядерного нападения на СССР) поставила перед руководством СССР задачу скорейшего создания собственного ядерного оружия. В 1945 — 1949 гг. от решения этого вопроса зависело само выживание советского государства. Для реализации этой цели в 1945 г. был создан особый орган Спецкомитет, наделенный чрезвычайными полномочиями во главе с Л.П. Берией. В Спецкомитет вошли лучшие физики-ядерщики страны (Капица, Курчатов, Сахаров и др.), военные руководители, разведка. Работу Спецкомитета обеспечивали десятки тысяч заключенных, работавших на урановых рудни­ках и участвовавшие в испытаниях нового оружия. Несмотря на сложность задачи, СССР в течение всего 4 лет создал собственное ядерное оружие, что сделало готовящееся ядерное нападение на СССР бессмысленным.

Решающую роль в успехе советского атомного проекта сыграли советские разведчики, добывшие в США значительную часть информации о технологии изготовления американской атомной бомбы. Большую роль внесли физики И. Курчатов и А. Сахаров, а также руководитель проекта Л. Берия, без чьего организаторского таланта и воли, СССР вряд ли бы получил атомную бомбу в столь короткие сроки.

Деятельность Спецкомитета бьша продолжена и после 1949 г.

В 1953 г. СССР провел испытания собственной термоядерной (водородной) бомбы, во много раз превышающей по мощности атомную. Также шла успешная разработка советских баллистических ракет.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: