ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.




Занятие № 1.

«Строение, свойства и функции белков».

1. Инструктаж по технике безопасности при работе в биохимической лаборатории.

2. Тема занятия: «Строение, функции и свойства белков».

3. Вопросы для контроля:

1) Место биохимии среди других наук.

2) История развития биохимии белков.

3) Пептидная теория строения белков (основные аминокислоты, их классификация, нестандартные аминокислоты, пептидная связь).

4) Первичная структура белков (аминокислотная последовательность, экспериментальное определение последовательности аминокислот).

5) Вторичная структура белков (a-спираль и b-слой; взаимодействия, стабилизирующие вторичную структуру).

6) Третичная структура белков и взаимодействия, стабилизирующие ее.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Тема: «Получение яичного альбумина ».

Яичный белок представляет собой 10%-ный водный раствор нескольких белков и, в противоположность желтку, не содержит в заметных количествах других органических соединений, таких как липиды и углеводы. Это заметно упрощает процедуру выделения белков. Почти 70% яичного белка составляет яичный альбумин, который легко отделить от глобулиновой фракции путем 10-кратного разведения яичного белка дистиллированной водой. В этом случае белки глобулиновой фракции выпадают в осадок и их легко отделить от раствора фильтрованием или центрифугированием. Яичный альбумин остается в растворе.

 

Материал исследования: Белок куриного яйца, 1%-ный раствор желатина.

 

Реактивы: Дистиллированная вода, 10%-ный и 30%-ный растворы NaОН, азотная

кислота конц., 5%-ный раствор ацетата свинца, 1% р-р CuSO4.

 

Оборудование: 1. Химические стаканы на 500 и 100 мл

2. Цилиндры на 500 и 250 мл

3. Мерные колбы на 100 мл

4. Воронки

5. Стеклянные палочки

6. Фильтры.

7. Штативы с пробирками, пипетки, спиртовки.

 

Ход работы.

 

1. Чтобы отделить белок от желтка, осторожно проделывают отверстие в скорлупе с двух концов и выливают белок в стакан на 500 мл. В тот же стакан приливают 250 мл дистиллированной воды и содержимое тщательно перемешивают стеклянной палочкой.

2. Затем раствор переносят в мерный цилиндр и объем раствора доводят до 300 мл добавлением дистиллированной водой. Раствор оставляют на 30 мин при комнатной температуре для образования хлопьевидного осадка глобулинов.

3. 15 мл полученной суспензии фильтруют через фильтр. Фильтрат, содержащий яичный альбумин используют для дальнейших работ.

Анализ аминокислотного состава. Цветные реакции на белки.

 

Реакция на ароматические аминокислоты (реакция нитрования).

При нагревании с крепкой азотной кислотой растворы белка дают желтое окрашивание. Реакция обусловлена наличием в белках ароматических аминокислот (фенилаланина, тирозина, триптофана) и основана на образовании нитропроизводных этих аминокислот.

После подщелачивания раствора NH4OH или NaOH желтое окрашивание переходит в оранжевое окрашивание.

Ход работы.

В одну пробирку наливают 5 капель раствора яичного белка, во вторую - раствора желатина. В пробирки добавляют 3-5 капель конц. азотной кислоты и нагревают. В первой пробирке образуется белый осадок, который при нагревании окрашивается в желтый цвет и постепенно растворяется (происходит гидролиз белка), который придает раствору желтую окраску. Пробирки охлаждают, к ним прибавляют по 10 капель 30%-ного раствора NаОН и наблюдают изменение окраски растворов в следствие образования натриевой соли динитротирозина.

 

Реакция на цистеин (реакция Фоля).

При добавлении к раствору белка раствора NaОН, ацетата свинца и последующем кипячении раствор начинает темнеть. Реакция обусловлена присутствием в белке цистеиновых и полуцистеиновых остатков, которые при нагревании в присутствии крепкой щелочи разрушаются с образованием сульфида натрия:

СН2-SН СН2ОН

ï ï

СН-NH2 + 2 NaOH ¾¾® СН-NH2 + Na2S + 2 Н2О

ï ï

CООН COOH

цистеин серин

 

Ацетат свинца реагирует со щелочью с образованием плюмбата натрия:

(СН3СОО)2Рb + 2 NaOH ¾¾® Pb(ONa)2 + 2 CH3COOH

Сульфид натрия при взаимодействии с плюмбитом натрия дает черный осадок сульфида свинца:

Na2S + Pb(ONa)2 + 2 Н2О ¾¾® PbS¯ + 4 NaOH

 

Ход работы.

В одну пробирку наливают 5 капель 1%-ного раствора яичного белка, во вторую - 1%-ный раствор желатина. В каждую пробирку добавляют по 5 капель 30%-ного раствора NaOH и по 1 капле 5%-ного раствора ацетата свинца. При кипячении жидкость в пробирке с яичным белком темнеет, т. к. образуется черный осадок сульфида свинца. В пробирке с желатином черного осадка не образуется, т.к. желатин серосодержащих аминокислот не содержит.

 

Биуретовая реакция.

В одну пробирку наливают 5 капель 1%-ного раствора яичного белка, во вторую - 1%-ный раствор желатина. В каждую пробирку добавляют по 5 капель 10%-ного раствора NaOH и по каплям 1%-ного раствора медного купороса. В начале появляется красноватая окраска, которая переходит в красно-фиолетовую и далее в сине-фиолетовую.

Занятие № 2

«Строение, свойства и функции белков»

1. Четвертичная структура белков. Простые и сложные белки. Глобулярные и фибриллярные белки.

2. Физико-химические свойства белков. Денатурация и ренатурация белков.

3. Методы разделения и очистки, их взаимосвязь с физико-химическими свойствами белков.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.

“Выделение казеина из молока”.

 

В молоке содержится специфический белок казеин, содержащий фосфор; 80% всех белков молока приходится на долю казеина. Этот белок обладает кислыми свойствами и находится в молоке в виде растворимой кальциевой соли.

 

Исследуемый материал: молоко.

Реактивы: 1%-ный раствор соляной кислоты, вода дистиллированная, 10%-ный раствор гидроксида натрия, концентрированная фосфорная кислота, молибденовый реактив, 1%-ный раствор сульфата меди.

 

Оборудование: химические стаканы емкостью 50 мл, мерные цилиндры на 10 мл, стеклянные палочки, воронки, бюретки, бумажные фильтры, штативы с пробирками.

 

Ход работы:

1. В химический стакан на 50 мл отмеривают цилиндром 3 мл молока и добавляют 7 мл дистиллированной воды. Смесь перемешивают и добавляют 10-15 кап. 1%-ного раствора соляной кислоты. Кислоту приливают аккуратно, по каплям, т.к. в избытке кислоты осадок казеина растворяется. Суспензию перемешивают. Через 3-5 минут образуется рыхлый осадок.

2. Для удаления соляной кислоты в стакан приливают 10 мл дист. воды, перемешивают и оставляют еще на 5 минут. Надосадочную жидкость аккуратно сливают. К осадку еще раз приливают 10 мл дист. воды. С помощью этой процедуры удаляют большую часть соляной кислоты. Осторожно перемешивают содержимое стакана и через 5 минут фильтруют через бумажный фильтр.

3. После отстаивания жидкость фильтруют и с фильтратом проделывают биуретовую реакцию и молибденовую пробу на фосфорную кислоту. К 5 каплям гидролизата прибавляют 10%-ный раствор гидроксида натрия и 2 капли 1%-ного раствора сульфата меди. Наблюдается фиолетовое окрашивание. К 10 каплям молибденового реактива добавляют 5-7 капель гидролизата и кипятят несколько минут в присутствии фосфорной кислоты (5 капель), жидкость окрашивается в лимонно-желтый цвет. При охлаждении выпадает кристаллический осадок комплексного соединения (NH4)3PO4´12MoO3.

 

Контрольные вопросы:

1. К какому классу сложных белков относится казеин?

2. Напишите реакцию серина с фосфорной кислотой.

3. Что такое биуретовая реакция?

 

Занятие № 3

«Ферменты» (часть 1)

1. Классификация ферментов.

2. Механизм действия ферментов. Специфичность действия ферментов.

3. Влияние параметров среды на активность ферментов. Коферменты и кофакторы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: