ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА
Ориентировочная карта - схема психологического анализа урока
(по О.Я. Польской)
Психологическая оценка структуры урока
Преподаватель: Сотнезова Альбина Витальевна
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 7 в
Целевая аудитория: 19чел.
Тема: Городской пейзаж.
Цели:
Образовательная: закрепить умение различать виды пейзажа, закрепление навыков изображения улицы города во фронтальной перспективе.
Развивающая: развивать графические навыки, развивать творческое воображение, память, умение анализировать пропорциональные отношения в композиции рисунка.
Воспитывающая: содействовать воспитанию личности, воспитывать трепетное отношение к родной природе.
Задачи:
• Изучение аналогов в виде показа демонстрационного материала и презентации по данной теме.
• Ознакомление с требованиями, предъявляемые к изображению городского пейзажа.
Методы: наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный.
Форма: фронтальная;
Средства: демонстрационный материал, презентация.
Психологическая оценка содержания урока.
Качество учебного материала, предоставленного учителем, на высоком уровне, достаточно высокая степень наглядности, конкретности и обобщенности. На уроке происходила активизация образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения. Все это вызывало интерес к выполнению задания со стороны учащихся.
Излагаемый материал соответствовал возрастным особенностям познавательной деятельности учеников, их жизненному опыту и уровню знаний.
Учитель излагал учебную информацию в доступной, понятной и интересной форме, используя, сравнения и наглядные средства.
Изучаемый материал в полной степени воздействовал на моральное и эстетическое воспитание учащихся, формируя эстетическую культуру учащихся.
Проявления познавательной деятельности учащихся на уроке и управление ею.
Учитель грамотно организовывал внимание учащихся, не давая им отвлечься. Преобладало произвольное внимание. Учитель переключал внимание учеников с одной работы на другую: то излагая материал в устной форме и задавая вопросы учащимся, то демонстрируя яркие и интересные иллюстрации.
Объектом восприятия учащихся являлись речь учителя и различные наглядные средства. Учитель не просто демонстрировал учебный материал, но и показывал ошибки и достоинства работ.
Учитель обращался к памяти учащихся: наглядно-образной, словесно-логической, эмоциональной. Учитель использовал следующие приемы лучшего запоминания излагаемых сведений: постановку цели запомнить, логическую обработку материала, включение в деятельность и повторение. При этом у отдельных учащихся на уроке процессы памяти проявились как узнавание и воспроизведение, был пример и забывания.
Используя наглядные средства, учитель объяснял особенности изображения городского пейзажа и формировал понятие перспективы у учащихся. Дедуктивным методом вел он учеников к усвоению понятий и показал практическую применимость данной темы, связал с жизнью, раскрыв основные требования к построению композиции картины. Самостоятельное творческое мышление учащихся активизировалось при создании эскизов. Для того, чтобы найти решение поставленной проблемы, учащиеся анализировали подбор предоставленного материала: наглядные иллюстрации, книги, работы учащихся прошлого года обучения, отмечая положительные стороны и анализируя ошибки. В целом занятие было выстроено логично и последовательно.
На уроке постоянно активизировались представления памяти, репродуктивное и творческое воображение школьников.
Особое внимание учитель уделял отстающим учащимся, отвечая на заданные ими вопросы.
Организация учителем обратной связи.
На начальных этапах урока, т.е. при подаче нового материала учитель обращался к школьникам с вопросами найти ошибки в демонстрируемых работах, а так же рассказать о достоинстве данной работы.
Таким образом, обратная связь была не только контролирующий, но и имела обучающий характер. Учащиеся сами выясняли требования к построению композиции городского пейзажа и учились грамотной подаче своих работ. Ученики положительно воспринимали полученные на уроке оценки. Характер ответов школьников несомненно влиял на дальнейшие действия и слова учителя, т.к. он перестраивал свою деятельность в зависимости от обратной информации: давал дополнительную информацию и приводил примеры из жизни.