Краткие теоретические сведения




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

 

 

Цель работы

 

Приобретение знаний о системах классификации и типах автомобильного транспорта, практических навыков и умений различать подвижной состав по назначению и области применения, определять конструкцию тягово-сцепных устройств и требования к ним.

 

 

Краткие теоретические сведения

 

Классификация — это разделение автомобилей на группы, классы или категории в зависимости от конструкции, назначения или технических особенностей.

По назначению автомобили подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

Пассажирские автомобили предназначены для перевозки пассажиров, грузовые — для перевозки грузов. Специальные автомобили не выполняют транспортную работу, т. е. не перевозят пассажиров или грузы. Они перевозят только специальное оборудование, установленное на них. К специальным автомобилям относятся пожарные, уборочные автомобили, автомастерские, автолавки, автокраны, автовышки и т.п.

Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, не считая водителя, относятся к легковым. Свыше 8 человек — к автобусам.

Грузовые автомобили могут быть общего назначения или специализированными. Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, который может быть оборудован дугами и тентом. Специализированные грузовые автомобили предназначены для перевозки определённого вида груза. Например, панелевоз — предназначен для перевозки строительных плит и панелей, самосвал — предназначен для перевозки сыпучих грузов, бензовоз — предназначен для перевозки нефтепродуктов и т.п. Специализированные грузовые автомобили оборудуются специальными кузовами и оборудованием для перевозки того вида груза, для которого они предназначены.

Автомобили могут эксплуатироваться с прицепом, полуприцепом или прицепом-роспуском.

Прицеп — это буксируемое транспортное средство без водителя, в котором лишь незначительная часть его полной массы передается на буксирующий автомобиль.

Полуприцеп — это буксируемое транспортное средство без водителя,

 

значительная часть полной массы которого передается на буксирующий

автомобиль.

Прицеп-роспуск — это прицеп, предназначенный для перевозки длинномерных грузов, часто имеющий дышло изменяющейся длины.

Автомобиль, буксирующий прицеп, полуприцеп или прицеп-роспуск, называется тягачом.

Тягач, предназначенный для буксировки полуприцепа, оборудуется опорно-сцепным устройством (другое название – седельно-сцепное устройство или просто седло) и называется седельным тягачом.

Состав транспортных средств, состоящий из тягача и буксируемого им одного, двух или нескольких прицепов (полуприцепов, прицепов-роспусков), называется автопоездом (автомобильным поездом).

Грузовые прицепы и полуприцепы, так же, как и грузовые автомобили, могут быть общего назначения и специализированными.

Все типы автомобилей, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения транспортных и нетранспортных работ: перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования для производства различных операций образуют подвижной состав автотранспорта.

Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей различных типов, а также прицепов и полуприцепов, буксируемых автомобилями. Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок.

Для соединения с автомобилем – тягачом прицепы имеют дышло 2 (рисунок 1.1). Дышло соединяют с тягачом при помощи тягово-сцепного устройства (ТСУ). Тягово-сцепные устройства могут иметь различную конструкцию. Требования к тягово-сцепным устройствам изложены в Правилах № 55, 102 Европейской экономической комиссии Организации объединённых наций.

Полуприцепы оборудуются опорной площадкой, в центре которой располагается шкворень 5 (рисунок 1.1, г), который входит в пазы захватов опорно-сцепного устройства тягача. Опорно‑сцепное устройство иначе называется седельно-сцепным устройством или просто седлом. Тягач, предназначенный для буксировки полуприцепа и имеющий опорно‑сцепное устройство, называется седельным тягачом. Отцепленный от седельного тягача полуприцеп опирается на поддерживающую стойку (суппорт) 4 (рисунок 1.1, г).

Прицеп-роспуск (рисунок 1.1, в), применяют для перевозки длинномерных грузов. Грузы, уложенные в кузов автомобиля-тягача, поддерживаются прицепом-роспуском. Он имеет поворотный конник 3 — опорную поворачивающуюся балку, обеспечивающую правильное размещение груза. Дышло 2 прицепа-роспуска выполняется иногда раздвижным.

Для обеспечения устойчивого положения в отцепленном состоянии одноосные прицепы могут иметь переднюю 1 (рисунок 1.1, а), и (или) заднюю подставки.

 

 

 

а – одноосный прицеп; б – двухосный прицеп; в – прицеп-роспуск;

г – двухосный полуприцеп

Рисунок 1.1 – Прицепной состав

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Дать определение подвижного состава автотранспорта и понятие его классификации.

2. Классифицировать подвижной состав по назначению. Дать характеристику каждому типу автотранспорта.

3. Дать понятие прицепа и тягача. Классифицировать прицепы по видам и области применения.

4. Сформулировать назначение ТСУ и его составляющих. Определить виды ТСУ в зависимости от типа прицепа.

5. Охарактеризовать грузовой подвижной состав и понятие автопоезда.

6. Найти информацию пользуясь литературными источниками или электрон-ными ресурсами об автопроизводителях бывшего СССР и СНГ. В объёме 3-5 стр. изложить краткую историю, местонахождение, хронологию деятельности, вид выпускаемой продукции завода-изготовителя (её особенности и характеристики). Выписать полный модельный ряд автопарка. Выбор автопредприятия производить по вариантам таблицы 1.1 (по номеру в списке группы).

Таблица 1.1 – Варианты заданий для самостоятельной работы

 

Вариант            
Завод-изготовитель АЗЛК БАЗ БЕЛАЗ Богдан ВАЗ ГАЗ
 
Вариант            
Завод-изготовитель ЕРАЗ ЗАЗ ЗИЛ ЗИС ИЖ КАВЗ
 
Вариант            
Завод-изготовитель КАЗ КАМАЗ КРАЗ ЛАЗ ЛИАЗ ЛУАЗ
 
Вариант            
Завод-изготовитель МАЗ ПАЗ РАФ МАЗ УАЗ УРАЛ
 
Вариант            
Завод-изготовитель ХАЗ ЗИЛ МАЗ ПАЗ РАФ МАЗ

 

 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

ИНДЕКСАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

 

 

Цель работы

 

Приобретение знаний о системах индексации и сертификации автомо­билей, практических навыков и умений различать по индексам марки транспортных средств, их класс и объем двигателя, габариты и максимально допустимую массу, возможные модификации и переходные модели транспорта.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: