в реализации задач физкультурно-спортивного воспитания»




Семинар-практикум заместителей директоров по воспитательной работе

Общеобразовательных учреждений Киселёвского городского округа

«Развитие межведомственного взаимодействия для интеграции ресурсов учреждений

Дополнительного и общего образования

в реализации задач физкультурно-спортивного воспитания»

 

Межведомственное взаимодействие в муниципальной системе образования:

эффективный социальный диалог

Т.В. Лох, заведующая общим отделом

управления образования КГО

Муниципальная система образования Киселёвского городского округа сегодня – это 36 дошкольных учреждений, 16 общеобразовательных учреждений, 6 учреждений дополнительного образования, 1 загородный оздоровительный центр, 2 детских дома, 2 школы-интерната и информационно-методический центр. Это более 10 тысяч обучающихся, _____ воспитанников дошкольных учреждений и ______ работников сферы «Образование». Достаточно ли этого для решения глобальных задач, поставленных не только государством, но и обществом перед сферой общего образования, для реализации ФГОС и повышения качества образования?

Современное качество образования подразумевает не только предметные, но и личностные и метапредметные результаты освоения воспитанниками и обучающимися основных образовательных программ соответствующего уровня образования. С точки зрения Федеральных государственных образовательных стандартов качество образования обеспечивается не отдельным образовательным учреждением, а сетью учреждений социальной сферы. Такая сеть, построенная на основе межведомственного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, культуры, спорта и других отраслей социальной сферы, составляет целостную систему сопровождения социального развития ребёнка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства муниципальной территории.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Однако, эффективность решения таких задач отдельной группой специалистов значительно ниже возможных результатов командной работы.

Созданная система взаимодействия субъектов системы образования Киселёвского городского округа, прежде всего, обращена к личности ребёнка, направлена на её развитие, раскрытие потенциала, своеобразия и духовных сил.

В рамках организации межведомственного взаимодействия с целью освоения образовательного пространства следует учесть многообразие функциональных связей и их взаимную целесообразность.

Межведомственное взаимодействие для развития системы образования Киселёвского городского округа – это совместная коллективная распределённая деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как постоянно, непрерывно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях, программах, проектах.

Для успешного решения образовательных задач, особенно по социализации детей, образовательные учреждения города и вся система в целом, переходит на новый уровень взаимодействия с социумом, выходит за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, становится «открытой системой», расширяющей и укрепляющей взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти (таблица).

Для обеспечения более эффективной и целенаправленной работы в рамках поставленной задачи при расширении социальных контактов образовательного учреждения целесообразно разработать схему и план деятельности в этом направлении, по каждому из которых предполагается деятельность с различными структурами и в различных формах.

Первым уровнем взаимодействия можно и нужно считать взаимодействие в системе образования, внутри самого учреждения и используя образовательный потенциал ближайших своих партнёров по образовательной деятельности. Не конкурентов, а именно партнёров. Круг общения может быть ограничен одним-двумя соседними учреждениями, и расширен до разумного количества, включая учреждения других типов, видов. При этом, широко на данный момент используются возможности сетевого взаимодействия.

 

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ДОШКОЛЬНОЕ, ШКОЛЬНОЕ СЕМЬЯ  формирование образовательной среды семейного воспитания;  воспитание лучших семейных традиций;
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  формирование лидерских качеств, необходимых для самореализации;  воспитание творческой личности;
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ  формирование целостной социокультурной среды;  воспитание духовно - нравственных качеств личности;
УЧРЕЖДЕНИЯ СПОРТА  формирование городской физкультурно-спортивной среды для мотивации здорового образа жизни;  воспитание волевых качеств личности;
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  формирование единого образовательного пространства Киселёвского городского округа с целью профессиональной самореализации;  воспитание уважительного отношения к труду;  реализация профориентационных задач;
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ  формирование образовательного пространства, реализующего патриотическое воспитание;  воспитание патриота города, региона, страны
ГО и ЧС, ГИБДД, ОМВД, ОДН, и т.д.  формирование безопасного образовательного пространства  воспитание осознанного безопасного образа жизни для себя и для окружающих
Высококультурная личность, ведущая здоровый безопасный образ жизни, эффективно решающая профориентационные задачи, уважающая результаты деятельности предыдущих поколений, понимающая свое созидательное предназначение для будущего своего города, региона, страны.

Это, в первую очередь, предполагает организацию непрерывного основного и дополнительного образования детей и подростков в процессе взаимодействия школ с учреждениями дополнительного образования, специализирующихся на физкультурно-оздоровительной, туристско-краеведческой работе, художественно-эстетическом, героико-патриотическом воспитании. Организаторы образовательного процесса в каждом учреждении должны четко понимать и представлять возможности взаимодействия с другими учреждениями города. Соответственно, должны быть очерчены границы, которые преодолеваются благодаря взаимодействию и должны четко представляться эффекты как для всех воспитанников, обучающихся так и для каждого отдельного ребенка. Можно возразить, когда этим заниматься? Поверьте, сначала мы работаем на систему, а потом она начинает работать на нас.

Общая наша задача – максимальное взаимопроникновение в сферы, планирование и реализация деятельности, направленной на образовательный результат. У каждого учреждения выстроены траектории взаимодействия с конкретными учреждениями. Сегодня встают новые задачи перед работниками дополнительного образования и общеобразовательных школ: результаты, достижения одних и тех же детей должны быть одинаково интересны друг другу: учителя общеобразовательной школы должны научиться считаться с режимом тренировок и творческих занятий, соответственно педагоги дополнительного образования должны научиться кропотливо работать над представлением результатов своих подопечных педагогическому сообществу системы общего образования. Это в нашем городе может и должно стать общепринятой нормой. Не только поздравительные листовки, но и совместные педагогические советы, конференции смогут взаимовыгодно развивать все сферы социального блока нашего города.

Основополагающим в построении межведомственных взаимодействий становится определение конкретной задачи, для решения которой выявляется необходимость построения контактов с тем или иным ведомством или учреждением. Дальнейшая работа выстраивается поэтапно в соответствии с поставленной задачей.

Этапы по межведомственному взаимодействию в образовательном учреждении:

1. Разработка программы расширения социальных связей учреждения с учётом образовательной политики города, региона.

2. Создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителей программы.

3. Разработка нормативно-правовой и совершенствование организационно-управленческой базы для осуществления механизмов межведомственного взаимодействия.

4. Создание и реализация межведомственных проектов, направленных на решение определенных задач.

 

Сегодня мы говорим о задачах физкультурно-спортивного воспитания, которые четко определены в Федеральном законе Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в статье 28 «Физическая культура и спорт в системе образования»:

1. Образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

2. Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя:

1) проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ;

2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;

3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;

5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;

6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;

7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;

8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся;

9) содействие развитию и популяризации школьного спорта;

10) участие обучающихся в официальных спортивных соревнованиях.

 

Современная школа, по сути, являясь важнейшим звеном формирования личности XXI века, должна сформировать уважение к таким фундаментальным гуманистическим ценностям, как достоинство личности, справедливость, равноправие, терпимость, стойкость, трудолюбие, солидарность, любовь к природе, жизнь в гармонии с собой и природой и др.

Занятия физкультурой и спортом, участие в спортивных играх и соревнованиях могут быть прекрасной школой жизни в обществе на основе соблюдения принципов демократии, коллективной и личности ответственности, сотрудничества при одновременном стремлении «выбиться в первые ряды». Физкультурно-спортивная активность может играть важную воспитательную роль, оказывать позитивное влияние на личность, формировать новые интересы. Активная физкультурно-спортивная деятельность даёт человеку возможность более полно и глубоко познать самого себя, свои способности и недостатки, сформировать и развивать не только физические кондиции, но и разнообразные психические качества, эстетическую и нравственную культуру, культуру общения, прививает основы здорового образа жизни.

Это – не формальное, а конкретное направление деятельности любой образовательной организации, которое при правильной организации может быть более эффективной, чем другие социальные институты. Важнейшим компонентом этой деятельности является накопление опыта межведомственного взаимодействия с целью реализации задач физкультурно-спортивного воспитания.

Традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью в школе, уже не всегда отвечают современным требованиям и заменяются на новые, более эффективные.

В последнее время во всех общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования идёт интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с подрастающим поколением, разрабатываются и внедряются в практику соответствующие проекты и программы, основанные на сетевом взаимодействии…

 

Решением поставленных задач может стать развитие межведомственного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Работа в данном направлении ведётся давно. Формы взаимодействия и сотрудничества в разные периоды были различны. В последние годы произошли значительные изменения в механизмах выстраивания взаимоотношений образовательных учреждений. Представлю лишь некоторые формы взаимодействия, которые эффективно используются в настоящее время:.

Можно сказать, что система образования Киселёвского городского округа берет на себя миссию сплочения общества в воспитании подрастающего поколения, нашего будущего, используя потенциал межведомственного взаимодействия в качестве ресурса собственного развития, необходимого для эффективного исполнения майских Указов Президента Российской Федерации в отношении создания условий для обучения наших детей по программам дополнительного образования. Исходя из этого, несложно отметить две основные особенности межведомственных взаимоотношений:

1. Они объективно необходимы для полноценной реализации задач общего образования в современных условиях.

2. Эти взаимоотношения взаимовыгодны для обеих сторон. С одной стороны, государственные организации видят в школе наиболее приспособленную структуру, объединяющую многочисленную организованную часть населения, через которую возможно эффективное решение их ведомственных задач. С другой стороны, школа получает возможность привлекать для решения своих задач материальные, организационные и другие ресурсы ведомственных организаций.

*Первым уровнем взаимодействия можно и нужно считать взаимодействие в системе образования, внутри самого учреждения и используя образовательный потенциал ближайших своих партнёров по образовательной деятельности.

*Взаимодействие образовательных учреждений города с учреждениями системы здравоохранения предполагает организацию медицинского сопровождения образовательного процесса при взаимодействии с детскими территориальными поликлиниками; оценку здоровья юношей допризывного возраста медицинскими комиссиями при военкоматах; обеспечение санитарно-гигиенического благополучия под контролем органов госсанэпиднадзора.

*Промышленный сектор, учреждения профессионального образования необходимы сегодня школам, детским садам не только в качестве спонсоров или зрелищно – образовательных объектов (проведение экскурсий). Для решения профориентационных задач необходимо понимание возможностей личности в интеграции понимания возможностей социума для профессионального самоопределения и самореализации.

*Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий организует и осуществляет курсовую подготовку командно-начальствующего состава объектов ГО (образовательного учреждения), преподавателей-организаторов ОБЖ, учителей ОБЖ, классных руководителей по вопросам защиты от ЧС, содействует в организации.

*Управление внутренних дел взаимодействует с образовательными учреждениями через отделы профилактики правонарушений, преступлений несовершеннолетних, территориальные отделы милиции, охранные предприятия, профильные полицейские классы.

*Управление государственной противопожарной службы осуществляет курсовую подготовку работников образования по программе пожарно-технического минимума, участвует в обучении детей правилам противопожарной безопасности.

*Государственная инспекция безопасности дорожного движения содействует обучению детей правилам дорожного движения через организацию.

*Военные комиссариаты организуют работу призывных комиссий, содействуют организации и проведению допризывной подготовки юношей старших классов, в том числе сборов юношей 10-11-х классов, участвуют в профессиональной ориентации учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: