Признаки неадекватного отношения к обследованию




Структура психологического заключения.

 

Введение. Психологическое заключение имеет свою структуру, т. е. пишется по определенным правилам. Эти правила сложились в результате длительной практики и облегчают структурировать его содержание и понимание. Данная форма близка к структуре патопсихологического заключения и цитируется из Практикума по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб., 2004. – 336 с.

Цель работы: знакомство с правилами написания психологического заключения.

Методические указания

I. У любого психологического заключения есть заголовок. В вашем учебном пособии заголовок имеет следующую форму: «Заключение по психологическому обследованию Ф. И. О. … пола, возраст …лет, образование…».

По желанию, и если этого требует паспортизация испытуемых, в «шапку» заключения могут быть введены дополнительные характеристики.

II. В первом абзаце заключения, как правило, но не обязательно, приводятся причины обращения клиента или мотивы направления его на обследование. Например, в учебных заключениях это обычно выглядит так: «Обследование проводилось по инициативе (вариант: просьбе) экспериментатора». В этом же абзаце приводятся жалобы (если имеются) испытуемого, относящиеся к целям и содержанию обследования.

III. Второй и третий абзацы заключения посвящены характеристике отношения к обследованию и контакта. Эти данные имеют исключительную важность, поскольку определяют уровень валидности и достоверности результатов обследования. Они особенно важны в контексте исследования личности, поскольку в него часто включаются проективные методики и опросники, требующие открытости и сотрудничества со стороны испытуемого. Как было сказано во введении, клинический метод психодиагностики предполагает строго индивидуальное обследование. Это обследование начинается с того момента, как испытуемый (пациент, клиент) переступил порог вашего кабинета. Тесный контакт, который устанавливается в течение всей процедуры обследования между испытуемым и психологом, позволяет значительно повысить понимание важных психологических особенностей испытуемого, а также очень тонко контролировать степень достоверности и валидности результатов обследования. Если с испытуемым не удается установить свободный контакт и он не заинтересован в сотрудничестве, это ставит под сомнение все результаты, о чем психолог обязан указать в заключении.

Говоря более академичным языком, помимо знания психодиагностических процедур, клинический психолог должен владеть навыком анализа совместной деятельности.

Характеристика отношения к обследованию

Самый короткий способ описания характеристики отношения к обследованию: «адекватное», «неадекватное», «формальное». Квалификация отношения к обследованию — важная часть клинического исследования личности, так как от этих характеристик прямо зависит валидность и достоверность результатов.

Мотив экспертизы — важный элемент клинического обследования. Это единственный рычаг, при помощи которого вы можете манипулировать поведением испытуемого.

 

Признаки адекватного отношения к обследованию

1. Сформированность мотива экспертизы.

Признаки сформированности мотива экспертизы:

а) адекватность эмоциональных реакций на успех и неуспех;

б) адекватность реакции на коррегирующие замечания экспериментатора;

в) заинтересованность в результатах обследования.

Последнее (в) проявляется в следующем:

• прямые вопросы по поводу успешности/неуспешности выполнения заданий;

• уточнение неясных аспектов инструкции;

• аккуратность в старательность при выполнении задания.

2. Отсутствие признаков установочного поведения (см. ниже по тексту).

3. Отсутствие признаков психической патологии, препятствующей формированию мотива экспертизы.

 

Признаки неадекватного отношения к обследованию

1. Несформированность мотива экспертизы. Анализируются те же признаки, что и в случае сформированности мотива (см. выше), но обратным знаком.

Наличие признаков установочного поведения. Под установочным поведением подразумевается симуляция, аггравация и диссимуляция.

Симуляциянамеренное предъявление жалоб на психологические проблемы и затруднения, отсутствующие у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением каких-либо выгод.

Аггравациянамеренное преувеличение серьезности психологических проблем и затруднений, существующих у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением каких-либо выгод.

Диссимуляциянамеренное отрицание либо преуменьшение значимости психологических проблем и затруднений, существующих у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением какой-либо выгоды.

2. Наличие признаков психической патологии, препятствующей формированию мотива экспертизы. Примером может служить патология эмоционально - мотивационной сферы при некоторых формах шизофрении, патологии лобных отделов мозга, алкоголизме и т.д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: