Из материалов группового тренинга




ТРЕНИНГ. «ЯЗЫКИ ЛЮБВИ. ПОДАРКИ»

Получение подарков

 

Подарки – это визуальное олицетворение любви.

Г. Чепмен

 

Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.

Габриель Гарсиа Маркес

 

1. «Подарок, который помню…»

 

Каждый из нас в течение жизни получал сотни разных подарков. Среди них были банальные и эксклюзивные, большие и маленькие, дорогостоящие и не очень, купленные и сделанные своими руками… Поделитесь примерами того, насколько важны подарки разного типа в разных культурах, семьях и в отношениях с разными людьми. Как они выражают любовь и почему они ценны?

Вспомните и расскажите группе о самом запомнившемся подарке вашей жизни? Что это за подарок? От кого вы получили его? Почему до сих пор он памятен вам?

 

Эстафета подарков

 

Цели:

• обсудить идеи, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе общения;

• способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации на партнере;

• развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной невербальной коммуникации.

Размер группы: оптимальный размер группы – 12–15 человек, иначе упражнение может затянуться.

Материалы и оборудование: доска или флип-чарт с маркером для записи результатов обсуждения.

Время: 10–20 минут.

 

Ход упражнения

 

Группа сидит в кругу.

– Последние исследования психологов показывают, насколько важен язык тела, мимика, жест в коммуникации. Ведущий знакомит группу с одним из ярких текстов, подтверждающих этот тезис – фрагментом из романа М. Сервантеса «Дон Кихот» (см. ТЕКСТЫ-КЛЮЧИ).

Тело, мимика, жест в невербальной коммуникации несут ту же смысловую нагрузку, что слово в звучащей речи. Если в использовании этого невербального языка мы будем неточны, то и результат сообщения или общения будет такой же: как будто мы постоянно путались в словах, запинались, не могли сформулировать свою мысль. Я предлагаю проверить, насколько каждый из нас владеет инструментами для общения без слов. Упражнение «Эстафета подарков» поможет нам убедиться в важности невербальной коммуникации, а затем обсудить идеи, связанные с эффективной передачей информации без слов.

Задание таково: игрок, сидящий справа от меня, передает своему соседу справа некий «подарок». Вручение будет производиться молча, поэтому единственная информация, которой и игроки, и команда будут обладать – это пантомимическая игра дарящего. Получив «подарок», его счастливый обладатель должен понять, чем же его одарили, а затем передать тот же «подарок» своему соседу справа. Желательно при этом добавить к акту дарения какие-то новые детали, конкретизирующие суть «подарка». Так наш «подарок» пройдет всю цепочку игроков, пока не достигнет последнего участника. Он-то и объявит нам (на этот раз – словами!), что за «подарок» он получил. После этого мы пройдем цепочку в обратном направлении, и каждый из игроков объявит, так ли он лично представлял себе смысл полученного «подарка», не произошел ли где-то сбой в понимании…

 

Завершение

 

Если в игре произошло недопонимание, проверяем, что послужило причиной ошибки, неверной трактовки «подарка». Выясняем, что показалось игрокам наиболее сложным. Как дарить подарок, чтобы выразить нашу искреннюю любовь, уважение и внимание? Как принимать подарок так, чтобы дарителю было ясно: мы благодарны ему за проявление внимания и выражение искренних чувств?

Обсуждаем арсенал выразительных средств в невербальном общении и принципы их адекватного использования.

 

Тексты-ключи

 

Дон Кихот отправляет Санчо Панса к своей возлюбленной – Дульсинее и так наставляет верного оруженосца:

– Напряги свою память, да не изгладится из нее, как моя госпожа тебя примет: изменится ли в лице, пока ты будешь излагать ей мою просьбу; встревожится ли и смутится, услышав мое имя… если же примет тебя стоя, то наблюдай, не будет ли переступать с ноги на ногу… не повторит ли свой ответ дважды или трижды; не превратится ли из ласковой в суровую или же, напротив того, из угрюмой в приветливую; поднимет ли руку, чтобы поправить волосы, хотя бы они были у нее в полном порядке; одним словом, сын мой, наблюдай за всеми действиями ее и движениями, ибо если ты изложишь мне все в точности, то я угадаю, какие в глубине души питает она ко мне чувства; должно тебе знать, Санчо, если ты этого не знаешь, что действия и внешние движения влюбленных, когда речь идет об их сердечных делах, являют собой самых верных гонцов, которые доставляют вести о том, что происходит в тайниках их души…

(Сервантес, 1954)

 

 

3. «Подарки! Подарки? Подарки…»

 

Цели:

• через игру познакомиться с ценностями и ожиданиями участников группы;

• создать радостную атмосферу, свободную, творческую, активную.

Материалы и оборудование: много разнообразных подарочных упаковок – свертки, пакеты, коробки и коробочки, в цветной и газетной бумаге, с ленточками, в целлофане… и без; количество подарочных упаковок должно превышать количество участников группы; кроме того, ткань или ковер, на которые можно разложить все это великолепие посередине комнаты.

Время: от 60 до 90 минут.

 

Ход упражнения

 

С самого начала важно предупредить: свертки, коробки, пакеты с подарками – НЕ ОТКРЫВАТЬ!

Ведущий обращается к группе с приветствием и объявляет, что сегодня у каждого из участников есть возможность выбрать себе подарок! Подарки сложены в центре комнаты. Можно обойти все это великолепие, осмотреться, решить, что и почему стоит выбрать!

(Как вариант может быть задан и такой вопрос: ваш супруг/супруга приготовил для вас замечательный подарок. Каков он? Выберите его среди разнообразия подарков!)

Через 7–10 минут ведущий просит всех занять свои места (подарки остаются на месте – в центре комнаты) и приглашает группу к обсуждению игры.

 

Вопросы для обсуждения

 

• Что вы почувствовали, когда ведущий объявил условия игры? Когда стало понятно, что разворачивать подарочную упаковку нельзя?

• Любите ли вы сюрпризы? Ваше отношение к неожиданным подаркам, к подаркам вообще?

• Что такое для вас: получать/дарить подарки? Что вам приятнее: получать или дарить? Почему?

• Что находится в «вашей» коробке? Расскажите о «своем» подарке! Как вы поняли, что это именно «ваш» подарок?

 

4. «Я как подарок…»

 

Цели:

• развить способности составления психологического портрета человека;

• освоить активный стиль общения и развить в группе отношения творческого содружества, открытости и партнерства;

• помочь членам группы разобраться в себе, преодолеть внутренние барьеры, неуверенность, скованность.

Размер группы: не важен.

Материалы и оборудование: не требуются.

Время: от 30 до 45 минут, в зависимости от количества участников.

 

Ход упражнения:

Инструкция:

 

– Игра, которую мы сейчас проведем, называется «Я как подарок…». Не обязательно ведь дарить людям плюшевых медведей, музыкальные диски или конверты с деньгами. Каждый из нас может стать уникальным, неповторимым подарком для других.

Гэри Чемпен пишет:

Существует неосязаемый подарок, который иногда говорит громче, чем любой подарок, который можно держать в руках. Я называю его дарением самого себя или подарком присутствия. Быть рядом тогда, когда вашему супругу это необходимо, – очень сильный сигнал тому, чьим основным языком любви является язык получения подарков.

Итак, представим себя в виде подарка! Для тех, с кем вместе принимал участие в тренинге, для своего супруга/супруги, для каких-то других знакомых людей, а может быть, для кого-то, кого мы не знаем, но представляем, что подарок сделает его счастливее, поможет в чем-то…

Подумайте, пожалуйста, о том, что вы за подарок? Есть ли у него название? Это что-то конкретное или абстрактное? Как выглядит этот подарок? А самое важное – для кого вы предназначены? Кому этот подарок должен достаться?

 

Из материалов группового тренинга

 

• Я – кладовка, в которой масса необходимых для жизни вещей. Это такой темный, узкий, забитый разнообразными вещами чулан… Для кого я предназначена? Для того, кто не побоялся бы справиться с таким богатством!

• Я – воздушный шарик. Яркий, веселый, устремленный в небо… Я предназначен для людей, у которых, как у Олега, плохое настроение. Потому что шарик заставит их улыбнуться, поднять голову вверх, расправить плечи, вдохнуть свежий воздух…

• Я чудесный, спокойный сон. Возможность отдохнуть, набраться сил… Я – подарок своей жене, Ирине. Она выглядит очень уставшей, жалуется на напряжение на работе, сложности с проектом… Мне кажется, что я – самый актуальный для нее подарок!

 

Обсуждение

 

• Каковы ваши ощущения после окончания игры?

• Приятно ли было дарить подарки? Почему?

• Какой подарок вы бы сделали себе сами?

• От кого из присутствующих вы хотели бы получить подарок?

• От чьего подарка отказались бы и почему?

• Какие подарки показались вам самыми неожиданными?

 

Попрошу в подарок»

 

Что отдал – все твое!

Шота Руставели

 

Цели:

• поощрить эмпатическое слушание, стимулировать готовность поделиться с товарищем информацией о себе, о том, что хотелось бы совершенствовать в своих качествах, умениях, навыках;

• приобрести опыт в умении дать «обратную связь» партнерам по группе.

Размер группы: роли не играет, но все же лучше камерный состав – 12–15 участников.

Материалы и оборудование: для каждого участника – списки участников тренинга, ручки, лист бумаги.

Время: от получаса и более в зависимости от количества участников.

 

Это упражнение стоит проводить тогда, когда группа уже познакомилась достаточно хорошо, когда у участников тренинга была возможность с определенной полнотой высказаться, представить себя и свои взгляды на семейные отношения, родительские проблемы, поделиться личным опытом.

Тренер раздает участникам группы список с именами членов команды. Задание: подумать и написать против каждого имени, что бы вы попросили себе «в подарок» от этого человека. Этот подарок – то, в чем вы нуждаетесь, то, что вам кажется важным и значимым в его взглядах на семейную жизнь, воспитание детей, супружество. Возможно, вы попросите себе в подарок его умение создавать в доме легкий и праздничный настрой, чувство юмора, а может быть, попросите у другого – умение разговаривать с детьми «на равных», а у третьей – любовь к семейному застолью, а у четвертого – страсть к коллекционированию, которой он заразил детей, а еще у кого-то – умение прощать, способность ладить с родителями мужа, талант к организации семейного праздника, особый подход к ребенку-подростку, умение не сюсюкать, а говорить серьезно с малышом…

Каждый работает над списком «подарков» индивидуально. Затем тренер просит прочесть, что игроки просят себе «в подарок» от товарищей по группе. При этом стоит обратиться к участникам с предложением отметить для себя, что попросили у них другие люди. Этот список даст серьезный материал для самоанализа и повышения самооценки!

 

Завершение

 

• Как вы чувствуете себя, раздарив группе «подарки», о которых вас попросили?

• Кого удивила просьба о конкретном подарке?

• Какой подарок вам важно было бы преподнести товарищам по группе?

 

М.Кипнис

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: