Зубенко Вера, Кирюхина Софья (203 группа)




Некоторые вопросы обеспечения пожарной безопасности в лесах.

Леса имеют важнейшее климаторегулирующее, водо- и почвозащитное значение. Положение с их охраной и использованием оказывает прямое воздействие на возможность реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Однако уже на протяжении многих лет одной из ключевых проблем в лесной сфере остаётся обеспечение пожарной безопасности.

Лесные пожары являются стихийным бедствием, которое ежегодно уничтожает огромные площади лесных насаждений и становится причиной гибели людей. Каждый год в России насчитывается более 18 тыс. лесных пожаров, около 80 % которых происходят по вине человека. Возникновение и распространение лесных пожаров, переход огня на населенные пункты и на объекты инфраструктуры – это постоянная проблема всей Российской Федерации. Особенно остро стоит данная проблема в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Обращаясь к статистике, представленной на оф сайте гринпис в России, можно увидеть следующие данные. Так, с начала 2018 года площадь, пройденная лесными пожарами составила 6 675 713 га. (по состоянию на 9 мая 2018 г.). При этом 70 % площади приходится на Дальневосточный федеральный округ

Вместе с тем необходимо отметить, что, по экспертной оценке, динамика снижения количества и площадей лесных пожаров в настоящее время отсутствует.

Обращаясь к законодательной базе в области обеспечения пожарной безопасности в лесах в Российской Федерации, следует выделить следующие НПА (СПИСОК НПА)

Далее перейдём к непосредственному рассмотрения вопроса пожарной безопасности в лесах, и для этого обратимся к ЛК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров, которая осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81–84 ЛК РФ.

Следует отметить, что действие ЛК РФ в области охраны лесов от пожаров распространяется только на леса, произрастающие на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности и на землях особо охраняемых природных территорий. В свою очередь, предотвращение природных пожаров, пожаров, возникших в результате незаконного выжигания сухой растительности и ее остатков, а также тушение пожаров, не относящихся к перечисленному перечню осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Следует отметить, что в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами — с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях наиболее оптимальной и эффективной ликвидации негативных последствий нарушения пожарной безопасности(так называемое лесопожарное зонирование) (ч. 2 ст. 51 ЛК РФ).

В ч. 4 ст. 51 ЛК РФ также фактически определены два основных направления охраны лесов от пожаров: охрана лесов от пожаров включает выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Отдельно следует акцентировать внимание и на том, что ЛК РФ во многом перенес центр тяжести в области охраны лесов от пожаров от государства на лесопользователей, которые используют леса на основании проекта освоения лесов. В соответствии с ч. 8 ст. 51 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком.

Рассматривая вопрос выполнения мер пожарной безопасности в лесах, следует выделить следующие направления: предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров и иные меры пожарной безопасности в лесах (ст. 53 ЛК РФ). Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как уже было отмечено выше, вопросы пожарной безопасности являются для нашей страны крайне актуальными, а потому постоянно совершенствуется их правовое регулирование, внедряются новые технологии и механизмы для эффективной реализации правовых актов на практике. Так, в 2016 г. была проведена значительная законотворческая и организационная работа, направленная на профилактику и борьбу с лесными пожарами. Федеральный закон от 23 июня 2016 гг. № 218‑ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений» внес в законодательство в области охраны лесов от пожаров кардинальные изменения, направленные на обеспечение эффективной координации действий различных ведомств и структур в целях профилактики и борьбы с лесными пожарами, а также повышения ответственности всех участников лесных отношений, включая граждан. Лесным пожарным вернули право на использование технологий искусственного вызывания осадков в целях тушения лесных пожаров и взрывчатых веществ для создания противопожарных минерализованных полос в рамках борьбы с лесными пожарами. Кроме того была повышена степень персональной ответственности высших должностных лиц регионов за готовность к пожароопасному сезону.

Постановлением от 5 октября 2016 г. № 1000 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Развитие лесного хозяйства” на 2013—2020 годы» установлены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования в рамках реализации государственной программы.

В то же время следует заметить, что многие вопросы остаются неурегулированными.

Так, не решены вопросы частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Имеет место существенное сокращение сил и средств предупреждения и тушения лесных пожаров. В отдельных регионах их наличие сегодня не соответствует установленным нормам. Основными причинами этого являются: расторжение договоров аренды; опережающее старение и выбытие специальной техники; оптимизация численности учреждений и организаций, привлекаемых для тушения лесных пожаров; приведение в соответствие с утвержденными нормативами обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Кроме того, организационные и финансовые проблемы в МЧС России привели к увольнению в последние время более 10 тыс. человек. На 70 % сократилась численность государственного пожарного надзора. На начало 2016 г. долги МЧС России перед пожарными превысили 4,5 млрд руб.

Другой причиной увеличения пройденных лесными пожарами площадей и величины ущерба от них является несвоевременность введения режима чрезвычайной ситуации. Законодательством предусмотрено привлечение МЧС России к тушению лесных пожаров только в случае объявления режима чрезвычайной ситуации и угрозы населенным пунктам и объектам экономики. Но отсутствие своевременных решений местных органов власти об объявлении чрезвычайной ситуации не позволяет привлекать необходимые силы и средства МЧС России.

Говоря о мерах обеспечения пожарной безопасности в лесах, следует акцентировать внимание и на мерах уголовной (ст. 261 УК. Уничтожение или повреждение лесных насаждений) и административной ответственности (ст.8.32 КОАП Нарушение правил пожарной безопасности в лесах.).

Ст. 261 УК РФ предусматривает ответственность в случаях уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также в случаях уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия.

Коап РФ предусматривает наступление ответственности в след ситуациях: в случае нарушения правил пожарной безопасности в лесах, при выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности, при нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, а также в случае нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека

Так же стоит отметить, что Федеральным законодательством Российской Федерации предусмотрено безусловное возмещение причинённого лесам вреда лицами, их причинившими (вред возмещается добровольно или в судебном порядке – ст. 100 Лесного кодекса РФ и ст. 1064 Гражданского кодекса РФ). Однако изучение судебной практики свидетельствует о том, что в результате уничтожения или повреждения лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём или иными источниками опасности провести восстановительные работы практически не представляется возможным, учитывая специфику лесных пожаров (быстрое распространение огня, площадь пожара и др.), особенно если уничтоженный или повреждённый

Обращаясь к судебной практике, нам хотелось бы привести следующий интересный пример:

 

Подводя итоги, нам хотелось бы подчеркнуть, что охрана лесов от пожаров должна стать важным направлением государственной политики, обеспечивающим экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов. Система охраны лесов должна реагировать на существенно меняющиеся природные условия и вырабатывать новые эффективные подходы для решения проблем в сфере пожарной безопасности. Профессионально отлаженное взаимодействие различных структур для борьбы с лесными пожарами должно играть ключевую роль в обеспечении пожарной безопасности лесов, т.к. именно такое сотрудничество способно порождать совместные инициативы по мониторингу и оценке пожаров, что позволяет оперативно использовать информацию и тактически грамотно действовать в сложившейся ситуации. Тем самым, по нашему мнению, будет обогащаться правоприменительная и правореализационная практика и будет наблюдаться тенденция к снижению количества площадей лесных пожаров

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: