В Статье 20 «Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» определены требования к инновационной деятельности в сфере образования:
«1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.
4. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику». Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
В педагогических исследованиях под инновационным процессом понимается «комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств», а инновационный процесс в сфере образования трактуется как «обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания» [Зарипова Г. М. Инновационные процессы в образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011. Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagog/xi/25885].
Таким образом, целью инновационных процессов в образовании является развитие образовательной организации как педагогической системы и достижение более высоких качественных результатов образовательной деятельности, повышение конкурентоспособности образовательной организации.
Важнейшими действиями руководителя инновационной образовательной организации являются:
постановка стратегических и тактических целей,
анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска,
анализ инфраструктуры и возможностей учреждения,
диагностика реально сложившейся ситуации,
прогнозирование развития общеобразовательной организации,
поиск источников творческих идей и их финансирования,
стратегическое и оперативное планирование,
управление научными и методическими разработками,
совершенствование организационных структур,
анализ и оценка эффективности инноваций,
разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга,
диверсификации и управление рисками
разработка и осуществление единой инновационной политики;
определение системы стратегий, проектов, программ;
ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности;
подготовка и обучение педагогов;
формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды [ДжабатыроваБ.К., М.Ш. Даурова. Инновационный образовательный процесс как основа педагогической интеграции. https://yandex.ru/clck/jsredir?from; Анкудинова И.А., Селукова Т.А., Семкин А. Г. Управление образованием с использованием инноваций в образовательном учреждении. Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/579320/].
Задание
Опишите важнейшие действия руководителя инновационной образовательной организации по направлениям:
· работа с педагогическими кадрами и создание предпосылок для инновационной педагогической деятельности;
· работа с обучающимися, изучение и учёт их интересов и образовательных потребностей;
· работа с родителями и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;
· совершенствование работы внутришкольного управления и использование имеющихся в школе ресурсов;
· осуществление связей с окружающей средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;
· осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;
· осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.