1. Указание подлинного имени художника (для тех, кто работал под псевдонимом).
2. Основные этапы творческой биографии – у кого, где и как учился, в каких городах работал, чье влияние испытал.
3. Анализ конкретных произведений (описание содержания, композиции, колорита и т.д.).
4. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ самостоятельный вывод: по каким особенностям мы узнаем руку этого автора; каковы особенности той художественной школы, которую он представляет; что указывает на то, что автор работал именно в этот период.
Внимание! Выступление не должно сводиться к чтению по бумажке – в распечатанные материалы можно заглядывать, но не более того. Проверяются знания, а это то, что вы помните. Продолжительность – 5 минут.
Пункт 2 структуры в Эрмитаже сводится к минимуму, основной акцент — на пунктах 3 и 4.
Готовясь к выступлению, обязательно перечитайте свой конспект лекции и руководствуйтесь теми характеристиками конкретного периода, которые отражены в нем.
Темы семинарских занятий (Эрмитаж, 16 марта)
1. Фра Филиппо Липпи и Филиппино Липпи (для углубленного анализа: Филиппо Липпи «Видение блаженного Августина», Филиппино Липпи «Благовещение», «Поклонение Младенцу Христу») и особенности искусства кватроченто.
2. Сандро Боттичелли (для углубленного анализа: «Святой Доминик», Сандро Боттичелли «Святой Иероним») и особенности искусства кватроченто. Хотелось бы, чтобы также прозвучали такие особенности флорентийской школы живописи, как особое внимание к рисунку, линии.
3. Леонардо да Винчи (для углубленного анализа: «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта») и особенности Высокого Возрождения. Не забудьте посмотреть значение понятия «сфумато».
|
4. Рафаэль (для углубленного анализа: «Мадонна Конестабиле», «Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)») и особенности Высокого Возрождения.
5. Джорджоне (для углубленного анализа: «Юдифь», «Мадонна с Младенцем в пейзаже») и особенности Высокого Возрождения.
6. Тициан (для углубленного анализа: «Даная» (не уверена, что она сейчас на месте), «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян») и особенности позднего Возрождения (как я говорила, Тициан принадлежит двум периодам — Высокому и позднему Возрождению, но в этом зале представлены только работы относящиеся к позднему Возрождению).
7. Веронезе (для углубленного анализа: «Поклонение волхвов», «Оплакивание Христа (Пьета)») и особенности позднего Возрождения.
8. Микеланджело (для углубленного анализа: «Скорчившийся мальчик») и особенности позднего Возрождения.
Внимание! Я предложила тем больше, чем студентов в группе, чтобы расширить возможность выбора. Те, кто выберет 2 темы, либо получит бонус, либо может не брать тему для занятия 18 марта.
Еще: студенты, которые выберут работы, относящиеся к Высокому Возрождению, должны будут обыграть применительно к этим работам понятие «гармония», т. е. увидеть в них баланс между: динамикой и статикой, божественным и человеческим, вниманием к деталям и умением обобщать.
Темы семинарских занятий (Малая Посадская, ауд. 101, 18 марта)
1. Филиппо Брунеллески и Флоренция XV века (для углубленного анализа: купол собора Санта Мария дель Фьоре, капелла Пацци, палаццо Питти (центральная часть)). Задача выступления – на примере творчества Ф.Брунеллески раскрыть особенности архитектуры Флоренции периода кватроченто.
|
2. Микеланджело и его работы в Риме (для углубленного анализа: план собора Св.Петра, купол собора Св.Петра, ансамбль площади Капитолия). Задача выступления – раскрыть основные достижения архитектуры чинквеченто. Прошу сравнить план собора Св.Петра Микеланджело с планом Браманте.
3. Андреа Палладио и его работы в Виченце (для углубленного анализа: Вилла Ротонда, театр «Олимпико», палаццо Кьерикати (последнее – по желанию)). Задача выступления – на примере творчества Палладио раскрыть одну из двух ключевых тенденций в архитектуре чинквеченто.
4. Замки Луары (на примере замка Шамбор). Внимание! Не нужно подробно рассказывать историю замка, акцент — на архитектуре Франции эпохи Возрождения.
5. Архитектор Лоренцо Бернини (для углубленного анализа на выбор: площадь Святого Петра (пьяцца Сан Пьетро), фонтан «Тритон» (или фонтан «Четырех рек» - по желанию), кафедра собора Св.Петра в Риме. Задача выступления – раскрыть особенности архитектуры стиля барокко.
6. Ж.Ардуэн-Мансар, Л.Лево, А.Ленотр. Дворцово-парковый ансамбль в Версале (Франция). Задача выступления – представить такое явление в искусстве XVII в., как «барочный классицизм». Внимание! В сообщении речь должна идти только по памятниках XVII века (дело в том, что постройки в Версале возводились и позднее).
7. Творчество Яна ван Эйка (для анализа - «Гентский алтарь» и «Мадонна канцлера Роллена»). В выводе постараться сформулировать отличие Северного Возрождения от Южного.
8. Творчество Эль Греко. Для анализа: «Апостолы Петр и Павел» (находится в Эрмитаже, но сейчас отсутствует на месте), «Погребение графа Оргаса»; можно взять еще 1 любую работу по выбору — например, «Лаокоон» и «Вид Толедо».
|
9. Творчество Альбрехта Дюрера. Для анализа — автопортреты и хотя бы одна из следующих гравюр: «Меланхолия», «Всадники Апокалипсиса», «Рыцарь, смерть и дьявол». В выводе постараться сформулировать отличие Северного Возрождения от Южного.
10. Творчество Караваджо. Для анализа - «Лютнист» (из Эрмитажа, сейчас отсутствует на месте) и одну из следующих работ: «Положение во гроб», «Призвание апостола Матфея», «Обращение Савла». В выводе изложить главные особенности творчества, приведшие к появлению целого течения «караваджизм».
Темы семинарских занятий (Эрмитаж, 21 марта)
XVII век:
1. Лука Джордано. «Битва лапифов с кентаврами».
2. Джузеппе Маццуола. «Гибель Адониса» (скульптура).
3. Веласкес. «Завтрак», «Портрет герцога Оливареса».
4. Рубенс. «Союз Земли и Воды», «Удаляющийся Меркурий», «Портрет камеристки».
5. Рубенс. «Вакх», «Персей и Андромеда», «Снятие с креста» (можно взять 2 работы).
6. Антонис ван Дейк. «Семейный портрет», «Автопортрет», «Мадонна с куропатками», «Апостол Петр».
7. Рембрандт. «Даная», «Флора», «Жертвоприношение Авраама».
8. Рембрандт. «Снятие с креста», «Возвращение блудного сына», «Старик в красном».
9. Паулюс Поттер (художник-анималист). «Ферма», «Наказание охотника», «Цепная собака».
10. Пуссен. «Танкред и Эрминия», «Пейзаж с Полифемом».
11. Клод Лоррен. «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» (можно взять 2 любых работы).
12. Лукас Кранах Старший. «Венера и Амур», «Мадонна с Младенцем под яблоней», «Женский портрет». В выводе — особенности Северного Возрождения.
Внимание! Постарайтесь при распределении тем сделать так, чтобы обязательно было представлено (хотя бы одним сообщением) искусство таких стран, как Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Франция XVII века. Т.е. чтобы не получилось так, что по какой-то стране сообщения не будет. Последняя из перечисленных тем относится к Северному Возрождению и является дополнительной. Если кто-то выберет 2 темы, то получит бонус.
ЭКЗАМЕН
При выставлении итоговой оценки будут учитываться:
1) выступления на практических занятиях (оцениваются и их количеств, и их качество);
2) заполнение таблицы, отражающей основные тенденции развития архитектуры и изобразительного искусства эпохи Возрождения и XVII столетия (структура таблицы представлена ниже);
4) ответ на один экзаменационный вопрос из размещенного ниже списка;
5) знание основных понятий учебного курса (представить словарик, включающий 8-10 понятий);
6) знание основных памятников архитектуры и изобразительного искусства Возрождения и XVII века (список размещен ниже). Состоится итоговый тест — на экран будут выведены 11-13 произведений, нужно будет указать: для Итальянского Возрождения — период (предвозрождение, раннее, Высокое или позднее), автор, название; для Северного Возрождения — страна, автор, название; для искусства XVII века — стана, стиль (барокко, классицизм), направление (реализм) или течение (караваджизм), автор, название. Разумеется, начать нужно будет с обозначения периода — Возрождение или XVII век.
Вопросы для подготовки к экзамену:
1. Архитектура и изобразительное искусство Италии периода треченто: особенности, имена, памятники (знать не менее 4-х имен и не менее 4-х памятников).
2. Архитектура и изобразительное искусство Италии периода кватроченто: особенности, имена, памятники (знать не менее 6-ти имен и не менее 6-ти памятников[1]).
3. Архитектура и изобразительное искусство Италии в период Высокого Возрождения: особенности, имена, памятники (знать не менее 6-ти имен и не менее 8-ми памятников).
4. Архитектура и изобразительное искусство Италии в период позднего Возрождения: особенности, имена, памятники (знать не менее 6-ти имен и не менее 6-и памятников).
5. Маньеризм как течение в европейском искусстве XVI в.: особенности, имена, памятники (знать в общей сложности не менее 4-х имен и примеров).
6. Северное Возрождение: особенности, имена, памятники (знать не менее 7-ми имен[2] и не менее 10-ти памятников).
7. Стиль барокко в архитектуре и изобразительном искусстве конца XVI – XVII в.: особенности, ареал распространения, имена, памятники (знать не менее 6-ти имен и не менее 10-ти памятников).
8. Стиль классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве XVII в.: особенности, ареал распространения, имена, памятники (знать не менее 5-ти имен и не менее 8-ми памятников).
9. Караваджизм как течение в европейском изобразительном искусстве XVII в.: особенности, имена, памятники (знать не менее 3-х имен и не менее 3-х памятников).
10. «Голландский реализм» XVII в.: особенности, имена, памятники (знать не менее 6-ти имен и не менее 10-ти памятников).
11. Внестилевая линия в развитии изобразительного искусства XVII в.: особенности, имена, памятники (знать не менее 6-ти имен и не менее 10-ти памятников[3]).
12. Особенности русской архитектуры и изобразительного искусства XVII в.
Основные понятия изученного раздела:
Ансамбль
«Барочный классицизм»
«Голландский реализм»
«Малые голландцы»
Барокко
Внестилевое течение (внестилевая линия)
Воздушная перспектива
Волюта
Высокое Возрождение
Караваджизм
Кватроченто
Классицизм
Линейная (прямая, научная) перспектива
Лучковый фронтон
Маньеризм
Московское («нарышкинское») барокко
Ордер[4] (уметь обозначить следующие элементы ордерной конструкции: абак, антаблемент, архитрав, база, каннелюра, капитель, карниз, стилобат, фриз, фронтон; уметь различать 5 основных архитектурных ордеров: дорический, ионический, коринфский, тосканский, композитный)
Реализм (уметь объяснить особенности реализма XVII в.)
Регулярная застройка
Сфумато
Теория пропорций
Треченто
Французский парк, регулярный парк
Чинквеченто
Основные памятники (памятники, обязательные для запоминания). Обязательное требование – уметь назвать: 1) период создания (треченто, кватроченто, Высокое Возрождение, чинквеченто, 17 век (итальянское название); 2) страну; 3) стиль или течение (там, где они могут быть указаны).Более подробно требования изложены выше, в п.6).
Архитектура эпохи Возрождения:
Филлиппо Брунеллески. Купол собора Санта Мария дель Фьоре.
Филиппо Брунеллески. Капелла Пацци.
Филиппо Брунеллески. Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции.
Донато Браманте. Темпьетто.
Микеланджело. Купол собора Св.Петра в Риме.
Микеланджело. Площадь Капитолия в Риме.
Андреа Палладио. Вилла Ротонда. Виченца.
Джакомо Бароцци да Виньола[5]. Церковь Иль Джезу. Рим.
Пьер Леско. Западный надворный фасад Лувра.
Изобразительное искусство предвозрождения и Возрождения:
Джотто. Фрески капеллы делла Арена в Падуе («Поцелуй Иуды», «Пьета»).
Симоне Мартини. «Благовещение» (Эрмитаж).
Мазаччо. «Изгнание из рая».
Донателло. «Давид».
Донателло. «Кондотьер Гаттамелата».
Пьеро делла Франческа. Портрет Федериго да Монтефельтро.
Филиппо Липпи. «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (Эрмитаж).
Сандро Боттичелли. «Весна».
Сандро Боттичелли. «Рождение Афродиты» («Рождение Венеры»).
Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря».
Леонардо да Винчи. «Мадонна в гроте» (вариант, находящийся в Лувре).
Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа» (Эрмитаж).
Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта» (Эрмитаж).
Рафаэль. «Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж).
Рафаэль. «Сикстинская мадонна».
Рафаэль. «Афинская школа».
Микеланджело. «Пьета» (собор Св.Петра).
Микеланджело. «Давид».
Микеланджело. Росписи Сикстинской капеллы (плафон и «Страшный суд»[6]).
Микеланджело. «Скорчившийся мальчик» (Эрмитаж).
Тициан. «Портрет неизвестного с серыми глазами» («Портрет Ипполито Риминальди».