Программа развития конкуренции




Последствия монополии

Если власть над ценой сопровождается уменьшением издержек производства вследствие экономии на масштабе производства, развитием научно-технического прогресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизированной продукции по доступным ценам, то монополия несет обществу определенную пользу.

Но злоупотребление этой властью может привести к следующим последствиям:

· неоправданный рост цен. Максимизирующий прибыль монополист выбирает выпуск меньше общественно-эффективного, в то время как устанавливаемая им цена оказывается выше той, которая сложилась бы в условиях конкуренции.

· увеличение издержек производства и обращения. Ослабление конкурентного давления на фирму ведет к тому, что перед последней больше не стоит выбор: максимально сократить затраты или погибнуть. За счет рыночной власти монополия может компенсировать неэффективную производственную структуру, устаревшие технологии, раздутый бюрократический аппарат

· замедление научно-технического прогресса

· снижение конкурентоспособности на мировых рынках

· падение эффективности экономики

· монополии создают дополнительные затраты на завоевание и поддержание монопольного положения

Программа развития конкуренции

Выделяются следующие проблемы:

· перегруженность антимонопольного органа заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции - Значительная доля рассматриваемых ФАС России дел касается нарушений, последствием которых является ущемление интересов отдельных лиц, но не ограничение конкуренции на рынке. Например, только за 2007 год ФАС России рассмотрено 1 331 дело по фактам злоупотребления доминирующим положением1, 2/3 из которых зафиксированы в отношении компаний, осуществляющих естественно-монопольные виды деятельности в сфере электроэнергетики. Данные нарушения, как правило, не имеют антиконкурентной мотивации.

· Несовершенная нормативно-правовая база - Например, в настоящий момент компания автоматически признается доминирующей при доле рынка 50%, а при доле меньше 35% рынка фактически не может быть признана таковой. Однако связь между размером рыночной доли и конкуренцией далеко не всегда является безусловной, а вывод о наличии либо отсутствии доминирующего положения компании, сделанный исключительно на основании показателя концентрации, может не соответствовать текущей ситуации на рынке.

Направления совершенствования антимонопольного регулирования:

1. повышение экономической обоснованности принимаемых антимонопольным органом решений (изменить порядок установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и повысить доказательственный статус экономического анализа и оценки конкурентной среды, более жестко формализовать и регламентировать процедуру его проведения)

2. необходимо четко разграничить две категории нарушений антимонопольного законодательства: прямо связанные и косвенно связанные с ограничением конкуренции. К первой категории относятся нарушения антимонопольного законодательства, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию. Это правонарушения, наносящие вред конкурентной среде отдельного рынка (рынков) и которые затрагивают неопределенный круг лиц, ведущих хозяйственную деятельность на таких рынках. За правонарушения, относящиеся к данной категории, должна быть установлена повышенная ответственность, вплоть до уголовной. Ко второй категории правонарушений относятся нарушения, не влекущие столь общественно-опасных последствий и связанные исключительно с отдельным фактом ущемления доминирующим субъектом конкретного потребителя (контрагента). Они составляют существенную часть нагрузки антимонопольного органа – больше половины всех рассматриваемых ФАС России дел.

3. следует пересмотреть подход к осуществлению контроля экономической концентрации. Необходимо сократить количество рассматриваемых антимонопольным органом сделок, не влияющих на состояние конкурентной среды

4. следует уточнить ряд составов правонарушений - «дискриминационные условия», критерии определения монопольно высокой и монопольно низкой цены, расширение законодательных критериев допустимости «вертикальных соглашений»

5. необходимо проанализировать и усовершенствовать практику применения антимонопольным органом предусмотренных законодательством мер структурного характера

6. необходимо повысить транспарентность решений ФАС России - Все решения и предписания по делам о нарушениях антимонопольного законодательства должны оперативно публиковаться на сайте антимонопольного органа

Также предлагается ужесточить ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Естественная монополия.

В некоторых сферах экономики производство любого объема продукции в рамках одной фирмы обходится дешевле, чем в нескольких. Эта эффективность обусловлена особой значимостью для таких отраслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продукции.

Естественная монополия – отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Закона «О естественной монополии»)

Одна фирма целиком может обеспечить весь спрос, предъявляемый на ее товар.

Большинство предприятий общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание, предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т.д. Эти производства выделяют в отдельную категорию в силу значимости фактора экономии от масштаба при распределении услуг. Такие компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе.

Если уменьшить объем, то издержки все равно не изменятся (так как осн.капиталовложения уже были). Если издержки уменьшаться, то можно и остальных допустить.

Основные правила регулирования естественных монополий:

· Цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным издержкам

· Прибыль не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал

· Государственное регулирование должно обеспечить эффективность производства.

Естественные монополии в РФ:

· Газпром – транспортировка газа (через магистральные газопроводы, объединенные в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России)

Выручка от продажи газа – 2 825 320 376 000 руб. (себестоимость – 829 517 619 000)

Выручка от услуг по транспортировке газа – 153 926 911 000 руб. (135 195 931 000)

Доходы же от экспорта природного газа из РФ в 2011г. увеличились более чем на 34% и составили 58,5 млрд долл.(1 755 000 000 000 руб.) (50 % акций Газпрома принадлежит гос-ву).

Газпром производит более 8 % российского внутреннего валового продукта и почти полностью удовлетворяет потребности в газе всего бывшего СССР, восточной и центральной Европы. На 2004 год Газпром был единственным поставщиком газа в Боснию и Герцеговину, Эстонию, Литву, Латвию, Финляндию, Македонию, Молдавию и Словакию, поставляет 97 % газа Болгарии, 89 % газа Венгрии, 67 % газа Турции, 65 % газа Австрии, 45 % газа Германии, 27 % газа Италии и 25 % газа Франции. Всего Газпром в 2010 году поставлял 24 % газа Европейского союза (в 2008 году — почти 29 %, а в 2000 году — 39 %)[24][25]. Крупнейшие импортёры российского газа в 2005 году: Германия — 39,9 млрд м³ (44,9 % общего потребления), Италия — 21,9 млрд м³ (26 %), Франция — 13,2 млрд м³ (26,8 %).

· РАО ЕЭС – до 2008 года

· ОАО «РЖД» - до 2010-11 годов

· Почта России

· Предприятия, занимающиеся передачей электрической и тепловой энергии - ОАО «ФСК ЕЭС - оказание потребителям услуг по передаче электрической энергии по Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС). В соответствии с законодательством Российской Федерации услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС являются прерогативой компании по управлению ЕНЭС – ОАО «ФСК ЕЭС», относятся к монопольному виду деятельности и регулируются государством



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: