Индивидуальное задание для самостоятельной работы




Методические материалы по дисциплине

«Анализ социально-политической среды в государственном и муниципальном управлении» для заочного отделения

Автор-составитель Мухина Инна Александровна, доцент кафедры государственного и муниципального управления ИЭиУ, 4 корпус, ауд. 428

Темы и их аннотации

Вопросы к экзамену

Тестовые задания

Индивидуальное задание для самостоятельной работы

Рекомендуемая литература


Темы и их аннотации

 

Модуль 1. Понятие и сущность социально-политической среды, ее характеристики

 

Тема 1. Введение. Научный статус и новизна дисциплины «Анализ социально-политической среды в государственном и муниципальном управлении».

Понятие и структура социально-политической системы. Связь политологии, социологии и менеджмента в системе ГиМУ.

 

Тема 2. Понятие и сущность социально-политической среды. Основы формирования социально-политической среды российского государства

Политическая власть и общество. Исторические школы политических учений. Социально-политические системы и институты. Типология политических систем. Политические режимы. Социальные институты. Государство и общество. Проблемы взаимоотношений между обществом и государством. Общественные объединения, и сущность и роль.

Правовое государство и гражданское общество Понятие социального государства

Социальное государство: плюсы и минусы социальных гарантий

Проблемы социального государства в современной России

Гражданское общество и тенденции развития политической культуры

России. Уровни политической культуры. Виды политической культуры и культурная

согласованность в обществе. Устойчивое развитие социально-политической среды территории

 

 

Тема 3. Понятие социальных и политических процессов

Социально-политические процессы, их характеристики. Эволюция теоретических представлений об исследовании социально-экономических и политических процессах.

Типы социальных, экономических и политических изменений. Развитие как особая разновидность политических процессов.

Субъекты и участники политического процесса, их качественные характеристики и состояния. Политические элиты. Политические лидеры. Субъекты социально-политического процесса. Личность как субъект политики и как субъект социального процесса. Участники политического процесса и политическое участие. Социально-политическая деятельность и социальное поведение. Социальная революция как форма политических изменений. Оценка современных «цветных революций». Социально-политические процессы и изменения в современном российском обществе. Социально-политические риски

 

Модуль 2. Виды и методы анализа социально-политической среды как инструмент государственного и муниципального управления

 

Тема 4. Виды и методы анализа социально-политической среды.

Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования. Парадигмы, теории и понятийный аппарат социологических исследований.

Применение социологических методов в изучении политических процессов: экспертные интервью, массовые опросы, углубленные интервью, фокус-группы, контент-анализ документов.

Статистические и математические методы в оценке состояния социально-политической среды и изучении политических процессов. Методика и технология применения социометрии в социологических исследованиях. Избирательный процесс: основные проблемы. Методы изучения электорального поведения населения. Формы выражения протестных настроений граждан. Проблема политической пассивности населения.

 

 

Тема 5. Применение методов анализа в государственном и муниципальном управлении.

Функции социального управления. Изучение политических движений и формирования политических партий. Социальное прогнозирование и программирование. Обеспечение экономической безопасности. Изучение социально-правовых явлений. Изучение общественного мнения. Информационно-политическое пространство регионов. Социально-политические процессы в системе взаимоотношения «центр – регион». Политические позиции региональных элит. Специфика массового политического поведения в регионах. Урегулирование и разрешение политических и социальных конфликтов

 

Вопросы к экзамену

 

1. Основные структурные элементы социально-политической системы (общие понятия).

2. Связь политологии, социологии и менеджмента в системе ГиМУ.

3. Политические режимы.

4. Типология политических систем

5. Социальные институты

6. Общественные объединения, роль и сущность

7. Проблемы взаимоотношений между обществом и государством

8. Понятие социального государства

9. Типы социальных, экономических и политических изменений.

10. Развитие как особая разновидность политических процессов.

11. Социально-политические риски

12. Социальное явление, социальный процесс

13. Практическая и когнитивная актуализация процессов

14. Основные элементы социального процесса

15. Классификация социально – экономических процессов

 

Тестовые задания

Выбрать вариант ответа

1. Социально-экономические процессы — это:

а) изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр.

б) изменения в экономике, влияющие на поведение людей

в) изменения в политической жизни, влияющие на благосостояние населения

 

2. Особенностью социально-экономических процессов является:

а) изменение целеполагающего вектора социальных преобразований, заключающееся во внедрении в общественную жизнь мероприятий, составляющих программную установку одной из влиятельных и организованных сил общества, какой является политическая партия или общественное движение

б) их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.

в) их тесная привязка к деятельности благотворительных, религиозных, некоммерческих организаций, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.

 

3. Социальные процессы характеризуется:

а) масштабом

б) однонаправленностью

в) интенсивностью

г) все ответы верны

д) нет верного ответа

 

4. Классическое определение социального процесса было дано:

а) Спенсер

б) Вебер

в) Сорокин

г) Конт

 

5. Направленные социальные процессы характеризуются:

а) необратимостью

б) обратимостью

в) как круговой или замкнутый цикл

 

6. Основным принципом теории эволюционного развития культуры

является:

а) радикальное изменение культурных элементов и культурных комплексов

б) постепенное изменение культурных элементов и культурных комплексов, в ходе которого они полностью преобразуются.

в) все культурные образцы, произведенные людьми, представляют собой

конечные, т.е. недолговечные, явления.

 

7. Сторонники диалектического подхода предполагают, что:

а) культура развивается скачкообразно

б) культура не развивается, находится в застое

в) культура развивается по восходящей линии.

 

8. Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором

можно выделить ряд особенностей:

а) компромисс

б) давление

в) терпимость

г) подчинение

д) снисхождение

е) адаптация

 

9. К сторонникам эволюционной теории развития культуры являются:

а) Маркс

б) Сорокин

в) Спенсер

г) Конт

д) Вебер

 

10. В основе социально-экономических процессов лежит модель:

а) циклов Левинджера

б) волн Эллиотта

в) циклов Щербакова

г) динамики цены Белла

д) циклов Кондратьева

 

11. Как соотносятся структурный и функциональный подход?

а) имеют общие "генетические" корни;

б) не имеют общих теоретико-методологических оснований;

в) противопоставляются друг другу.

 

12. В каком аспекте НЕ рассматривается функция в структурно-

функциональном подходе?

а) как назначение одного из элементов некоторой целостности по отношению к другому или к системе в целом;

б) как такая зависимость в рамках данной системы, при которой изменения одного оказываются производными от изменений другого;

в) как такое назначение одного из элементов, которое определяет назначения всех остальных элементов данной целостности.

 

13. С чьими именами связано становление структурно-

функционального подхода?

а) Спенсер

б) Дюркгейм

в) Джеймс

г) Парсонс

д) Малиновский

е) Милль

г) Шюц

д) Сорокин

е) Конт

 

14. Что понимается под системой образуемой состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами, по определению Т. Парсонса:

а) Социальная система;

б) Общество;

в) Институциональная система.

 

15. Что НЕ входит в структуру социальной системы (Т.Парсонс)?

а) ценности;

б) нормы;

в) общественные институты;

г) коллективные организации;

д) роли

 

16. Сопоставьте согласно Т. Парсонсу:

а) структурные переменные типа А;

б) структурные переменные типа Б;

в) характерны для простых обществ;

г) свойственны исторически более высоким индустриальным обществам.

 

17. Утверждал ли Т.Парсонс, что общество представляет собой

нормативную общность:

а. да;

б. нет.

 

18. Социология, по М. Веберу, должна быть:

а) осмысленной;

б) понимающей;

в) доказательной.

 

19. Кому принадлежит мысль о том, что ни общество в целом, ни те или

иные формы коллективности не должны рассматриваться в качестве

субъектов действия: таковыми могут быть только отдельные индивиды:

а) Дюркгейм;

б) Спенсер;

в) Вебер;

 

20. Социальное прогнозирование в СССР получило развитие в:

а) 20-е годы 20 века

б) 90-е годы 20 века

в) 90-е годы 19 века

г) 60-е годы 20 века

 

21. К особенностям социального прогнозирования относят:

а) социальное прогнозирование не обладает директивным характером.

б) вариантность

в) научная обоснованность

г) системность

д) все варианты верны

 

22. Метод Дельфи:

а) предусматривает сложную процедуру получения и математической обработки ответов

б) используют при обработке и анализе совокупности индивидуальных мнений экспертов

в) направлен на построение динамических (статистических или логических) рядов показателей прогнозируемого процесса

 

23. К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:

а) глубину и объективность анализа;

б) знание конкретных условий;

в) научная обоснованность

 

24. Основные ошибки при прогнозировании социальных процессов:

а) недостаточное освещение прогнозного фона внешнего окружения, тех факторов и процессов, которые оказывают влияние.

б) избыток информации.

в) слабая научная разработанность теории, методологии прогнозирования.

г) детальное освещение факторов и процессов, которые оказывают влияние

 

25. При использовании метода синектики:

а) несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

б) помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования.

в) объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта

 

26. Метод мозгового штурма появился в:

а) 1937

б)1938

в)1939

г)1940

 

27. В современной России наиболее распространенным подходом к социальному проектированию является:

а) объектно-ориентированный подход

б) проблемно-ориентированного (проблемно-целевого, прогнозного) подхода.

в) субъектно-ориентированный подход

 

28. Отличие социального проектирования от планирования

заключается в:

а) социальное проектирование в меньшей степени обусловливает другие

функции управления

б) социальное проектирование допускает многовариантность решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов

в) социальное проектирование допускает минимальное количество вариантов

решений

г) социальное проектирование в большей степени обусловливает другие функции управления

 

29. Социальное планирование – это

а) одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого явления или процесса посредством специальных методов.

б) один из видов государственного вмешательства в решение крупных социально-экономических проблем и их регулирование со стороны общественных институтов.

в) взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.

 

30. Массовое общественное объединение, состоящее из участников и не имеющее членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения, называется:

а) общественное объединение

б) общественное движение

г) общественный фонд

д) общественное учреждение


Индивидуальное задание для самостоятельной работы

Индивидуальное задание включает письменную работу в виде изложения материала по теоретическому вопросу и решение типовой задачи. Выполняется в печатном виде и сдается на кафедру до начала сессии (образец титульного листа указан в Приложении).

Номер варианта соответствует порядковому номеру по списку группы (список группы во время сессии, в которой проводились лекционные и практические занятия)

Распределение заданий по вариантам

№ варианта Теоретический вопрос Для решения типовой задачи сравнить данные по округу№ 33 или 34 с ТИК по району
  Конкретно-предметные методы исследования   №33 и Балезинская
  Применение социологических методов в изучении политических процессов: экспертные интервью, массовые опросы, углубленные интервью, фокус-группы, контент-анализ документов №33 и Воткинская
  Общенаучные методы исследования. Их применимость в ГиМУ №33 и Воткинская городская
  Структура социологических исследований №33 и Глазовская
  Классификация социологических исследований №33 и Глазовская городская
  Эволюция теоретических представлений об исследовании социально-экономических и политических процессах. №33 и Дебесская
  Первичная и вторичная информация №33 и Завьяловская - 33
  Методы получения фактологического материала № 33 и Игринская
  Социометрический метод исследования: социограмма, социоматрица, виды социограмм № 33 и Ижевск, Индустриальная
  Политический процесс. Свойства социально – экономических и политических процессов № 33 и Ижевск, Устиновская
  Методы проведения социологических исследований № 33 и Кезская
  Требования, предъявляемые к качеству фактологического материала № 33 и Красногорская
  Урегулирование и разрешение политических и социальных конфликтов № 33 и Селтинская
  Системный анализ: содержание, принципы, методология № 33 и Шарканская
  Метод «дерева целей» № 33 и Юкаменская
  Методика и технология применения социометрии в социологических исследованиях. № 33 и Якшур-Бодьинская
  Роль социально-политической среды в обеспечении национальной и экономической безопасности. № 33 и Ярская
  Избирательный процесс: основные проблемы №34 и Алнашская
  Методы изучения электорального поведения населения №34 и Вавожская
  Виды политической культуры и культурная согласованность в обществе №34 и Граховская
  Проблема политической пассивности населения.   №34 и Ижевск, Ленинская
  Критерии устойчивого развития социально-политической среды территории №34 и Ижевск, Октябрьская
  Функции социального управления.   №34 и Ижевск, Первомайская
  Изучение политических движений и формирования политических партий №34 и Камбарская
  Социальное прогнозирование и программирование №34 и Каракулинская
  Метод нормативных прогнозов   №34 и Кизнерская
  Социально-политические процессы, их характеристики №34 и Киясовская
  Уровни политической культуры.   №34 и Малопургинская
  Проблемы социального государства в современной России №34 и Можгинская
  Социальное государство: плюсы и минусы социальных гарантий №34 и Можгинская городская
  Субъекты и участники политического процесса, их качественные характеристики и состояния. Политические элиты №34 и Сарапульская
  Политические лидеры №34 и Сарапульская городская
  Субъекты социально-политического процесса №34 и Сюмсинская
  Социально-политическая деятельность и социальное поведение №34 и Увинская
  Динамика социальных процессов   №34 и Завьяловская - 34

Типовая задача

Провести сравнительный анализ избирательной (социально-политической) активности населения при проведении выборов в Государственную Думу Российской Федерации седьмого созыва (2016 г.) по окружной избирательной комиссии __№33 или №34 и ____________________ территориальной избирательной комиссии.

Исходная информация:

1. Сайт ЦИК УР – Выборы и референдумы https://www.udmurt.vybory.izbirkom.ru/region/udmurt;

2. Сайт Удмуртстат

3. Файлы, выданные преподавателем

 

Примечание. Если нет информации на сайте ЦИК РФ, то используем данные ЦИК УР (или файлы, выданные преподавателем)


 

Методика поиска информации:

Сайт ЦИК РФ

https://www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom?action=show&global=1&vrn=100100067795849&region=0&prver=0&pronetvd=0

 

Выборы, референдумы и иные формы прямого волеизъявления

Российская Федерация Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва

 

СТАНДАРТНЫЕ ОТЧЕТЫ
Сведения о кандидатах, выдвинутых по одномандатным избирательным округам
Список политических партий, принимающих участие в выборах депутатов Государственной Думы
Список политических партий, имеющих право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы
 
 
ХОД ГОЛОСОВАНИЯ
Данные об открытии помещений для голосования
Предварительные сведения об участии избирателей в выборах
 
 
РЕЗУЛЬТАТЫВЫБОРОВ
Результаты выборов по одномандатному избирательному округу
Сводная таблица результатов выборов по одномандатному избирательному округу
Результаты выборов по федеральному избирательному округу
Сводная таблица результатов выборов по федеральному избирательному округу

 

Выбираем Сводная таблица результатов по федеральному избирательному округу

В окне Нижестоящие избирательные комиссии:

Выбираем Удмуртская Республика

Появляется ЦИК России > Удмуртская Республика

В окне Нижестоящие избирательные комиссии:

Выбираем округ 33 – Удмуртский (или округ 34 – Ижевский, в зависимости от варианта задания)

Результаты выборов по одномандатному избирательному округу

Открывается таблица, встаем на Версия для печати – появляется файл Excel

Сохраняем файл на компьютере, проводим соответствующие расчеты

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: