По мотивам Милоша Формана




Подражая Ф.Г. Лорке

 

Семь девушек склонились над свечой,

Дрожали тени в ожиданье вести.

Вечерний снег под звуки Всенощной

Безмолвьем кротким утешал предместье.

Семь девушек пряли в тиши кудель,

И пальцы нежно провожали нити,

Струился свет в древесную купель

И наполнял укромную обитель.

Семь призрачных застыло на сосне

Янтарных слез без звука и ответа,

Семь девушек гадали при луне

О тайне нерожденного поэта.

Семь дарственных звучало в тишине

Гитарных струн ‒ печальных, кротких пленниц.

И плакал в непробудном чутком сне

Крещённый пламенем и музыкой младенец.

 

***

 

У чистых вод надёжный кров,

Их волны бережно хранимы,

Намечен розою ветров

Их путь земной, необратимый.

 

Душа здесь ищет утешенья

Вдали от мира, от забот,

И ровным звуком Всепрощенья

Звучат глубины тихих вод.

 

Нет ни сомнения, ни страха,

Смирён мятеж житейских драм…

В волнах звучат хоралы Баха,

В душе – созвучье стройных гамм.

 

Прохладной свежестью дыша,

Сливаясь с таинством природным,

Здесь наполняется душа

Живым звучаньем полноводным.

 

***

 

Седина осеннего утра,

Лёгкий шелест продрогшей листвы,

И затерян в тумане как будто

Купол кроткой родной синевы.

В сердце такое затишье,

Как перед поздней грозой…

Ветер играет застывшей,

Полупрозрачной росой.

 

Час в просветленной аллее

Службою утренней схож

С часом затвора… Деревья

Шепчут молитву под дождь.

Страшно ступить на травинку,

Словно дано ей дышать,

Словно искристой росинкой

Вечная светит душа.

 

Воздух пронзён птичьим криком –

Певчая бьётся печаль

Под увядающим игом

Пёстрых растительных чар.

Тихо, пустынно за городом.

Дань соберёшь по слогам…

Кто подбирает аккорды

К нашим незрячим шагам?..

1987-1997

 

 

Из цикла «Гостиная»

 

***

Н.А. Пархоменко

 

Тропою поэтической строки

Сквозь суету, сомнения укоры,

Словесный сор и ветреные споры,

Сомненью и наветам вопреки

 

Слепой удачей, дальним маяком,

Ростком на камне, родником в пустыне,

В кромешной тьме летящим светляком,

Лучом, упавшим на осенний иней,

Тончайшей нитью в суетной судьбе,

Живым аккордом в дидактичной гамме,

Родным лицом, затерянным в толпе,

Чистейшим звуком в повседневном гаме,

Внезапной искрой, вспыхнувшей среди

Развеянного ветром пепелища,

В пустынной запорошенной степи

Оконцем долгожданного жилища,

 

Теплом сердечным дружеского крова,

Волной, что безгранична и свежа,

Пробьётся то, единственное, слово,

Которое предчувствует душа.

Страдания книжника

1.Веселая лицедейская

Необъяснима эта власть,
Откуда вдруг такая страсть,
К азартной перемене лиц,
Увы, без меры и границ.

Чудесно, что ни говори,
Сегодня Эмма Бовари,
А завтра, как это ни странно,
Проснёшься скорбной донной Анной.
Но это бремя ненадолго -
Ты в облике Степного Волка.
Уход в классическое ретро -
Рассин... и воплотилась Федра.
Окно вечернее раскрыто -
В нем невидимка — Маргарита…

 

Вновь жаждет сердце перемен,
Играет чувствами Кармен....
Кварталы темные Севильи,
Луна и поступь сигирийи...
Провал. Отчаяньем ведомый
Бредёт Иванушка бездомный,
И ты с успехом дилетанта
В потемках ловишь консультанта...

 

Мечтать и грезить нам дано

И совершенствоваться, но
От идеала далеки мы,
И манит облик Арлекина.
Едва ль приметно это сходство,
Да на лице черты юродства...
Что делать, коль азарт таков?
Лишь не завёлся б Смердяков,
Всепоглощающее эго,
Где альфа в нем, а где омега?

 

 

Песенка о моей жизни

На счастье или на беду

В библиотеку я иду:

Тащусь с увесистой сумой –

Тернистый путь к себе самой.

 

А люди смотрят на меня,

Молчанье тайное храня,

А про себя твердят весомо,

Что у девицы не все дома.

 

Я словно в мраморной тюрьме –

Идут навстречу люди мне:

Что ни лицо, то аппликация

(Иль это чья-то провокация?)

 

И столько лиц, что мне не счесть,

По ним бы явное прочесть,

Да на лице моем апатия –

Не подвела бы телепатия.

 

Настырно стелется туман…

Ах, то оптический обман.

Что ж, отличаюсь скверной рожей я…

И все же люди я хорошая

 

Загадка

 

Ни человек, ни зверь, ни птица.

И неизвестно, где ютится…

 

 

Вершина совершенства

(читается исключительно с немецким акцентом)

Я заключу себя в молчание,
Уйду от суеты и скверны.
И в тихом омуте отчаянья
Найду приют, надёжный, верный.

На полудиком дивном острове
Анахоретом поселюсЬ я,
Чувствительной, изящной особью
И обстановкой умилюсЬ я.

Долины звёзд и поднебесья
В глухие ночи полнолунья
Залью своей тоскливой пЬесней
В пЬечали долгого раздумья.

 

В нетленных дЬебрях мирозданья
Под звёздным пологом чужбины
Сойду тропою покаянья
В трансцедентальныя глубины.

На этом острове забытом
В уютной келии-тран[c]шее
Я буду истинным пиитом...


На чьей-нибудь надЬёжной шее.

 


* * *

Превыше всех забот людских
По замкнутому кругу:
Бежишь от бренных благ мирских
С мольбой: «Подайте ж в руку».

 

 

Стихотворение без рифмы

(фантасмагория)

Пропадает талант,
На корню затлевает,
Урожай собирать
Не пришел садовод.
Присмотрелся сосед,
Знать, плачевное дело.
На лице у него
Состраданья печать.
Тарабанить смешно,
Коль хоромы закрыты,
И решил добродей
За добром присмотреть.
Прикорнул у ствола,
Примостился поближе,
Очарован красой
Переспелых плодов.
Сторожил до утра,
Восхищался дарами,
Да не ведал восторг,
Что творила рука.
Согрешил добродей
И сокровище сада
В свой купеческий дом
На заре приволок...
Присмотрелся делец,
Растерялся - не знает,
Как в саду развести
Экзотический плод.
Желтолистый буран
По бульварам гуляет...
Чужеродный талант
Задарма закисает.
Спит владелец -
Хмельной садовод.



 

 

Балаганчик
(вольное изложение)

Осенним утром на заре
Едва сойдёт туман.
На обгоревшем пустыре
Чернеет балаган.

Нет на арене ни души,
Погас манящий свет,
Воспоминания свежи,
А жизни больше нет.

Пропал азарт у шансонье:
Запрос его высок.
Печален дон конферансье,
Угрюм и одинок.

В уютном баре за углом
Играет ловко в вист,
Забыв о светлом и былом,
Сеньор эквилибрист.

Скупив в аптеке анальгин,
Под общий шум и гам
Уехал дерзкий Арлекин
В далекий Амстердам.

Самозабвенно у метро
В безропотной тоске
Застыл отверженный Пьеро
С ладонью на виске.

Закрылся в комнате поэт,
Ему восторг не мил.
И он в порыве белый свет
Поэмой очернил.

Сломали тонкое перо,
Поют веселый гимн,
А над наивностью Пьеро
Рыдает Арлекин.


Гуляет ветер-хулиган
В ряду потертых лож.
И охраняет балаган,
Седой, унылый бомж.


Подмокшие репутации

В день дождливый, непогожий
В черном драповом пальто
Шел задумчивый прохожий,
Не похожий ни на что.

В элегантном цвета меди
Заграничном шик-манто
Дефилировала леди
С новым фирменным зонтом.

Позабыв, как пахнет пудинг,
С просьбой «сжальтесь, господа»
Ковылял продрогший пудель,
Сам не ведая куда.

Как докучные подружки,
Что с судьбою не в ладу,
Надрывалися лягушки
В ботаническом саду.

Вопреки законам тождеств,
Донимая белый свет,
Моросил дотошный дождик,
Исключительно на вред.

 

 

***

Дуэт наш распался,

Расстались любовно.

Мерцала тоска

В полубликах свечи.

Теперь мы поштучно,

Молчим поголовно

И брошены в омут

Раздора ключи.

 

Стабильна, спокойна,

Жизнь в полном порядке,

Как, впрочем, у всех

Современных людей.

И в памяти только

Всплывают украдкой

Мотивы и отзвуки

Прожитых дней.

 

По общим законам

Никак не иначе

И нас в равнодушье

Нельзя уличить,

Лишь только свеча,

Бестолковая, плачет.

Ну и забава

У глупой свечи!..

 

* * *

Не желая отношенья обострять,
То и дело их предельно обостряла.
И из страха Вас бесследно потерять,
Я, конечно же, бесследно потеряла.

 

 

 

 

Эмансипэ

Светской драмой пропах
Лист почтового бланка.
Cigarrillo в руках.
Cigarrillo es blanco.

Вьется сизый дымок
Эстетичной виньеткой.
Вам, синьор, невдомёк,
Что же ныне с кокеткой.

Понимаете, граф,
Такова резолюция:
Мой застенчивый нрав

Претерпел эволюцию.

Парадокс под луной. -
Наш корабль дал трещину.
Не судите, друг мой, -
Современная женщина.

Своевременно «стоп» -
Жребий пал — я на воле.
Обращаюсь к Вам, чтоб
Не тревожить Вас боле.

А колеса поют,
И что будет ‒ не важно…
Покидая уют,
Сердцем искренне Ваша,

 

В прошлом нежная мисс,
В настоящем — мегера.
A la guerre, mon ami,
Comme a la guerre.

 

* * *

Сквозит предчувствие разлуки…
Тоска беспомощна, остра,
Погас закат, стихают звуки
У догоревшего костра...

Что за нужда в мечтанье светлом,
Где праведность, а где порок?..
Осыпаны продрогшим пеплом
Скрещенья хоженых дорог.

 

Мы тщетно истину искали,

Теряя свет день ото дня,

А пепел вился над висками,

Пока сидели у огня.

 

И свет бросал шальные тени

На гибкий стан лесных дорог,

Узором суетных сплетений,

И назревающих тревог.

 

И там, где мы бродить любили,
Под зорким оком ясных звёзд,
Теперь лишь клубы серой пыли
Из-под чернеющих колёс.

Одна так преданно светила…
И в неизвестность нас звала ‒
Что за неведомая сила
К тропе исходной привела?


Искрится иней на поленьях.
Что ж, близость осени остра.
А наша память на коленях
У догоревшего костра.

1993-2010

 

 

***

 

Всё дробится, мечется, скользит…

Нет пути из замкнутого круга.

Я ‒ бессрочный пассажир-транзит:

Поезд мой без карты и маршрута.

 

Безнадёжен, до потери жуток

(Где развязка, кульминация, пролог?)

Временной, неизмеримый промежуток –

Безвременья моего постылый срок.

 

По пустынному, безлюдному перрону

(Вижу: поезд набирает скорый ход)

Я бегу к открытому вагону,

Но состав, увы, опять не тот…

Седой ноктюрн

Утро. Ранняя весна.

Шум мотора, гул привычный.

Неуютна и тесна

Эта улица. Тактично

Трель за стенкой завели,

Ветер в комнату ворвался,

У подножия двери

Воздух как-то взволновался.

Стрелки пишут приговор:

Полчаса, за ними – вечность.

Холод и немой укор

За притворную беспечность,

И дорога коротка

До ближайшей остановки.

Робко дрогнула рука.

Пара фраз, смешных, неловких

А за ними – немота.

Ах, автобус… локоть ближний,

Транспортная суета…

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

Боже Праведный, Всевышний!

 

 

А снег летел,

прощальный,

нежный,

кроткий…

Как будто бы немного

запоздал…

Посёлок Северный,

«Сибирь»,

Кропоткина,

Октябрьская

и Речной вокзал.

 

Полгорода

объехала без цели.

Обь,

правый берег,

Коммунальный мост.

На крыльях
нарастающей метели

Легко подняться
до ближайших звёзд…

 

А снег летел,
бесстрашный,
мудрый,

щедрый…

С торжественных небес

в земную суету,

То опускался

на седые вербы,

То невидимкой

таял на лету.

Он ведал то,

что мы ещё

не знали,

Точнее,

не узнаем никогда:

Пророчество
в заснеженной вуали

И в тучах

путеводная звезда.

А впрочем, путь

сегодня безграничный,

Свободы столько,

сколько ни проси.

И город призрачен,

Полу-реалистичен…

Метро,

трамвай,

маршрутное такси.

 

Мелькнёт порой

в окне,
реклама броская…

Тоска бездонная

в распахнутых глазах…

Пустой троллейбус…

«Совсибирь»,

Вертковская,

Студенческая,

Горская,

Вокзал…

 

 

Ночной вокзал. Январский воздух чист.

И в небе ни единого намёка

На облачность. Загруженный таксист

Четою чемоданов. Ненароком

Взгляд брошен в небеса. Такая бездна,

Что поневоле замирает дух,

Мерцающих пророчеством созвездий,

И тишина, и обострённый слух.

А воздух ранен беспокойством зыбким

И памятью заснеженной весны,

Как будто бы на невесомой скрипке

Звучит ноктюрн в созвездии Весы.

2003 ‒ 2010

 

 

Транс…крипция

 

Абстрагируем «осень»

в пустынном обличии:

пара вогнутых скоб,

пара гласных фонем,

пара мягких согласных

в размытом величии

да ещё один знак

соучастен, но нем.

 

Этой технике мы

маломальски обучены:

торжество твердых правил

и строгих систем,

разложить элементы

живого созвучия

не составит труда,

и серьзных проблем.

 

После столь благотворного

суть-попечения

атомарно-разреженных

жизненных сфер

каждый звук обретает

иное значение

в узком фокусе

мелких разрозненных мер:

 

[о] – погибший восторг,

[ с,] – насмешки бряцанье,

[ ь]- плачевный итог,
,] – намёк отрицанья.

Смыл ясен и наг

среди сирого хаоса,

а в конце мягкий знак –

бесконечная пауза,

или образно мним:

то граница витая

над оборванным [н]

перегиб – запятая.

 

Улетают слова

в просветленную просинь

косяком опустелых

безликих надежд.

И взыскует права

Просвещенная осень –

непрощенный налог

с обнищалых невежд…

 

Вот и всё. Отошло,

отшумело, рассыпалось,

стало прахом земным

золотое жильё.

Ниспадающий бисер

осенних остылых рос

одевает рассвет

в ледяное шитье.

 

Над рабочей строкой

глупых фраз не выносим:

будет время тревожных

серьёзных потерь,

а пока транскрибируем

хрупкое «осень»

на стандартном школярном

тетрадном листе.

 

Снова мир обречён

на немые страдания –

мы рисуем безликого

слова эскиз,

но противится смысл

вопреки всем стараниям

и ложится строфой

на линованный лист:

 

облик вешнего дня, сохранившийся в памяти

соберет крохи ветхих безжизненных слов,

ежечасно твердя о непознанной грамоте,

неразгаданной тайне несбывшихся снов,

 

мягким жестом прощая слепо-глухо-немых…

 

 

Лесничий

‒ О чем ты грустишь, цикада?

‒ О звезде, которой уже нет, но ее свет продолжает мерцать на вечернем небосклоне.

‒ Глупости, цикада: если есть свет, то есть и звезда.

‒ Нет, ручей продолжает еще бежать после того, как иссякнет родник.

‒ Причем здесь родник? Цикада, ты изъясняешься загадками, смотри на мир проще.

‒ В пору ли старцу плащ юноши?.. Человек всю жизнь играет и живет лишь тогда, когда забывает о своем одиночестве… Сколько ни пой, каждый будет слышать лишь свою песню… Мой предок, когда-то играл в созвучии с этой звездой, а я должен записать мелодию, дошедшую до земли через семь световых лет. Но сыграют ее через сто с лишним лет…

‒ Почему так грустна твоя песня сегодня?

‒ Ты не слышишь этой мелодии, и мне тебя жаль…

‒ Вот насмешил!

Лесничий поднял цикаду на ладонь и поднес к своему уху.

‒ Певец, ты молчишь?

‒ Нет, я ловлю догорающие лучи… Приходи через сто лет и ты услышишь, как хор несмолкающих цикад подхватит эту мелодию, и вспомнишь про этот вечер.

Лесничий смахнул слезу. Ему хотелось, чтобы крылатый музыкант ничего не заметил, но тот тихо произнес в ответ:

‒ Прости, лесник, я слишком увлекся своей скрипкой.

 

Родник поющий…

Спасибо за мелодию, она

Ещё не явна, но уже слышна,

Родные отзвуки, зовущие туда,

Где светит родниковая вода.

 

Родник, поющий о земных дарах,

Подземных реках и святых горах,

Скрываешь ты, знамений не тая,

Задумчивые тайны бытия.

 

Хранитель ускользающих минут,

Что к доброте природной нас ведут.

Ей как мотиву неизбежных встреч

Верна твоя бесхитростная речь

 

 

Родник, зовущий к синеве небес,

Ловлю твою пророческую весть,

Прозрения живительный глоток.

Спасибо за доверие, исток

 

Единым звуком полнится земля:

Юн шелест трав, волнующих поля,

Размеренно ведут напев волны

Аккорды первозданной тишины.

 

Родник, поющий о немых сердцах,

О ясновидцах, зрячих и слепцах,

Пророчестве, предчувствии, мольбе,

Иду я за спасением к тебе.

 

Свидетель и признаний, и молитв,

Какой-то чудный свет в тебе разлит,

От сумрака душевной пустоты

Молчаньем гулким исцеляешь ты.

 

Родник, поющий в тишине ночной,

Ты верен своей музыке земной.

Вновь сердце пробивается сквозь тьму

К спасительному свету твоему.

 

Укрыт лесными травами твой путь,

О многом успеваешь ты шепнуть,

Небесной мудрости целительный тайник…

Спасибо за мелодию, родник.

 

 

По мотивам Милоша Формана

 

Я. Сёмочкину

 

Сеньор Сальери, постучите –

Придёт дежурный санитар,

Вы столько лет уже молчите.

Непредсказуемый удар?

 

Решенье проклятых вопросов,

Боль заточённого ума?

От клавесина до погоста

Тропа по-прежнему видна.

 

И кто же следовал за гробом?..

(Вы с истиной наедине…)

Неизречённое в утробе,

Как слепок на песчаном дне.

 

В родстве ли гений и злодейство?

Хотелось верить, но увы…

Наивный глянец фарисейства,

Стереотип людской молвы.

 

Идёт премьера «Дон Жуана»

И «Флейта», словно сирота.

А с губ срывается: «Осанна!»…

Всё преходяще, суета.

 

Невинны помыслы, но чёрный

Маячит в залах человек…

Кто он? Гулякой наречённый?..

Осиротел ушедший век.

 

Ах, этот голос!... – Не поверить.

Вспять перечитаны тома…

«Не убивайтесь, друг Сальери,

Была и Зальцбурге чума…»

 

И всё же «Реквием», Сальери

Целебной горечью звучит,

А санитар уже у двери

И почему-то не стучит…

Из цикла «Гостиная»

Меты о несбыточном

Бежит поток событий

Толпой да чередой…

Во сне бы хоть увидеть

Мифический покой.

 

Закрыть глаза под пальмой

И тихо помечтать,

И классиков на память

Вполголоса читать.

 

На дальнем побережье,

Где шум волны морской

В лучах заката брезжит

Чарующий покой,

 

Летит белесой чайкой

К далеким небесам

Или тропою тайной

Блуждает по лесам.

 

Нет, он не познаваем,

Не призрак и не дух,

Увы, не осязаем

На ощупь и на слух,

 

А может, он ютится

В здоровом крепком сне?

Кому-то же он снится.

Кому-то… Но не мне.

 

Недоступное чтиво

Свет неярок, клонит в сон…
За поклоном вновь поклон,
Лампа слишком далека,
Расплывается строка.
В текст старательно вникая,
Глубины не постигаю.
Слабость. Совладаю ль с нею?
От бессилья сатанею.
Ночь безлюдная темна.
В небе полная луна.
Беспокоит резкий звук -
Книга падает и рук…
За поклоном вновь поклон.
……………………………………………

Свет неярок, клонит в сон...

Книга падает из рук ‒

Беспокоит резкий звук.

В небе полная луна.

Ночь безлюдная темна.

От бессилья сатанею:

Слабость. Совладаю ль с нею?

Глубины не постигаю,

В текст старательно вникая.

Расплывается строка:

Лампа слишком далека…

За поклоном вновь поклон.

Свет неярок клонит в сон (и т.д. и т. п., если книга не читается)…

 

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: