Образы персидских царей в современном игровом и неигровом кино: конструирование образа врага




Кобенячкина А.В.

Обращение к античности в современном кинематографе более всего коснулась военной тематики. И именно в этом ключе представляются нам цари Персии – люди, для которых война стала главным ремеслом. Основные сюжеты, которые преобладают в фильмах про Персию и ее воинов, посвящены военным баталиям, жестким схваткам запада (Греции) и востока (Персии).

Цель моего доклада – проследить как формировался образ персидских царей в современном кинематографе. Особенностью в данном случае можно считать отличие созданных образов в игровых и неигровых(документальных) фильмах. За основу своего исследования я взяла такие фильмы как «300 спартанцев» (2007), «Александр» (2004) и «Как создавались империи. Персия» (2005).

Первая картина, которую мы рассмотрим это «300 спартанцев» режиссёра Зака Снайдера, в основу которого легла вольная трактовка реальных событий из греко-персидских войн V века до н. э.

В 480 г. до н. э. миллионная армия персидского царя Ксеркса начала вторжение в Грецию. Спартанский царь Леонид и его люди встречают персидскую делегацию, которая требует «землю и воду» — то есть полную покорность персидскому царю Ксерксу. В данной картине режиссер представляет нам Ксерокса в очень интересном образе. В сцене, где Леонид впервые приходит на встречу к царю, он появляется на золотых «носилках» (если можно их так назвать), украшенных золотыми статуями. Тело Ксерокса покрыто золотыми украшениями. И завершает весь этот антураж золотые кольца в носу императора, что совершенно не вяжется с образами, которые рисует нам история.

Не менее интересным моментом можно считать то, что Ксерокс во много раз больше самого Леонида. Царь возвышается над спартанцем, смотря на него с высоты своего огромного роста.

Речь Ксерокса представляет нам человека высокомерного, как он сам себя называет «властителя всего мира». Его слова стоят противовесом речам Леонида. Спартанец говорит, что главная задача спасти своих людей и своё государства от «варваров», Ксерокс же напротив говорит, что для достижения цели он не пожалеет своих солдат. Царь считает Леонида глупцом, так же как и греков, говоря, что их чувство долга их погубит.

Таким образом, Зак Снайдер представляет нам Ксерокса как надменного человека, не знающего ни жалости, ни чувства долга. Он способен на зверства, при этом он никогда не учувствует в самих сражениях, в отличие от Леонида, который бьется рука об руку со своими войнами.

Следующая картина «Александр» режиссера Оливера Стоуна. Данный фильм провалился в американском прокате, получив негативные отзывы критиков. Многие историки также считают картину провальной.

Сюжет рассказывает зрителю историю Александра от лица Птолемея Лага, который некогда был его соратником и стал царём эллинистического Египта, и концентрируется прежде всего на завоевании Александром Персии и Индии. Режиссёр пытается осмыслить такой блестящий успех и судьбу Александра, которым восхищались, как богом.

В фильме довольно подробно, хотя не с исторической точностью, показаны два сражения: битва при Гавгамелах с персидским царём Дарием III Кодоманом и на реке Гидасп с индийским царём Пором.

Главным образом, здесь нас интересует только один момент-битва при Гавгамелах, где нам впервые представляется царь Дарий. Опять же, здесь мы можем увидеть противопоставление Александра и Дария. Перед битвой Александр говорит напутственные речи своим войнам, при этом Дарий просто восседает на своем коне. Его лицо не выражает никаких эмоций, он абсолютно спокоен и холоднокровен. Костюмы, в отличие от предыдущей картины, менее эксцентричны и более приближены к реальным. Но всё таки можно отметить, что они относятся к более позднему периоду, периоду когда Персия входила в состав Арабского халифата.

Здесь мы опять же противопоставление Александру, который сражается вместе со своими войнами, при этом Дарий, не меняя позы, восседает на своем коне. После поражения персидского войска, Дарий спасается бегством, что делает его образ еще более дополненным.

Этот фильм поначалу рисует Дария холоднокровным полководцем, но дальнейшее развитие событий приближает его к образу, который представлен нам в фильме «300 спартанцев», где Ксерокс не жалеет своих людей, преследуя лишь за собственные интересы.

Такими персидские цари представлены нам в художественных фильмах. Какую же картину рисуют нам документальные фильмы?

Основной образ, который представлен нам в документальных фильмах- персидский царь умелый воин и выдающийся политик. Рассмотрим это на примере документального фильма «Как создавались империи. Персия».

Данный фильм рассказывает сразу о нескольких персидский царях-Кире Великом, Дарии I, Ксероксе и Артаксероксе. В этой картине отображены события двух первых фильмов, но образ, который предложил автор этой картины, совершенной противоположен.

Начиная с Кира Великого, персидские цари представлены умелыми полководцами. Очень подробно описываются их деяния в отношении своего государства. Так же они представлены новаторами: строительство столицы, которая впоследствии была разрушена до основания греками, прокладка водопровода.

Не уменьшается и их дипломатическая сторона. В вышеприведенных фильмах персидские цари лишь порабощают, в этом фильмы нам рассказывают о договорах с Египтом, о сохранении веры на завоеванных, или же, как говорят исследователи в этом фильме, освобожденных территориях.

В фильме нет ни одного упоминания внешнего облика того или иного царя. Об этом нам больше говорят кадры самого фильма. Только по актерам, обыгрывающим тот или иной сюжет, можно дать представления о внешности царей, но они очень отдалены от реальности. Но на самом деле они и не призваны показывать действительность, а лишь иллюстрируют сюжет.

Таким образом, документальный фильм показывает нам персидских царей совершенно с другой стороны. Они не являются «варварами», которых рисует нам художественный фильм, а показывает нам выдающихся личностей, сыграли роль в становлении своей цивилизации.

Подводя итоги, я могу сделать такие выводы. Во-первых, большую роль на отображении образа персидского царя влияет то, от чьего лица происходит повествование. Первые два фильма призваны рассказать историю Греции и Спарты в определенный отрезок времени, и антиподам их подвигам становится персидское войско во главе с царем, который исполняет роль вселенского зла.

Во-вторых, основной образ, который отображен в приведенных фильмах – образ военачальника, полководца, вся жизнь которого война.

И в заключении хотелось бы добавить, что в современном кинематографе не сформировалось общего представления о персидских царях. Каждый из переведенных выше, да и в другие фильмы рисуют нам совершенно разных персонажей, не смотря на то, что это был один и тот же человек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: