Тренинг «Дремучий лес, или звуко-слоговой анализ слова?»
Элина Герберсгаген
СЛАЙД № 1 Тренинг мы назвали «Дремучий лес, или звуко-слоговой анализ слова?» Действительно, порой этот анализ ставит в тупик многих. Здесь много подводных камней… Так, может, он вообще не нужен? Нет, нужен. Если отказаться от такого анализа, то ребенку обеспечены серьезные проблемы с орфографией, дети будут заменять буквы, пропускать их, делать ошибки в безударных гласных и парных согласных, т.е. будут тотально безграмотными.
СЛАЙД 2 Анализ сочетает в себе и положительное, и отрицательное. Развивать фонематический и фонетический слух, безусловно, полезно. Нельзя абсолютизировать такой анализ, нельзя подчеркивать разницу написания и произношения, потому что это тоже провоцирует безграмотность будущего школьника. Если мы слушаем и произносим слово «питух», «сава» (петух, сова), можно ожидать безграмотного написания этих слов в перспективе, т.к. речедвигательная память самая сильная. Надо найти золотую середину. Проводить его, но умело отбирать слова для разбора.
СЛАЙД № 3 Взрослые, давайте проверим себя. Проведем блиц-опрос.
Прочитайте первый вопрос.
Выберите верный ответ..
Как грамотно сформулировать вопрос ребенку дошкольного возраста.
1. Выполни звуко-буквенный анализ слова
2. Выполни звуко-слоговой анализ слова
СЛАЙД № 4 ОТВЕТ: мы не можем с ребенком-дошкольником ориентироваться на буквы. Мы слушаем слово и анализируем на слух звуки и слоги.
Звуко-буквенный анализ слова – это полный разбор слова, при котором называем не только слоги и звуки, но и буквы. Для дошкольников соответствие «звук-буква» не должно быть использовано. Образ буквы не должен мешать при анализе. Слушаем звук, не ориентируясь на букву.
Например, на вопрос, какой первый звук в слове яблоко, большинство детей ответят, что это звук «я». В русской фонетике нет такого звука. Человек, который дает такой ответ, ориентируется на букву.
СЛАЙД 5 Назовите слова, которые нельзя давать для разбора?
МедведьИллюминатор Лиса Мяч Экскаватор Мотоцикл Сад
СЛАЙД № 6 Ответ:
Слайд № 7
Слева слова для разбора. Справа запреты для проведения разбора. Попробуем соотнести слова и причины
Слова для разбора | Запреты для разбора |
1. Медведь | 1. Сложные для восприятия и произношения. |
2. Иллюминатор | 2. Слова с позиционными изменениями гласных. |
3. Лиса | 3. Многосложные слова. |
4. Мяч |
|
5. Экскаватор | |
6. Мотоцикл | |
7. Сад | |
| |
| |
| |
|
Назовите слова, сложные для восприятия и произношения.
Ответ: экскаватор, иллюминатор, мотоцикл.
2.Найдите слова с позиционными изменениями гласны х, т.е., такие слова, где о,а э под ударением. Потому что по законам русской фонетики в безударных позициях они изменяются и слышатся другие звуки, которые дети не знают. И с призвуком э, ы с призвуком э, а краткий, а или о сверхкраткий.
Ответ: Медведь, иллюминатор, экскаватор, мотоцикл, счастье
Гласные и, ы у в русской речи слышаться ясно в любых позициях. Поэтому их можно разбирать и в словах с безударными гласными.
Назовите многосложные слова.
Ответ:экскаватор, иллюминатор, мотоцикл.
4.Найдите слова с ассимиляцией и диссимиляцией, т.е. с уподоблением звуков (это ассимиляция) или расподоблением звуков (это диссимиляция). Например, один мягкий согл. смягчает предшествует, т.е. уподобляет его по мягкости. – ассимиляция. Взрывной звук уподобляется щелевому. Это тоже ассимиляция.
Например, два одинаковых звука (кк) становятся разными, расподобляются: хк. Это диссимиляция.
Ответ: Счастье, легкий, кость, снег.
Проверим себя еще раз.
СЛАЙД 8 Пять, поет, кровь, басня.
Назовите второй звук в слове пять, назовите третий звук в слове поёт, последний звук в слове кровь, назовите третий звук в слове басня.
Сами видите, анализ вещь трудная и скучная, поэтому без игровых приемов не обойтись. Давайте поиграем, как мы играем с детьми.
СЛАЙД 9 Игра «Твердый-мягкий, парный -непарный». Сейчас вы превратитесь в звук, звук запомните крепко- накрепко. Если этот звук мягкий согласный –садитесь на мягкий диванчик, если твердый согл. – на твердый стульчик. Работаем: «р»- «ш», «рь»; «сь». «ч», м, «с», мь, «ц», «й». Кто сидит на нашем диванчике? Назовитесь. Кто сидит на твердых стульчиках? Назовитесь. Какие это звуки?
Звуки любят дружить парами. Один, два, три, звук пару найди. Пары, представьтесь.
А почему эти звуки не нашли себе пару? Они непарные. Представьтесь. Поаплодируем звукам-одиночкам.
СЛАЙД 10 Образец звуко-слогового анализа слова «лиса».
Прохлопываем, устанавливаем количество слогов. Обосновываем: В этом слове 2 слога. потому что 2 гласных звука- и,а. Первый слог ли, второй СА.
Называем звуки по порядку и характеризуем их.
СЛАЙД 11 ИТОГ: Всего в слове 4 звука
Игра 2. Перед вами две коробки. Буквенная и звуковая. Сейчас вы превратитесь в гласные буквы. Сколько их? (10). Нам нужны 10 человек. Пройдите к коробке и каждый возьмите себе по одной букве. Покажите нам, кто какая буква. С этой буквой отправляйтесь к коробке звуков и выбираем свой звук. Не ошибитесь, именно звук. Берем в другую руку звук. Проверяем. Я-а, е…
Спрячьте букву за спину и найдитесь одинаковые звуки. Соединитесь в пару. АА,ОО,УУ. ЭЭ, и,ы. Кто без пары? (и,ы.)
Поднимите гласные буквы (сколько нас)
Поднимите гласные звуки (их 6.)