Характеристика основных сегментов европейского рынка




Анализ рынка сбыта ТОПЛИВНЫХ БРИКЕТОВ

География рынка

Географически рыком сбыта топливных брикетов является Украина и страны Западной Европы.

Динамика развития рынка Западной Европы

В связи с исчерпаемостью ископаемых видов топлива и подорожанием нефтегазовых ресурсов в мире начался активный поиск и развитие альтернативной энергетики (возобновляемых источников энергии – безопасной, с запасом на многие столетия, высокоэффективной), что привело к увеличению инвестиций в технологии производства биотоплива из различных видов биологического сырья.

Формирование рынка биотоплива началось 10 – 12 лет назад, и ежегодные темпы прироста рынка составляют 15 – 20%.

Сегодня главным импортером древесных брикетов и пеллет в мире является ЕС. Объем мирового рынка твердого биотоплива в 2009 году составил 12,7 млн. тонн, из которых 72% реализуется в странах ЕС: Швеции, Дании, Италии, Германии и Австрии, и имеет тенденции к значительному росту. При этом в 2009 году в Европе объемы производства пеллет составили около 7 млн тонн, а потребление превысило 9,1 млн тонн. Разница между производством и потреблением удовлетворялась за счет импорта из США, Канады, России.

В связи с увеличением потребления экспортеры сталкиваются с проблемой поиска новых объемов сырья. Используемого количества древесных отходов уже недостаточно. К тому же кризис сократил объемы лесопиления и деревообработки во всем мире, из-за чего повысилась цена сырья. По мнению экспертов, выходов три: выращивание быстрорастущих деревьев, импорт опилок либо принципиально новый продукт – агропеллеты, сырьем для производства которых являются солома, лузга подсолнечника и гречихи, полова риса, костра льна, рапс и даже конопля.

Среди факторов, стимулирующих рост спроса на твердое биотопливо на европейском рынке, можно выделить:

1. Повышение активности европейских компаний биоэнергетического сектора в связи с принятой в декабре 2008 года Европарламентом Директивой о развитии возобновляемой энергии, согласно которой страны ЕС-27 до 2020 года должны довести использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) до 20% общего объема потребления энергии (таблица 3.1), ¾ которых может составить доля биотоплива. И немалую часть в ней составляет сегмент топливных (древесных и агропромышленных) пеллет. Это будет способствовать росту спроса на твердое биотопливо как альтернативу углю, дровам и природному газу.

 

Таблица 3.1

Обязательная доля ВИЭ для отдельных стран ЕС к 2020 году

Страна Доля ВИЭ в 2005 г., % Обязательная доля ВИЭ к 2020 г., %
Великобритания 1,3  
Нидерланды 3,0  
Германия 5,3  
Австрия 23,5  
Швеция 39,3  

 

2. Возникающее несоответствие между собственным производством и потреблением потребует покрытия разницы за счет импорта биомассы из стран, не входящих в ЕС.

3. Согласно Киотскому протоколу древесина считается СО2-нейтральным видом топлива и выбросы от него приравниваются к нулю. В условиях борьбы за сохранение климата европейские ТЭС вынуждены внедрять биотопливо – источник «зеленой» энергии, что будет способствовать дальнейшему росту спроса на него.

При существующих темпах роста потребления твердого биотоплива к 2020 году ежегодная потребность в данном виде топлива в Европе будет колебаться в пределах 80 – 135 млн. тонн, а ежегодное потребление твердого биотоплива во всем мире составит порядка 200 млн. тонн.

 

Динамика развития рынка Украины

Рынок твердого биотоплива в Украине находится пока на начальном этапе развития (ВИЭ в энергетическом балансе страны составляет не более 1%.), но имеет, по оценкам экспертов, значительный потенциал. На сегодняшний день он относится к одному из наиболее динамично развивающихся в мире. Ежегодные темпы прироста рынка составляют 50 – 60%.

Динамика объемов производства топливных брикетов и пеллет в Украине представлена на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Динамика объемов производства топливных брикетов и пеллет в Украине, тыс. тонн

 

Объем производства топливных брикетов и пеллет в нашей стране за 2 последних года вырос более, чем в 2 раза. И это только около 10% потенциально возможного объема производства данной продукции в стране.

В структуре производства на древесные брикеты и пеллеты приходится порядка 30 – 35% общего производства, остальное – это продукция из шелухи подсолнечника и других сельскохозяйственных культур. При этом 90% произведенных в Украине древесных пеллет и брикетов направляются на экспорт и только 10% потребляются внутри страны. Однако, за последние годы доля экспорта пеллет и брикетов постепенно снижается: с 97% в 2007 году, до 95% – в 2008 и 90 – 92% – в 2009 году, что свидетельствует о возрастании потребления твердотопливной продукции на внутреннем рынке Украины.

Стимулирующими факторами развития украинского рынка являются:

1. Вступление Украины в Энергетическое сообщество Евросоюза, что обязывает нас внедрять европейские топливные нормы и стандарты, в том числе по развитию применения твердого биотоплива.

2. Вступление в силу с 1 января 2010 года поправки к Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий», на 10 лет освобождающей предприятия от уплаты налога на прибыль, получаемую от продажи биотоплива, от деятельности по одновременному производству электрической и тепловой энергии и производству тепловой энергии с использованием биотоплива, что является стимулом для развития его производства и потребления (эта норма закреплена и в новом Налоговом кодексе).

3. Дальнейший рост цен на энергоносители, повышение стоимости коммунальных услуг для предприятий и населения, что является стимулом для замены газовых котлов твердотопливными, работающими на более дешевом сырье (брикетах и гранулах), спрос на которое будет расти. Так, в отопительном сезоне 2009 – 2010 гг. обогрев помещений с помощью топливных брикетов и гранул стоил на 40% меньше, чем с помощью газа.

4. Относительная легкость выхода на данный рынок и организации производства без создания сложной многоуровневой инфраструктуры, которая необходима, например, для нефтяной промышленности

5. Высокий уровень рентабельности данного бизнеса (на уровне 30 – 40%).

6. Наличие в Украине необходимого сырья (годовой технически достижимый ресурс альтернативного твердого топлива составляет 63 млн. тонн).

7. Удобство сбыта продукции для потребителей.

8. Расширение сферы применения твердого биотоплива и повышение его доступности в различных местах продажи: специализированные магазины, строительные и продуктовые супермаркеты, заправки.

Сдерживающими факторами развития украинского рынка являются:

1. Отсутствие целенаправленной государственной политики по созданию внутреннего рынка твердого биотоплива, предусматривающей, по аналогии с европейскими практиками, субсидии и преференции для покупателей котлов на твердом биотопливе (в Европе выплачиваются дотации в размере от 500 до 2500 евро – в зависимости от мощности, комплектации и типа котла, предоставляются долгосрочные кредиты на 15 – 20 и даже 30 лет под низкие проценты).

2. Относительно низкие цены на традиционное топливо (уголь и газ), а также высокие цены на специальные пеллетные котлы.

3. Отсутствие развитой инфраструктуры продаж твердого биотоплива, подобной той, что уже существует в странах Европы и Северной Америки.

4. Отсутствие целенаправленной маркетинговой кампании со стороны производителей и поставщиков твердотопливных котлов, что приводит к низкому спросу на них в бытовом сегменте Украины (спрос, как правило, формируют либо богатые, либо известные люди).

 

Сегментация рынка

Сегментацию рынка целесообразно провести по следующим признакам:

1. География сбыта: рынок Европы и рынок Украины.

2. Сфера применения: индустриальный сегмент (тепловая энергетика), сегмент промышленного и центрального отопления, потребительский (бытовой) сегмент.

Характеристика основных сегментов европейского рынка

Основными странами покупателями украинской продукции являются Польша, Германия и страны Балтии, также она востребована в Чехии, Италии и Великобритании. Поскольку на европейском рынке осуществляются планомерные мероприятия по стандартизации данной продукции, в ближайшие годы количество внешних поставок из Украины может сократиться.

Структура потребления топливных брикетов и пеллет на европейском рынке по сегментам приведена на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Структура потребления топливных брикетов и пеллет на европейском рынке

1. Индустриальный сектор (крупные электростанции и ТЭЦ). С этого сегмента началось формирование спроса на биотопливо. На долю его потребления приходится около 60% твердого топлива в Европе. Данный сегмент является привлекательным ввиду высокой платежеспособности, значительных объемов потребления, невысоких требований к качеству продукции, наличия перспектив дальнейшего роста спроса, поскольку это позволяет европейским предприятиям избежать закупки единиц сокращений выбросов (СО2-квот).

Сегмент ориентирован на потребление пеллет и брикетов уменьшенной длины, что связано с удобством их для автоматической подачи в топки, а также на работу по прямым контрактам для минимизации закупочных цен.

2. Сектор промышленного и центрального отопления (муниципальные и производственные котельные малой и средней мощности). На долю потребления сегмента приходится около 25%. Данный сегмент является привлекательным вследствие быстрых темпов роста спроса, достаточного уровня платежеспособности, невысоких требований к качеству продукции, поскольку сжигание осуществляется в небольших котлах, оборудованных неприхотливыми системами подачи топлива.

Данный сегмент интересует в большей степени теплотворная способность и влажность топлива, чем их зольность, внешний вид или механическая прочность. Закупки осуществляются, как правило, через торговых посредников или агентов, а также напрямую у производителей, что требует обязательного соблюдения контрактных обязательств.

3. Потребительский сектор. На долю потребления данного сегмента приходится 15%. Данный сегмент растет медленно, и динамика его роста зависит от государственной политики в области ВИЭ определенной европейской страны.

Потенциально потребительский сегмент является привлекательным и может обеспечить высокий уровень прибыльности, поскольку норма прибыли здесь максимальна. Однако значительная часть средств тратится на построение оптово-розничных каналов распределения, рекламу, брендинг, розничную упаковку и продвижение в торговых сетях, уплату обязательных налогов и платежей в стране реализации. Кроме того, данный сегмент предъявляет высокие требования к качеству и внешнему виду продукции.

Как правило, европейские фирмы осуществляют закупки партиями не меньше 1000 тонн в месяц, что нужно учитывать для установления постоянных партнёрских отношений с ними.

Кроме того, в Европе по инициативе Германии с первого квартала 2010 введен новый стандарт ENplus для пеллет бытового назначения и сертификат EN-В для «индустриальных» пеллет, используемых на промышленных предприятиях и коммунальных котельных.

Стандартизация на европейском рынке будет способствовать смещению акцентов на сегмент индустриального твердого биотоплива, а также будет приводить к повышению роли неценовой конкуренции.

Таким образом, учитывая значительный потенциал первых двух сегментов европейского рынка и перспективы развития, предприятию целесообразно сконцентрировать усилия на их освоении путем предложения качественной продукции с соблюдением европейских стандартов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: