Политическая система общества, ее структура.




Политика как деятельность, ее объекты, субъекты, цели и средства

Слово «политика» произошло от греческого слова politike, что означает в переводе на русский язык государственные дела. Среди причин — поляризация общества, появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти.

а) Политика — это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществлении и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами.

б) Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

в) Политика — сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Под функциями политики понимают совокупность процессов, выражающих ее назначение в обществе.

Функции политики:

а) выражение значимых интересов всех групп и слоев общества;

б) интеграцию различных социальных слоев, поддержание целостности общества;

в) обеспечение дальнейшего развития общества;

г) управление и руководство общественными процессами, разрешение конфликтов и противоречий) политическую социализацию личности.

По масштабам проведения различают

1) локальную

2) региональную

3) общенациональную

4) международную политику

По срокам осуществления

1) текущую

2) долговременную

3) перспективную.

Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или кос­венно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее.

Субъектами политики могут быть:

а) социальные общности (классы, нации и др.);

б) различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.);

в) политические элиты (привилегированные группы);

г) отдельные личности (в том числе и политические лидеры).

Степень и границы политической деятельности субъектов политики зависят:

1) от существующей в стране политической системы, которая опредёляет пределы и нормы политической активности;

2) от социальной структуры общества, наличия или отсутствия социальных барьеров (цензов, кастовых, национальных, религиозных, сословных и прочих ограничений);

3) от общественного положения того или иного слоя, личности, социального института;

4) от субъективных факторов (личных качеств человека, численности и системы ценностей политических движений и партий и т. д.);

5) от политической ситуации в стране и ряда других обстоятельств

Объекты политики разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической власти внутри общества, а внешняя политика — отношения между государствами на международной арене. В свою очередь в зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, культурную, военную, экологическую политику и др.

Цели политики: могут быть долгосрочными, текущими, актуальными и неактуальными, peaльными и нереальными. Цели той или иной политики зависят oт субъектов осуществления политики, от их интересов, от назревших социальных потребностей, от се стояния общества. В политическом практике остро стоит вопрос о соотношении целей и средств политической деятельности. Часть мыслителей, политиков-практиков утверждали нерасторжимость политики и морали, верховенство моральных норм в политике (Аристотель. И. Кант). Но такой подход ведет к отрыву политики от реальности. Другой подход связан с именем Н. Макиавелли, отделявшего политику от морали («Цель оправдывает средства»).

Использование неправедных средств для достижения «высоких» идеалов не только аморально, но и часто приводит к результатам, заметно отличающимся от заранее поставленных целей. Очевидно, необходима целая система общественного контроля за деятельностью политиков, основанных на общечеловеческих ценностях (прежде всего правах и свободах человека).

Политическая система общества, ее структура.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, которых реализуется политическая власть.

Функции политической системы:

1) определение целей, задач, пу тей развития общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленны х целей;

3) распределение материальных идуховных ресурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6)обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к по­литической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на:

1. тоталитарные,

2. авторитарные

3. демократические.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых так же подсистемами:

1) институциональную,

2) коммуникативную,

3) нормативную,

4) культурно-идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся:

1. политические организации (институты)- государство, политические партии и общественно-политические движения, т.е.организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее;

2. несобственно политические — профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т.п, т.е. организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества. Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не мо­гут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

3. клубы по интересам, спортивные общества - организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей. Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема политической жизни общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики.
Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения.

1. первичные - формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них;

2. вторичные - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции:

1. правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами.

2. неписаные обычаи и традиции. Имеют большое значение во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами:

3. этико-моральные нормы в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической систем представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни.

Политически сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях

1. теоретическом (политическая идеология) - взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории

2. эмпирическом (политическая психология) - чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции

Но в политической жизни общества они равноправны.

В идеологической пол системе особое место занимаем политическая культура - комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации политических представлений. Политическая культура — это передаваемый, из поколения в поколение опыт политической деятельности в котором соединены знания, убеждения «модели поведения человека и социальных групп.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: