Автоматизированные информационные ресурсы России. Самый крупный ИР России сосредоточен в ВИНИТИ: объем машинного ретрофонда реферативной информации составляет 16 млн. документов. В общем объеме ИР России наибольшую часть составляет научно-техническая информация, но по мере развития рыночных отношений все активнее генерируются и распространяются БД коммерческой, деловой, правовой информации. По данным Миннауки РФ ежегодный прирост информационных массивов составляет 11-12%, реализуется лишь 3-4%. Причина - отсутствие хорошо организованного информационного рынка.
Для потребителей информации важно иметь справочно-навигационную службу в мире информационных товаров и услуг. Эту задачу решает НТЦ "Информрегистр", создавая электронный каталог отечественных баз и банков данных, в котором к настоящему времени находится более 10 тыс. сведений о БД и их владельцах. В России насчитывается до 30 тыс. БД, содержащих сотни гигабайт информации. Однако, баз данных, доступных для широкого круга пользователей, насчитывается лишь около 3 тыс. Качество БД, в частности достоверность содержащейся в них информации, во многом определяется оперативностью их актуализации. Однако, 15% БД обновляются ежегодно, примерно 11% - ежеквартально, 13% - ежемесячно, около 7% - ежедневно. Окупить созданные базы данных возможно лишь при многократном тиражировании и многоаспектном использовании, так как стоимость создания и ведения, например, документальной базы данных в расчете на один документ лежит в пределах 40-200 $.
Лидером подготовки БД, доступных на мировом рынке, являются США (более 5 тыс. БД в год). К странам, в которых подготавливается более 100 БД в год, относятся Россия, Великобритания (641), Канада (480), Австралия (182), Франция (288), Германия (342), Япония (153). БД, доступные на мировом рынке, представлены на 29 языках мира. По состоянию на 1995 год в мире существует 1131 БД, действующих в режиме on-line, из них 99% БД принадлежит США и лишь 32 БД(0,03%) - странам третьего мира, что ярко свидетельствует о монополизации науки. Типы БД. БД классифицируются по структуре, назначению и способу доступа. По структуре БД делятся на:
|
|
- документографические (библиографические, реферативные);
- фактографические;
- числовые;
- полнотекстовые и гипертекстовые; лексикографические.
По назначению содержащейся информации БД делятся на:
- БД деловой информации (социальная, коммерческая и др. информация, кадастры, регистры);
- БД информации для специалистов (экономическая, правоохранительная и др. информация);
- БД массовой информации.
По способу доступа БД делятся на:
- БД, размещенные на хостах (доступные через сети);
- БД, тиражируемые в коммуникативных форматах;
- БД, тиражирумые с программными средствами (включая CD-ROM);
- локальные БД.
Остановимся подробнее на понятии "фактографические базы социальных данных". К социальным данным относятся данные о населении и социальной среде. Сведения о населении включают демографические, паспортные, кадровые, социальные, медицинские и любые другие персональные данные об отдельных личностях, а также сводные данные о населении государства в целом и его отдельных территорий и об определенных группах населения: пенсионерах, квартиросъемщиках, детях школьного возраста, женщинах и др. Трудности создания в России БД о населении связаны с отсутствием необходимого количества супер-ЭВМ, сетей связи, а также с явно недостаточным финансированием этого направления. Сведения о социальной среде включают данные о вакансиях, градостроительстве, городском пассажирском транспорте, городском хозяйстве, законах, нарушениях общественного порядка и др[6]. Учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости более глубокой проработки самого понятия "социальная среда", разработки системы показателей для его описания и создания соответствующих электронных БД. Так, например, предлагаемое понятие "региональная пространственно-предметная среда" реализует социопространственный (территориальный) аспект жизнедеятельности людей. Должен стать общеизвестным, а также постоянно отслеживаться в динамике, например, следующий норматив: каждый взрослый человек должен в год проехать с социально-культурными целями - 8000 км. (горожанин) или 6000 км. (селянин). Сегодня же горожанин в среднем проезжает 3700 км. в год, а селянин всего 2100 км. Очевидно, что необходимо научная проработка и фактографическое наполнение на современном уровне и такого важного понятия как "социальное время". Электронизация фактографических баз социальных данных в целом находится в России лишь в начальной стадии. Только наличие всего спектра ЭВМ от персональных до супер, обладающих соответствующих своему классу ресурсами, наличие развитых средств связи, а также современное программное обеспечение (как резидентное, так и распределенное) даст практическую возможность коллективного использования информационных ресурсов внутри страны и активного обмена с зарубежными базами и банками данных.Решение комплекса социальных и технических проблем активизации информационных ресурсов России, иначе говоря, увеличения ее информационного потенциала, позволит создать необходимую для прогрессивного развития информационную среду общества.
|
|
|
|
35. Понятие "информационный потенциал общества".
Максимально эффективное использование информационного ресурса общества определяет информационный потенциал общества (ИПО). На практике информационный ресурс общества может использоваться не в максимальной степени в зависимости от социально-экономических, общественно-политических и иных условий жизнедеятельности общества. В таких случаях ИПО реализуется лишь частично, что говорит о способности общества осуществлять информационно-обменные процессы на соответствующем социально полезном уровне.
Степень реализации ИПО непосредственно связана с интенсивностью протекающих в нем информационно-обменных процессов: чем выше их интенсивность, тем полнее используется ИПО.
Таким образом, информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.
В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены [1] не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.