I. Цель: ознакомление пациентов с причинами и результатами их неправильного поведения; изучение взаимоотношений семьи и больного.
II. Концепция тренинга: в процессе поиска и установления контакта пациента с семьей, очень часто можно столкнуться с сопротивлением пациента и недопониманием семьи. Данное обстоятельство может стать серьёзным препятствием на пути лечения и дальнейшей реабилитации. Настоящий тренинг направлен на овладение технологией методов работы с семьей пациента, овладением поведением пациента и его обучением с целью достижения лучшего результата.
Для того чтобы данная цель была достигнута необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать специфические особенности поведения больного (рассмотреть причины неправильного поведения, изложить суть).
2. Научить овладению методами преодоления барьеров, возникающих при взаимоотношениях с семьей (рассмотреть ситуации «врач – больной – семья» и «врач – семья – больной»).
3.Изложить аспекты деятельности пациентов.
III. Программа тренинга:
1. Неправильное поведение больного: проблемы и их решения.
2. Взаимоотношения больного и семьи: разрешение конфликтов.
3. Аспекты обучения пациента: педагогические и психологические.
IV. Оборудование и материалы: заранее подготовленный кабинет (аудитория) и схемы с ситуациями.
V. Используемая литература:
1. Готовский Ю.В., Комиссаров Г.Г. Аспекты информационно-функциональных взаимодействий между лечением и патологией. – М.: " Имедис", 1998, c. 84-91. Часть II.
2. https://www.meduhod.ru/components/obuchenie.shtml
3. https://www.gestaltlife.ru/publications/view/21 (статья Ирины Булюбаш)
Программа тренинга | Конспект лекции | Отметка действий пациента |
Вступительная часть (Приветствие) Основная часть (неправильное поведение) Основная часть (Взаимоотношения пациента и семьи) Основная часть (Обучение пациентов. Педагогические и психологические аспекты) Заключительная часть (подведение итогов тренинга) | «Здравствуйте. Меня зовут Екатерина Александровна, я рада Вас всех здесь видеть. Как Ваше самочувствие? Что нового прошло со дня нашей последней встречи?
Сегодня мы с вами изучим причины и результаты вашего неправильного поведения, познакомимся со взаимоотношениями вас и вашей семьи и пройдем обучение по некоторым аспектам».
Неправильное поведение – естественный повод для огорчения (потому что оно указывает на плохое состояние здоровья), но совершенно не основание для гнева или раздражения. Нарушения поведения бывают разными – от очень грубых (при острых вспышках душевной болезни) до едва заметных (при благоприятном ее течения). Чем более тонки расстройства поведения, тем чаще приходится напоминать себе, что не стоит сердиться и “воспитывать” больного человека, когда он ведет себя не совсем так, как хотелось бы. Каждый конкретный случай имеет свои особенности, свою линию поведения окружающих. Необходимо найти оптимальный стиль поведения, который будет благоприятно сказываться и на течении заболевания и во время лечения.
Трудности изменения поведения. Наиболее важными факторами, влияющими на формирование активного изменения поведения, являются:
1. Факторы, связанные с предшествующим опытом и субъективным восприятием своего заболевания. Правильно организованное обучение помогает вам ответить на многие вопросы, и этим улучшает понимание своего состояния.
2. Факторы, связанные с вашими взаимоотношениями и медперсонала. Обучение призвано изменить их в сторону большей доверительности и взаимопонимания.
3. Факторы, связанные с лечением. Обучение позволяет лучше понять цели лечения и показывает реальные пути к их достижению.
4. Факторы, связанные с окружающей социальной средой. Обучение помогает преодолеть психологический барьер своей ущербности, снять состояние "замкнутости", иначе говоря, делает его полноценным членом общества.
Психические заболевания не так уж редки. Тысячи семей ежегодно сталкиваются с ними и вынуждены решать возникающие при этом проблемы.
Необходимо помнить, что не существует единого рецепта поведения. Каждая семья принимает собственное решение, зависящее от ее нравственного уровня и оценки случившегося. Поскольку то и другое весьма различно в разных семьях, то и решения принимаются разные, причем их диапазон весьма широк – от почти немедленного распада семьи до того, что уход за вами становится единственной целью и смыслом жизни всех родственников. Конечно, всегда существует наилучшее решение, но оно является наилучшим для данной конкретной семьи, оказавшейся в данной конкретной ситуации.
· В семьях страдающих людей часто существует проблема понимания родственниками того, что человек не здоров, тех изменений и ограничений, которые накладывает его состояние. В крайних случаях встречается полное отрицание данного состояния.
· Более распространенным вариантом является формальное принятие болезни. В этом случае, несмотря на то, что родственники признают сам факт существования болезни, они недооценивают отдельные ее проявления, а также тяжесть заболевания.
· Недооценивая тяжесть заболевания, родственники невольно предъявляют завышенные требования к страдающим, такие же, как к абсолютно здоровым. Это приводит к взаимным обидам, упрекам и разочарованию, что, в свою очередь, может повлечь ухудшение состояния.
Среди причин непринятия болезни можно выделить:
| Пациенты приветствуют ведущего. Отвечают на задаваемые вопросы. Пример, Ева: Все хорошо у нас с Евочкой. Мы по прежнему вместе, везде и всегда. Пример, Марго: Ничего нового не произошло, все как было, так и есть. Показ пациентам блок схемы №1. Объяснить ее для лучшего понимания. «Всего ли вам понятно?» Обращение к группе. «Как дело обстоит в ваших семьях?» Пример, Костя: мой отец считает, что я абсолютно здоров, а то, что я не могу без сопровождения друга посещать магазин, ездить в общественном транспорте, да он говорит что я избалован просто». Обращение к группе. «Сейчас мы выделим с вами вместе общие правила поведения вас и вашей семьи». Пациенты предлагают свои варианты. Пример, Серега: «осознание что любое мое состояние требует периода привыкания». Демонстрация блок-схемы №2. Объяснение и пояснения. Направить пациентов на действия по одной из схем. Обращение к пациентам. «Как Ваше самочувствие? Все ли Вы поняли из пройденного на сегодняшнем занятии? Какие выводы вы сделали?» Пример, Ева 1: «Я поняла, что нужно предложить моей семье пройти обучающее занятие для более лучшего понимания моего состояния». |