Тренинговое занятие на тему: «Неправильное поведение пациента. Взаимоотношения семьи и пациента»




 

I. Цель: ознакомление пациентов с причинами и результатами их неправильного поведения; изучение взаимоотношений семьи и больного.

II. Концепция тренинга: в процессе поиска и установления контакта пациента с семьей, очень часто можно столкнуться с сопротивлением пациента и недопониманием семьи. Данное обстоятельство может стать серьёзным препятствием на пути лечения и дальнейшей реабилитации. Настоящий тренинг направлен на овладение технологией методов работы с семьей пациента, овладением поведением пациента и его обучением с целью достижения лучшего результата.

Для того чтобы данная цель была достигнута необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать специфические особенности поведения больного (рассмотреть причины неправильного поведения, изложить суть).

2. Научить овладению методами преодоления барьеров, возникающих при взаимоотношениях с семьей (рассмотреть ситуации «врач – больной – семья» и «врач – семья – больной»).

3.Изложить аспекты деятельности пациентов.

III. Программа тренинга:

1. Неправильное поведение больного: проблемы и их решения.

2. Взаимоотношения больного и семьи: разрешение конфликтов.

3. Аспекты обучения пациента: педагогические и психологические.

IV. Оборудование и материалы: заранее подготовленный кабинет (аудитория) и схемы с ситуациями.

V. Используемая литература:

1. Готовский Ю.В., Комиссаров Г.Г. Аспекты информационно-функциональных взаимодействий между лечением и патологией. – М.: " Имедис", 1998, c. 84-91. Часть II.

2. https://www.meduhod.ru/components/obuchenie.shtml

3. https://www.gestaltlife.ru/publications/view/21 (статья Ирины Булюбаш)

 

 

 

Программа тренинга Конспект лекции Отметка действий пациента
Вступительная часть (Приветствие)   Основная часть (неправильное поведение)   Основная часть (Взаимоотношения пациента и семьи)     Основная часть (Обучение пациентов. Педагогические и психологические аспекты)   Заключительная часть (подведение итогов тренинга) «Здравствуйте. Меня зовут Екатерина Александровна, я рада Вас всех здесь видеть. Как Ваше самочувствие? Что нового прошло со дня нашей последней встречи? Сегодня мы с вами изучим причины и результаты вашего неправильного поведения, познакомимся со взаимоотношениями вас и вашей семьи и пройдем обучение по некоторым аспектам».   Неправильное поведение – естественный повод для огорчения (потому что оно указывает на плохое состояние здоровья), но совершенно не основание для гнева или раздражения. Нарушения поведения бывают разными – от очень грубых (при острых вспышках душевной болезни) до едва заметных (при благоприятном ее течения). Чем более тонки расстройства поведения, тем чаще приходится напоминать себе, что не стоит сердиться и “воспитывать” больного человека, когда он ведет себя не совсем так, как хотелось бы. Каждый конкретный случай имеет свои особенности, свою линию поведения окружающих. Необходимо найти оптимальный стиль поведения, который будет благоприятно сказываться и на течении заболевания и во время лечения. Трудности изменения поведения. Наиболее важными факторами, влияющими на формирование активного изменения поведения, являются: 1. Факторы, связанные с предшествующим опытом и субъективным восприятием своего заболевания. Правильно организованное обучение помогает вам ответить на многие вопросы, и этим улучшает понимание своего состояния. 2. Факторы, связанные с вашими взаимоотношениями и медперсонала. Обучение призвано изменить их в сторону большей доверительности и взаимопонимания. 3. Факторы, связанные с лечением. Обучение позволяет лучше понять цели лечения и показывает реальные пути к их достижению. 4. Факторы, связанные с окружающей социальной средой. Обучение помогает преодолеть психологический барьер своей ущербности, снять состояние "замкнутости", иначе говоря, делает его полноценным членом общества. Психические заболевания не так уж редки. Тысячи семей ежегодно сталкиваются с ними и вынуждены решать возникающие при этом проблемы. Необходимо помнить, что не существует единого рецепта поведения. Каждая семья принимает собственное решение, зависящее от ее нравственного уровня и оценки случившегося. Поскольку то и другое весьма различно в разных семьях, то и решения принимаются разные, причем их диапазон весьма широк – от почти немедленного распада семьи до того, что уход за вами становится единственной целью и смыслом жизни всех родственников. Конечно, всегда существует наилучшее решение, но оно является наилучшим для данной конкретной семьи, оказавшейся в данной конкретной ситуации. · В семьях страдающих людей часто существует проблема понимания родственниками того, что человек не здоров, тех изменений и ограничений, которые накладывает его состояние. В крайних случаях встречается полное отрицание данного состояния. · Более распространенным вариантом является формальное принятие болезни. В этом случае, несмотря на то, что родственники признают сам факт существования болезни, они недооценивают отдельные ее проявления, а также тяжесть заболевания. · Недооценивая тяжесть заболевания, родственники невольно предъявляют завышенные требования к страдающим, такие же, как к абсолютно здоровым. Это приводит к взаимным обидам, упрекам и разочарованию, что, в свою очередь, может повлечь ухудшение состояния. Среди причин непринятия болезни можно выделить:
  1. Недостаток информации о болезни.
  2. Боль, связанную с потерей близкого таким, каким его знали и любили.
  3. Боль от утраты надежд на будущее и несбывшихся ожиданий.
  4. Страх социальной изоляции.
  5. Непонятность поведения больного.
· Особой ситуацией является сокрытие болезни членами семьи друг от друга. Зная диагноз и прогноз заболевания, родственники скрывают его. Они опасаются, что эта информация для него будет разрушительна и повлечет ухудшение состояния. В свою очередь, страдающий чувствует невыносимость своего заболевания для родственников. Поэтому он начинает ее скрывать от самого себя (не признает себя больным)или винит себя в том, что причиняет боль своим родным. Он страдает от этого и не может обсуждать свои чувства по поводу болезни с семьей. Поведение членов семьи и взаимоотношения должны основываться на следующих правилах:
  • стремление к выполнению определенного режима и распорядка дня;
  • избегание эмоциональных сцен и стрессовых ситуаций;
  • обращение и просьбы к больному должны облекаться в спокойную и убедительную форму;
  • очень важен стиль разговора: говорить в семье следует медленно, спокойно, четко, давать распоряжения или задавать вопросы по одному, выслушивать ответ полностью, не перебивать говорящего, не говорить о нем в его присутствии в третьем лице, как будто бы его нет здесь (даже если кажется, сто он не слышит разговора);
  • следует избегать критики больного, даже если нужно сделать замечание, то оно должно касаться только одного какого-то поступка, а не качества человека или его всего в целом;
  • следует внушать больному уважение к самому себе, сознание собственной ценности и уникальности, одобрять его успехи и достижения, как бы малы они не казались;
  • не следует разубеждать больного в его ошибочных убеждениях, что обычно не приносит результата и часто заканчивается ухудшением семейных отношений, нарушением взаимного доверия;
  • следует поощрять поддержание личной гигиены и соблюдение других повседневных правил жизни больным в семье;
  • важно обеспечить пациенту как возможность общаться с людьми, так и возможности уединения, когда это нужно.
  Аспекты обучения пациентов В процессе обучения пациента необходимо учитывать целый ряд психологических факторов, которые существенно влияют на результаты обучения. Каждый из этих факторов может оказаться невидимым барьером, тормозящим или вовсе блокирующим наши "послания" к пациенту. Знание психологических факторов позволяет наметить определенные пути, благодаря которым медсестры смогут лучше обучать пациентов и помогать им в осуществлении сестринских и врачебных планов. Степень принятия заболевания. Любое серьёзное заболевание сильно меняет восприятие человека, снижает самооценку, часто заставляет занять оборонительную позицию и использовать серию защитных механизмов для уменьшения тревоги из-за ощущения ухудшения жизни. Процесс этот динамический и, как правило, представляет собой ряд последовательных стадий принятия заболевания или "скорби по здоровью". Давайте рассмотрим пять последовательных стадий принятия заболевания. 1. Отрицание. На этой стадии пациент в результате шока отвергает саму возможность наличия у него заболевания. ("Такого не могло со мной случиться, у меня нет этой болезни…"). Сестра может неправильно оценить состояние пациента на этой стадии, считая, что пациент не хочет понимать серьёзности заболевания. Обучение на этой стадии неэффективно. 2. Бунт. Позиция пациента: "За что мне это? Кто-то должен за это ответить!". Обучение на этой стадии также не даст результатов. А поведение пациента может способствовать формированию у сестры ошибочного суждения о "сложности характера" и агрессивности данного пациента. Подобные суждения могут стать препятствием для последующего общения. 3. Торговля. Появляется первое осознание нового состояния - болезни. Пациент соглашается на лечение, однако часто оспаривает назначения: "Хорошо, я согласен на введение инсулина, но…..только один раз в день". Неполное принятие заболевания ведет к неполному согласию с лечением, режимом, диетой. Медицинских сестер и врачей это раздражает и часто приводит к ультиматуму: "Или Вы выполняете все, что назначено, или лечитесь сами!". На этой стадии обучение затруднено, т.к. пациент может неправильно воспринимать, искажать медицинскую информацию. 4. Самоанализ. На этой стадии пациент осознаёт свое заболевание и задается вопросом: "Смогу ли я с ним справиться?". В душе пациента борются уныние и надежда. Пациент становиться более спокойным и способным к сотрудничеству, он испытывает огромный интерес к обучению. Медперсонал же, помня о сложностях предшествующих стадий, недооценивает новые возможности пациента и не предоставляет ему возможностей обучения. 5. Принятие. Завершающая стадия сложного и болезненного психологического процесса. Пациент осознаёт, что с этим заболеванием он сможет вести нормальную жизнь. Он активен, восприимчив к медицинской информации и активно использует полученные знания. Это наилучшая стадия для обучения пациента.    
Пациенты приветствуют ведущего. Отвечают на задаваемые вопросы. Пример, Ева: Все хорошо у нас с Евочкой. Мы по прежнему вместе, везде и всегда. Пример, Марго: Ничего нового не произошло, все как было, так и есть.     Показ пациентам блок схемы №1. Объяснить ее для лучшего понимания. «Всего ли вам понятно?» Обращение к группе. «Как дело обстоит в ваших семьях?» Пример, Костя: мой отец считает, что я абсолютно здоров, а то, что я не могу без сопровождения друга посещать магазин, ездить в общественном транспорте, да он говорит что я избалован просто». Обращение к группе. «Сейчас мы выделим с вами вместе общие правила поведения вас и вашей семьи». Пациенты предлагают свои варианты. Пример, Серега: «осознание что любое мое состояние требует периода привыкания». Демонстрация блок-схемы №2. Объяснение и пояснения. Направить пациентов на действия по одной из схем. Обращение к пациентам. «Как Ваше самочувствие? Все ли Вы поняли из пройденного на сегодняшнем занятии? Какие выводы вы сделали?» Пример, Ева 1: «Я поняла, что нужно предложить моей семье пройти обучающее занятие для более лучшего понимания моего состояния».

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: