Работа с текстом при повторении и обобщении изученного




Лингвистический тренажер

Метонимия – это

А) сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого.

Б) слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

В) слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

2.Определите, какой троп (слово в переносном значении) использует А.С.Пушкин

«Янтарь в устах его дымился

3. Эпитет
а)слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

б) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.

В) перенос значения с одного на другое по признаку количественного отношения между ними:

4 Определите, какой троп (слово в переносном значении) использует автор

«Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

На печальные поляны льет печально свет она» (А.С.Пушкин).

5.Аллегория

А) слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество

Б) оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

В) иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа

6. Определите, какой троп (слово в переносном значении) использует Короленко

А жизнь все течет в своих угрюмых берегах

Метафора -

А) перенос наименования с одного предмета на другой по сходству этих предметов.

Б) слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество

В) необычный порядок слов.

8. Определите, какой троп (слово в переносном значении) использует автор

«В саду горит костер рябины красной…» (С.Есенин)

Синекдоха-

А) иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа

Б) оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

В) перенос значения с одного на другое по признаку количественного отношения между ними:

10.Определите, какой троп (слово в переносном значении) использует автор

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана…» (М.Ю.Лермонтов)

Сравнение-

А) слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество

Б) оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

В) это сопоставление (параллелизм) или противопоставление (отрицательный параллелизм) двух предметов по одному или нескольким признакам

12. Определите, какой троп (слово в переносном значении) использует автор

«Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял» (М.Ю.Лермонтов);

 

13.Олицетворение - это

А) образное выражение намеренно преуменьшающее размер, силу, красоту.

Б) перенесение свойств человека на неодушевленные предметы

В) оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

14. Определите, какой троп (слово в переносном значении) использует автор

Утешится безмолвная печаль.

15. Перифраза

А) образное выражение намеренно преуменьшающее размер, силу, красоту.

Б) оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

В) необычный порядок слов.

16. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

17. Градация –

А) фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения

Б) изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью

В) повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф или фраз:

18.. Определите, какое средство изобразительности использует автор6

НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ

ВСЕ ПРОЙДЕТ, как с белых яблонь дым…» (С.Есенин)

Инверсия -

А) изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью.

Б) повторение одних и тех же сочетаний звуков

В) образное выражение намеренно преуменьшающее размер, силу, красоту

20. Определите, какое средство изобразительности использует автор

«Сметливость его и тонкость чутья меня поразили» (А.С.Пушкин);

21 Сенекдоха-

А) фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения

Б) – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями,

В) разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

22. Определите, какое средство изобразительности использует автор


На восток, сквозь дым и копоть,

Из одной тюрьмы глухой

По домам идет Европа.

Пух перин над ней пургой. (Твардовский)


 

 

КЛЮЧИ

1 В) слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

 

 

ТЕКСТ №17

1) Где мы? 2) В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? 3) Что за чудный край!

4) Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

5) Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? 6) Море, например? 7) Бог с ним! 8) Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. 9) Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

10) Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. 11) Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

12) Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! 13) От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.

14) Нет, бог с ним, с морем!..

15) Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. 16) Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя... 17) И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

18) Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст вслух выразительно, выделяя нужные слова и смысловые отрезки интонацией, паузами и повышением или понижением тона.

2. Найдите и подчеркните в тексте лексические повторы. Сколько раз повторяется слово море? Почему?

3. Какими описательными оборотами заменяется слово море в тексте? Как называются такие обороты речи? Дайте им определение.

4. Перифразы могут быть как общеупотребительными и общепонятными, относящимися только к данному объекту (лиса – рыжая плутовка, Япония – Страна восходящего солнца), так и контекстуальными, то есть относящимися к данному лицу или предмету только в определенном контексте. Какие из них используются в этом тексте? Докажите свое мнение.

5. Найдите в тексте контекстуальный оценочный синоним слова море. Какой образ моря создает автор? Какие слова он для этого использует?

6. Обратите внимание на звуковой образ моря в тексте. Какими фонетическими средствами он создается?

7. Найдите в тексте синонимы слов горы и пропасти. Какую смысловую и оценочную роль играет такая синонимия?

8. Обратите внимание на аллитерации в предложениях 15 и 16. Какую роль здесь играют эти фонетические средства?

Какие литературные тропы использует И.А. Гончаров для создания такого образа природы? Какие из них основаны на переносном значении слов? Дайте определения этих тропов.

10. Вспомните, что такое градация. Найдите примеры использования градации в этом тексте.

Принцип градации может использоваться и при построении текста, то есть он может быть композиционным приемом.

Можно ли сказать, что композиция данного текста построена на приеме градации? Чтобы ответить на этот вопрос, найдем ключевые слова фрагмента.

11. Подчеркните объективные и субъективные ключевые слова. Выпишите их, располагая по порядку и в соответствии со смысловыми отношениями.

12. Выпишите все перифразы, заменяющие в этом тексте наименование «Обломовка». Как вы думаете, с чьей точки зрения оценивается этот край: автора, Ильи Ильича Обломова, обломовцев?

13. Найдите и выпишите из текста примеры антонимов. Что такое антонимы? С какой целью они используются здесь?

14. Отметьте композиционно-смысловые части текста. На каких приемах основана композиция текста? Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся?

 

. И.А. Гончаров использует разные фигуры речи:

– эпитеты (в том числе и метафорические): необозримая (пелена вод), бесконечная (картина), бешеные (раскаты валов), мрачное и неразгаданное (содержание), зловещие (голоса), дикого (зверя) и пр.;
– сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся… и кружатся, Они <горы и пропасти> грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя...;
– олицетворения: рев валов; валы твердят свою… песнь, в которой слышатся стон и жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса; вопли природы; небо… отступилось от людей.

На переносном значении слов основаны, например, метафорические эпитеты: бешеные (раскаты валов). Кроме того, на переносном значении основаны и метафоры-олицетворения: вопли природы. Можно сделать вывод, что на переносном значении слов основаны метафоры и их разновидности (метафорические эпитеты, олицетворения).

Метафора – это литературный троп, основанный на переносном значении слов и уподоблении одного предмета или явления другому; то есть метафора – это скрытое сравнение.

Работа с текстом при повторении и обобщении изученного

Класс

Для эффективного использования разнообразных приемов и методов работы с текстом при обобщении и повторении изученного можно обратиться к текстовым упражнениям учебника или специально подобрать тексты, согласуя их с программой занятий по литературе.
В 10-м классе при повторении и обобщении темы «Лексика», которое по времени совпадает с работой над романом И.А. Гончарова «Обломов», целесообразно, например, обратиться к фрагменту «Сна Обломова» (глава 9). Он насыщен лингвистическим материалом, позволяющим повторить такие понятия, как синонимы и их виды, антонимы и их виды, градация, перифраза, антитеза, прямое и переносное значение слова, сравнение, эпитет и прочие.

ТЕКСТ №17

1) Где мы? 2) В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? 3) Что за чудный край!

4) Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

5) Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? 6) Море, например? 7) Бог с ним! 8) Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. 9) Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

10) Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. 11) Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

12) Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! 13) От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.

14) Нет, бог с ним, с морем!..

15) Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. 16) Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя... 17) И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

18) Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст вслух выразительно, выделяя нужные слова и смысловые отрезки интонацией, паузами и повышением или понижением тона.

2. Найдите и подчеркните в тексте лексические повторы. Сколько раз повторяется слово море? Почему?

Ответ. В тексте содержатся следующие лексические повторы: уголок (1, 18), море (4, 6, 13, 14), горы (4, 15), скалы (4, 17), пропасти (4, 15, 17), грандиозное (4, 5), дикое (4, 5, 15), человек (8, 12, 15), в 17-м предложении слово человек повторяется в форме множественного числа: людей.
Слово море 4 раза повторяется в тексте потому, что автор разворачивает перед читателями грандиозную и устрашающую картину моря.

3. Какими описательными оборотами заменяется слово море в тексте? Как называются такие обороты речи? Дайте им определение.

Ответ. Слово море заменяется следующими описательными оборотами: необозримая пелена вод, бесконечная картина, широкая картина, бешеные раскаты валов. Такие обороты речи называются перифразами.

Перифраза — это оборот речи, который состоит в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики предмета, явления или лица. Перифразы помогают избежать повторов, в образной форме выражают оценку объекта и являются богатым резервом синонимических средств языка.

4. Перифразы могут быть как общеупотребительными и общепонятными, относящимися только к данному объекту (лиса – рыжая плутовка, Япония – Страна восходящего солнца), так и контекстуальными, то есть относящимися к данному лицу или предмету только в определенном контексте. Какие из них используются в этом тексте? Докажите свое мнение.

Ответ. Здесь используются контекстуальные перифразы, так как в другом контексте они могут быть отнесены, например, к океану или озеру, а словосочетания бесконечная картина и широкая картина – к степи, к небу и т.д.

5. Найдите в тексте контекстуальный оценочный синоним слова море. Какой образ моря создает автор? Какие слова он для этого использует?

Ответ. Контекстуальный синоним слова море – чудовище, то есть нечто страшное, враждебное человеку. Гончаров создает образ моря – громадного, ревущего и стонущего, вечно существующего чудовища: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное, стон, чудовище, зловещие голоса.

6. Обратите внимание на звуковой образ моря в тексте. Какими фонетическими средствами он создается?

Ответ. Звуковой образ моря сложен: это то ревущее, то стонущее чудовище. Поэтому аллитерации тут чередуются и сочетаются с ассонансами. Например, в предложении 10 звуковой образ моря создается чередованием повторов согласных звуков [р], [в], [б], передающих рев и рокот, и аллитераций [с], [н], [ж] в сочетании с ассонансами [о], [у], которые производят впечатление стона, завывания.

7. Найдите в тексте синонимы слов горы и пропасти. Какую смысловую и оценочную роль играет такая синонимия?

Ответ. Контекстуальные синонимы слов горы и пропасти – когти и зубы дикого зверя. Такая контекстуальная синонимия создает образ дикой, угрюмой, враждебной человеку природы.

8. Обратите внимание на аллитерации в предложениях 15 и 16. Какую роль здесь играют эти фонетические средства?

Ответ. В предложениях 15 и 16 аллитерация используется не только для создания звукового образа, но и для передачи эмоционального впечатления, определенного восприятия слабым человеком дикой природы. Горы, пропасти, грозны, страшны, устремленные, зверя – повторение звуков [р], [р’] одновременно и передает рычание зверя, и усиливает впечатление страха, угрозы, исходящей от дикой природы.

9. Какие литературные тропы использует И.А. Гончаров для создания такого образа природы? Какие из них основаны на переносном значении слов? Дайте определения этих тропов.

Ответ. И.А. Гончаров использует разные фигуры речи:

– эпитеты (в том числе и метафорические): необозримая (пелена вод), бесконечная (картина), бешеные (раскаты валов), мрачное и неразгаданное (содержание), зловещие (голоса), дикого (зверя) и пр.;
– сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся… и кружатся, Они <горы и пропасти> грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя...;
– олицетворения: рев валов; валы твердят свою… песнь, в которой слышатся стон и жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса; вопли природы; небо… отступилось от людей.

На переносном значении слов основаны, например, метафорические эпитеты: бешеные (раскаты валов). Кроме того, на переносном значении основаны и метафоры-олицетворения: вопли природы. Можно сделать вывод, что на переносном значении слов основаны метафоры и их разновидности (метафорические эпитеты, олицетворения).

Метафора – это литературный троп, основанный на переносном значении слов и уподоблении одного предмета или явления другому; то есть метафора – это скрытое сравнение.

10. Вспомните, что такое градация. Найдите примеры использования градации в этом тексте.

Ответ. Градация – это фигура речи, основанная на постепенном возрастании или убывании качества, свойства, значимости явления или предмета. Как правило, градация строится на нагнетании синонимов.

Примеры градации в тексте: море наводит грусть – хочется плакать – сердце смущается робостью; ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины.

Принцип градации может использоваться и при построении текста, то есть он может быть композиционным приемом.

Можно ли сказать, что композиция данного текста построена на приеме градации? Чтобы ответить на этот вопрос, найдем ключевые слова фрагмента.

11. Подчеркните объективные и субъективные ключевые слова. Выпишите их, располагая по порядку и в соответствии со смысловыми отношениями.

12. Выпишите все перифразы, заменяющие в этом тексте наименование «Обломовка». Как вы думаете, с чьей точки зрения оценивается этот край: автора, Ильи Ильича Обломова, обломовцев?

Ответ. Обломовка – благословенный уголок земли – чудный край – мирный уголок. Этот край оценивается с точки зрения обломовцев и главного героя, который тоже к ним принадлежит. Обломовцы не просто любят свою деревню, но даже считают ее идеалом жизни. Так же думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит чудный край.

13. Найдите и выпишите из текста примеры антонимов. Что такое антонимы? С какой целью они используются здесь?

Ответ: Здесь есть контекстуальные антонимы: благословенный уголок – грандиозное, дикое и угрюмое, а также лексические антонимы: мирный (уголок) – грозны (горы и пропасти).

Антонимы – это слова одной части речи с противоположными лексическими значениями. В этом тексте они используются для того, чтобы подчеркнуть основное противопоставление: мир Обломовки – дикая природа.

14. Отметьте композиционно-смысловые части текста. На каких приемах основана композиция текста? Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся?

Ответ. Весь текст можно разделить на три основные части: 1) два первых абзаца (чудный уголок); 2) с третьего по седьмой абзац – картина дикой природы; 3) последний абзац (мирный уголок). Большую среднюю часть также можно разделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, морем, горами и пропастями.
Композиция текста основана на противопоставлении и градации. Чудный крайпротивопоставляется дикой природе; ей же противопоставляется человек. Изображение самой дикой природы основано на градации – усилении впечатления чего-то безграничного, страшного, враждебного человеку. Состояние человека перед лицом дикой природы также передается при помощи градации: сначала говорится, что человеку становится грустно при виде моря, и в конце концов утверждается, что он совсем исчезает на фоне величественной картины, даже небо отступилось от людей. Этим усиливается впечатление одиночества, ничтожности и беспомощности человека перед лицом дикой природы.
Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность того мира, в котором жив

КЛЮЧИ

1-2 Ответ. В тексте содержатся следующие лексические повторы: уголок (1, 18), море (4, 6, 13, 14), горы (4, 15), скалы (4, 17), пропасти (4, 15, 17), грандиозное (4, 5), дикое (4, 5, 15), человек (8, 12, 15), в 17-м предложении слово человек повторяется в форме множественного числа: людей.
Слово море 4 раза повторяется в тексте потому, что автор разворачивает перед читателями грандиозную и устрашающую картину моря.

3 Ответ. Слово море заменяется следующими описательными оборотами: необозримая пелена вод, бесконечная картина, широкая картина, бешеные раскаты валов. Такие обороты речи называются перифразами.

4 Ответ. Здесь используются контекстуальные перифразы, так как в другом контексте они могут быть отнесены, например, к океану или озеру, а словосочетания бесконечная картина и широкая картина – к степи, к небу и т.д.

5. Контекстуальный синоним слова море – чудовище, то есть нечто страшное, враждебное человеку. Гончаров создает образ моря – громадного, ревущего и стонущего, вечно существующего чудовища: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное, стон, чудовище, зловещие голоса.

6 Ответ. Звуковой образ моря сложен: это то ревущее, то стонущее чудовище. Поэтому аллитерации тут чередуются и сочетаются с ассонансами. Например, в предложении 10 звуковой образ моря создается чередованием повторов согласных звуков [р], [в], [б], передающих рев и рокот, и аллитераций [с], [н], [ж] в сочетании с ассонансами [о], [у], которые производят впечатление стона, завывания.

7 Ответ. Контекстуальные синонимы слов горы и пропасти – когти и зубы дикого зверя. Такая контекстуальная синонимия создает образ дикой, угрюмой, враждебной человеку природы.

8. Ответ. В предложениях 15 и 16 аллитерация используется не только для создания звукового образа, но и для передачи эмоционального впечатления, определенного восприятия слабым человеком дикой природы. Горы, пропасти, грозны, страшны, устремленные, зверя – повторение звуков [р], [р’] одновременно и передает рычание зверя, и усиливает впечатление страха, угрозы, исходящей от дикой природы.

9 На переносном значении слов основаны, например, метафорические эпитеты: бешеные (раскаты валов). Кроме того, на переносном значении основаны и метафоры-олицетворения: вопли природы. Можно сделать вывод, что на переносном значении слов основаны метафоры и их разновидности (метафорические эпитеты, олицетворения).Метафора – это литературный троп, основанный на переносном значении слов и уподоблении одного предмета или явления другому; то есть метафора – это скрытое сравнение. – эпитеты (в том числе и метафорические): необозримая (пелена вод), бесконечная (картина), бешеные (раскаты валов), мрачное и неразгаданное (содержание), зловещие (голоса), дикого (зверя) и пр.;
– сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся… и кружатся, Они <горы и пропасти> грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя...;
– олицетворения: рев валов; валы твердят свою… песнь, в которой слышатся стон и жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса; вопли природы; небо… отступилось от людей.

10 Ответ. Градация – это фигура речи, основанная на постепенном возрастании или убывании качества, свойства, значимости явления или предмета. Как правило, градация строится на нагнетании синонимов.

Примеры градации в тексте: море наводит грусть – хочется плакать – сердце смущается робостью; ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины.

Принцип градации может использоваться и при построении текста, то есть он может быть композиционным приемом.

Можно ли сказать, что композиция данного текста построена на приеме градации? Чтобы ответить на этот вопрос, найдем ключевые слова фрагмента.

11 Ответ. Обломовка – благословенный уголок земли – чудный край – мирный уголок. Этот край оценивается с точки зрения обломовцев и главного героя, который тоже к ним принадлежит. Обломовцы не просто любят свою деревню, но даже считают ее идеалом жизни. Так же думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит чудный край.

12,13 Ответ: Здесь есть контекстуальные антонимы: благословенный уголок – грандиозное, дикое и угрюмое, а также лексические антонимы: мирный (уголок) – грозны (горы и пропасти).

Антонимы – это слова одной части речи с противоположными лексическими значениями. В этом тексте они используются для того, чтобы подчеркнуть основное противопоставление: мир Обломовки – дикая природа.

14 Ответ. Весь текст можно разделить на три основные части: 1) два первых абзаца (чудный уголок); 2) с третьего по седьмой абзац – картина дикой природы; 3) последний абзац (мирный уголок). Большую среднюю часть также можно разделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, морем, горами и пропастями.
Композиция текста основана на противопоставлении и градации. Чудный крайпротивопоставляется дикой природе; ей же противопоставляется человек. Изображение самой дикой природы основано на градации – усилении впечатления чего-то безграничного, страшного, враждебного человеку. Состояние человека перед лицом дикой природы также передается при помощи градации: сначала говорится, что человеку становится грустно при виде моря, и в конце концов утверждается, что он совсем исчезает на фоне величественной картины, даже небо отступилось от людей. Этим усиливается впечатление одиночества, ничтожности и беспомощности человека перед лицом дикой природы.
Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность того мира, в котором жив

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: