Срок реализации учебного предмета




При реализации программы «Основы фотокомпозиции» продолжительность учебного года составляет 33 недели.

Согласно учебному плану изучение дисциплины начинается с 1-го класса и заканчивается во 2-ом классе с максимальной учебной нагрузкой 1 час в неделю.

Самостоятельная работа учащихся составляет 2 часа в неделю на протяжении всего периода обучения и предполагает выполнение заданий по разделам, а также изучение специальной дополнительной литературы.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общий объем времени по учебному предмету «Основы фотокомпозиции» при 2-летнем сроке обучения составляет 66 учебных часов (1-2 класс). Из них аудиторные занятия - 66 часов, самостоятельная работа - 132 часа.


Цель и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета:

- Понятие о композиции как о главном формообразующем факторе произведения искусства;

- Достижение цельности зрительного восприятия как главная задача в работе над композицией;

-Понятие о картинной плоскости, а об также основных классических способах её освоения.

-Усвоение понятий и терминов, используемых при работе над композицией, при анализе любого произведения искусства с точки зрения композиции.

-Развитие творческого воображения, фантазии, наблюдательности и зрительной памяти как важнейших элементов композиционного мышления;

Задачи учебного предмета:

- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартных уроков контроля знаний - обеспечить усвоение учащимися знаний основ фото - видеоискусства: важнейших факторов, понятий, композиционных законов и теорий, языка,

фотографии, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии с требованиями фото-, видеообразования.

- сформировать умение образно воспринимать окружающую действительность.

- воспитать активность, самостоятельность.

- последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;

 

знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;

- изучение выразительных возможностей тона и цвета;

- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Знания, полученные при изучении курса «Основы фотокомпозиции», учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных облас­тях знаний. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на Web-странице или импортировано в ‘документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Основы фото-видео съемки», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области создания художественных фотографий, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности. Композиция» является важнейшим предметом на протяжении всего курса обучения в

детской художественной школе. Критерии композиции вводятся при анализе и оценке любой учебной работы на каждом этапе её выполнения, независимо от жанровой принадлежности.


Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Основы фотокомпозиции» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность уроков - 45 минут.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса организована в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками, например «Составление плоскостной композиции с явным преобладанием контрастных форм». В каждом уроке материал излагается следующим образом:

1. Повторение основных понятий и методов для работы с ними.

2. Ссылки на разделы учебного пособия, которые необходимо изучить перед выполнением заданий урока.

3. Основные приемы работы. Этот этап предполагает самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.

4. Упражнения для самостоятельного выполнения.

Проекты для самостоятельного выполнения.

Теоретическую и прикладную часть курса (на усмотрение препода­вателя) можно изучать параллельно, чтобы сразу же закреплять теорети­ческие вопросы на практике.


Наименова- ние раздела Общий объем времени (в часах)   Темы  
      Макс. Уч. Нагр. Лек ция Прак тика  
  Введение     - Восприятие изображения человеком  
Организация плоского пространства  
    Законы композиции             Понятие Композиция  
Целостность в композиции  
Равновесие в композиции  
Подчиненность в композиции  
Лаконичность в композиции  
    Типы композиции             Замкнутая и открытая композиция  
Симметричная и асимметричная композиция  
Статичная и динамичная композиция  
    Приёмы и выразительные средства композиции             Силовые линии (поля, композиционые оси, золотое сечение  
Ритм и метр  
Контраст и нюанс  
Тональность  
Линейная перспектива. Изображение глубины пространства.  
Тональная и воздушная перспектива  
  Промежуточная аттестация     - Промежуточная аттестация  
Всего: 33 часа  
 

Тематический план на I-й год обучения

Тематический план на II-й год обучения

Наименова- ние раздела Общий объем времени (в часах)     Темы
Макс. Уч. Нагр. Лек ция Прак тика
    Компози-ция цвета       Колористическое решение снимка. Цвет, как изобразительное средство
Особенности композиции цветного снимка.
Освещение цветного снимка
  Компо-новка изображе-ния       Фотопасьянс
Тональное единство
Компоновка. Конструкция. Композиция
Активные линии
Изобразительная плоскость
Пространство в плоскости
Конструктивные связи
Изобразительные и смысловые связи
  Связи как язык         Связи подобия и контраста
Связи внешние и внутренние
Связи не реальных форм
Единство подобных и реальных форм
Соразмерность и пропорциональность
  Цело-стность композиции       Единство компановки и рамки
Диагональные композиции
Единство компановки
  Итоговая аттестация     - Итоговая аттестация
Всего: 33 часа

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание I-го года обучения

1. Введение

1.1. Восприятие изображения человеком

Фотография, как объект материальной действительности. Понятие Творчество. Понятие изображаемое и изображение. Зрительное и логическое восприятие.

1.2. Организация плоского пространства

Смысловая составляющая фотографии. Изобразительная составляющая фотографии. Принцип удержания внимания зрителя. Понятие организация. Организация плоского изображения.

2. Законы композиции

2.1. Понятие Композиция

Понятие кадрирование. Понятие композиция. Понятие плохая композиция.

2.2.Целостность в композиции

Понятие целостность. Разбор и анализ классических примеров фотографий на предмет целостности. Составление аппликации с подчеркнутой целостностью композиции.

2.3.Равновесие в композиции

Понятие равновесие. Разбор и анализ классических примеров фотографий на предмет равновесия. Составление аппликации с подчеркнутым равновесием композиции.

2.4.Подчиненность в композиции

Понятие подчиненность, сюжетный центр. Разбор и анализ классических примеров фотографий на предмет подчиненности и сюжетных центров. Составление аппликации с подчеркнутой подчиненностью композиции.

2.5.Лаконичность в композиции

Понятие лаконичность. Разбор и анализ классических примеров фотографий на предмет лаконичности. Составление аппликации с подчеркнутой лаконичностью композиции.

3. Типы композиции.

3.1. Замкнутая и открытая композиции

Понятие замкнутой и открытой композиции. Особенность замкнутой и открытой композиции. Использование замкнутой и открытой композиции. Характерные черты замкнутой и открытой композиции. Передача характера с помощью замкнутой и открытой композиции.

3.2. Симметричная и асиметричная композиция.

Понятия асиметричной и симметричной композиции. Особенности этих композиций. Использование симметричной и асиметричной композиции. Характерные черты симметричной и асиметричной и симметричной композиций. Передача характера с помощью этих композиций.


I

Содержание II-го года обучения

 

1. Композиция цвета

1.1. Колористическое решение снимка. Цвет, как изобразительное средство

1.2. Особенности композиции цветного снимка.

1.3. Освещение цветного снимка

2. Компоновка изображения

2.1. Фотопасьянс

2.2. Тональное единство

2.3. Компоновка. Конструкция. Композиция

2.4. Активные линии

2.5. Изобразительная плоскость

2.6. Пространство в плоскости

2.7. Конструктивные связи

2.8. Изобразительные и смысловые связи

3. Связи как язык

3.1. Связи подобия и контраста

3.2. Связи внешние и внутренние

3.3. Связи нереальных форм

3.4. Единство подобных и контрастных форм

3.5. Соразмерность и пропорциональность

4. Целостность композиции

4.1. Единство компоновки и рамки

4.2. Диагональные композиции

4.3. Единство компоновки и рамки

 

 


3.3. Статичная и динамичная композиция

Понятие статичной и динамичной композиции. Особенность статичной и динамичной композиции. Использование статичной и динамичной композиции. Характерные черты статичной и динамичной композиции. Передача характера с помощью статичной и динамичной композиции.

4. Приемы и выразительные средства композиции

4.1. Силовые линии (поля, композиционные оси, золотое сечение)

Понятие силовых линий, полей, композиционных осей, золотого сечения в композиции. Использование силовых линий, полей, композиционных осей, золотого сечения в композиции. Передача характера с помощью силовых линий, полей, композиционных осей, золотого сечения в композиции.

4.2. Ритм и метр. Понятие ритм и метр в композиции. Использование ритма и метра в композиции. Передача характера с помощью ритма и метра в композиции.

4.3. Контраст и нюанс. Понятие контраст и нюанс в композиции. Использование контраста и нюанса в композиции. Передача характера с помощью контраста и нюанса в композиции

4.4. Тональность. Понятие тональность в композиции. Использование тональности в композиции. Передача характера с помощью тональности в композиции

4.5. Линейная перспектива. Изображение глубины пространства.

Понятие линейная перспектива и глубина пространства в композиции. Использование линейной перспективы и глубины пространства в композиции. Передача характера с помощью линейной перспективы и глубины пространства в композиции

4.6. Тональная и воздушная перспектива.

Понятия тональная и воздушная перспектива в композиции. Использование тональной и воздушной композиции. Передача характера с помощью этих композиций.


4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДАННОЙ ПРОГРАММЕ

 

• основные элементы композиции, закономерностей построения художественной формы

• знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

• умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте — в композиционных работах;

• умение использовать средства фотографии и ее изобразительно­выразительные возможности;

• умение находить фотографические решения для каждой творческой задачи;

• навыки работы по Композиции

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

1) Создавать фотографические изображения с применением знаний о выразительных средствах фотографий и о фотографической композиции.

3) Грамотно оценивать художественные произведения фотоискусства

4) Уметь копировать, варьировать и самостоятельно создавать

фотоизображения;

5) копировать, варьировать и самостоятельно выполнять фотоработы;

6) работать в различных техниках фотосъемки;


5. ФОРМА И МЕТОДЫКОНТРОЛЯ

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность, учет индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность (для промежуточной аттестации). В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться устные опросы и просмотр домашних заданий. Текущий контроль проводится поурочно в течение учебной четверти

Промежуточная аттестация проводится в целях определения достижений учащихся на определенном этапе обучения.

В течение учебного года качество успеваемости учащихся оценивается по десятибалльной системе, что закреплено в локальном акте ОУ "Положение о критериях успеваемости".

Формами промежуточной аттестации могут являться контрольные уроки, зачеты, контрольная работа, творческий просмотр, участие в фотовыставках и конкурсах. Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени.

Итоговая аттестация проводится в форме создания творческой работы. График промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация - во 2м полугодии. Итоговая аттестация проводится по окончании последнего года обучения в 4м полугодии.

Итоговое оценивание качества обучения проводится по пятибалльной

системе.


6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплект «Основы фотокомпозиции» состоит из учебно-методической литературы, учебно-методических пособий, индивидуальных планов, рабочих тетрадей учащихся. На уроках так же используются наглядные пособия, периодическая литература.

Материально-технические условия реализации программы.

При изучении дисциплины «Основы фотокомпозиции» рекомендуется использовать:

- Специально оборудованный кабинет;

- фото-, видеоаппаратуру;

- компьютерную технику;

- программное обеспечение.

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и

фондам аудио- и видеозаписей школьной библиотеки. Во время

самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительнЬго материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: