Туроператоры на распутье




 

Интернет наступает. И если компании по выездному туризму могут противопоставить ему пакетные туры, оптимизацию расходов туристов, оформление визы, то операторы по России почти беззащитны перед ним. Скорее всего, и в этом году они продолжат терять клиентов

Москва. 25 января. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ – Недавняя ежегодная туристская выставка в Сочи прошла спокойно, без громких заявлений и угроз гостиниц повысить цены. Туроператоры и хотельеры демонстрировали почти полное взаимопонимание. Тем не менее перспективы операторов на летний сезон более туманны, чем даже в кризисный год. Постараемся разобраться, что сейчас происходит на рынке внутреннего туризма и к чему это может привести.

Хотя россияне, судя по результатам соцопросов и данным статистики, уже оправились от кризиса, значительного роста интереса к отдыху на российских курортах туроператоры не ожидают.

"В прошлом году мы ощутили значительный прирост продаж по сравнению с 2009 годом: люди, устав экономить, поехали в отпуска, - рассказал генеральный директор компании "РВБ-Алеан" Илья Уманский. – В этом году возможна коррекция спроса. Конечно, мы не опустимся до показателей 2009 года, но и 2010 года можем не достигнуть".

Причем, не слишком оптимистичные прогнозы туроператоров относятся в значительной мере именно к их бизнесу, а не к ситуации на курортах в целом. В последние годы все больше россиян ездят отдыхать на Черное море самостоятельно.

 

Технологии решают все

 

Как сказал "Интерфакс-Туризму" генеральный директор компании "Мульти-Тур" Алексей Высоканов, число посетителей на наиболее популярных "поисковиках", содержащих информацию о черноморских здравницах, стремительно растет.

"За он-лайном будущее. Что касается черноморского и санаторно-курортного отдыха, то эта ниша пока абсолютно свободна. Он-лайна здесь вообще нет. Операторы внутреннего рынка вообще очень отстали, они только-только приобщаются к он-лайн технологиям, - сказал он. – Только недавно крупные операторы внедрили он-лайн для агентств и осваивают его. А подбор туров по критериям есть только у "Алеана" и у нас".

А.Высоканов уверен, что операторы будут активно выходить на рынок он-лайна.

Первая ласточка уже есть – в середине марта 2011 года начнет работу новый проект "Национальная информационная курортная сеть".

Как сообщил "Интерфакс-Туризму" председатель совета директоров этой компании Анатолий Гусев, проект позволит клиентам купить номера напрямую в здравнице.

"До сих пор россияне могли лишь пользоваться "поисковиками", а затем самостоятельно связываться со здравницей и договариваться о бронировании и оплате. Это, конечно, неудобно", - пояснил он.

По его словам, для клиентов сервис будет бесплатным. Сервис охватит черноморские здравницы, Крым и Кавминводы – сначала чуть более 100 отелей, затем их ассортимент будет расширен.

Гусев называет свой проект первым такого рода на нашем рынке.

"Попытки выхода на рынок с проектами по он-лайн бронированию есть и были, но все они "несерьезные", - пояснил он. – Это бронирование или на сайте объекта, или на сайте провайдера, который решил поработать еще и в санаторно-курортном бизнесе, или на сайте оператора. Все эти ресурсы очень разрознены, и ни на одном из них не реализована услуга по покупке номеров".

Он также заметил, что идея мэра города Сочи Анатолия Пахомова создать информационный ресурс по санаторно-курортному отдыху была абсолютно актуальной и здравой, но она так и не получила серьезной технологической поддержки, и развивается, по его словам, не совсем правильным путем.

 

Дальше пути нет?

 

По мнению А.Высоканова, А.Гусев начинает свой проект вовремя. "Он наверняка будет востребован, и я думаю, многие операторы хотели бы пойти по этому пути. Однако у большинства из них проблемы с программным обеспечением, - заметил глава "Мульти-Тура". – Дело в том, что все "сидят" на "Мастер-туре" "Мегатека". Эта программа не предполагает прямых клиентских продаж. Можно, конечно, писать свою собственную программу, но это очень дорого и долго".

А.Гусеву проще – пару лет назад он продал свое главное детище, компанию "Ориент" ВАО "Интурист". На момент покупки бюро путешествий "Ориент", созданное в 1991 году, отправляло по 100 тыс. человек ежегодно на курорты Краснодарского края, Подмосковья, Украины, Абхазии и Болгарии. Оборот в 2008 году превысил 1,3 млрд руб.

Суммы сделки тогда не называлась, но, учитывая, что для "Интуриста", особенно накануне Олимпиады-2014, приобретение одной из ведущих компаний по внутреннему туризму означало явное усиление позиций, можно предположить, что покупатель не слишком жадничал. В любом случае, вырученных средств владельцу "Ориента" наверняка "хватило" на создание нормального программного обеспечения своего нового проекта.

По словам А.Гусева, туроператорский рынок внутреннего туризма вообще исчерпал ресурс для развития и на его дальнейший рост рассчитывать не стоит. "Руководствуясь этими соображениями я и продавал "Ориент", - заметил он "Интерфакс-Туризму".

С одной стороны, с этим утверждением трудно согласиться, потому что на рынке внутреннего туризма, практически в результате "естественного отбора", остались очень сильные компании. Их профессионализм помогает им принимать грамотные решения и выстраивать свой бизнес.

"Мы знаем, что нужно современному туристу и стараемся ему это предложить, - сказал "Интерфакс-Туризму" генеральный директор компании "Дельфин" Сергей Ромашкин. – Помимо того, что в турфирмах туристы смогут купить туры по ценам здравниц, при обращении в турфирму они получают целый ряд преимуществ. В первую очередь - богатство выбора: крупные операторы продают по 200-300 здравниц разного уровня на разных курортах".

"Если клиент сам занимается бронированием и покупкой, он должен отправить заявку, получить реквизиты здравницы, оплатить тур, убедиться, что деньги попали по назначению и т.д. Тогда как у нас, например, обслуживание одного клиента занимает 20 минут: от выбора отеля до получения подтверждения. Наконец, туроператор дает клиенту гарантии исполнения тура", - заметил С.Ромашкин.

С другой стороны, ситуация на рынке внутреннего туризма действительно очень непростая, и ощущение, что объективная реальность работает "против" туроператоров, есть. Достаточно сказать, что после 20 лет работы на этом рынке их совокупная доля продаж санаторно-курортного отдыха не превышает 15%. Число туристов, которые отправляются на отдых в Краснодарский край через турфирмы, составляет чуть более 5% от общего потока.

В начале 90-х, когда начал формироваться операторский рынок в нашей стране, операторы активно ездили по гостиницам и пансионатам, объясняя их руководителям, как должны быть выстроены отношения, чтобы бизнес развивался.

Как признают сами операторы, за 20 лет работы этот процесс так и не завершился, и операторский рынок окончательно так и не сформировался. Главным образом, потому что взаимоотношения между операторами и объектами до сих пор не пришли к единому стандарту, что до сих пор отчетливо видно на сочинской выставке.

"Лишь некоторые здравницы понимают, что операторы, продвигающие их продукт, являются их партнерами, что оператору нужно давать скидки и определять особые условия сотрудничества. Но далеко не все объекты пошли навстречу операторам. В большинстве до сих пор идет "борьба" с операторами", - сказал А.Гусев.

Операторы, по его словам, не имеют достаточной скидки, чтобы продвигать продукт по цене "стойки". В кризисный период операторы вынуждены были "опуститься" до уровня стойки, но за счет того, что жертвовали собственной маржинальной прибылью, снижая рентабельность бизнеса, зачастую уходили в минус. А это не может длиться вечно.

 

Главная проблема

 

Тем не менее, как полагает эксперт, операторский рынок не погибнет. "Он просто, скорее всего, перестанет развиваться и превратится в нишевой. "Компании, которые оптимизируют затраты, "поделят" оставшихся клиентов", - пояснил он

Несмотря на то, что Интернет наступает с той же силой и на компании, занимающиеся отправкой туристов за рубеж, тем есть что противопоставить новым технологиям - пакетные туры, совмещающие перевозку и размещение. Они позволяют сэкономить время и силы клиента, а также оптимизировать стоимость на основе оптовых цен.

Например, новогодние туры в Европу расходились в этом году просто на "ура" потому, что стоимость только перелета в некоторые столицы Европы у авиакомпаний была выше стоимости целого недельного пакета, которые туристы могли приобрести у туроператора. Понятно, что в таком случае желание самому бронировать билеты и заниматься организацией тура отпадает.

Туроператорам по России повезло гораздо меньше. Пакетные туры во внутреннем туризме не прижились. Чтобы их сформировать, нужно тесное взаимодействие, а главное, взаимопонимание, с авиакомпаниями. Эту проблему операторский рынок тоже так и не смог решить за 20 лет существования.

Перевозка – это комплексная проблема, которая требует вмешательства и поддержки муниципальных и федеральных органов. Тут пересекаются интересы самих авиакомпаний, которые держат "регулярку" на курортных направлениях. Им чартерные программы не нужны. Для разрешения проблемы нужна сила "сверху", которая ограничила частные интересы авиакомпаний.

Как итог, полет в Анапу или Сочи россиянам обходится дороже, чем в Анталью или Афины. Не говоря уже о том, что за билетами еще надо "побегать". Даже авиакомпании-дискаунтеры, которые появились на курортных направлениях, не спасли ситуацию – их цены также оказались выше "заграничных".

 

// «Интерфакс-Туризм»25.01.2011

 


Лабораторная работа № 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: