Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования; учет внутри предметных и межпредметных связей.




ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУЗЫКА

 

Основание и цели разработки требований. Данные требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по музыке и представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного стандарта по музыке.

Широкое привлечение современных технических средств обучения будет способствовать повышению качества музыкального образования, развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям, более глубокому восприятию детьми явлений искусства, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность, формированию многообразных представлений о различных гранях музыкального искусства, расширению художественного кругозора школьников, созданию ярких эмоциональных впечатлений.

Новизна разработанных требований. В состав требований включены объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемые не только в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для внедрения стандарта. В требованиях представлены не конкретные названия объектов и средств материально-технического обеспечения, а их общая номенклатура.

Современные подходы к преподаванию музыки предполагают актуализацию, в числе других, следующих направлений деятельности учителя-музыканта:

– организация проектной – музыкально-творческой и исследовательской деятельности учащихся;

– использование информационно-коммуникационных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области музыкального искусства.

Сказанное требует, помимо применения традиционного оборудования и традиционных музыкальных инструментов и демонстрационных материалов, введения современного инструментария (детские клавишные синтезаторы) и в связи с этим компьютеризации процесса обучения (компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением).

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

Специфика подходак отбору объектов и средств материально-технического обеспечения определяется особенностями урока музыки. То, в каких условиях проводится урок музыки как урок искусства, налагает отпечаток на характер музыкальной деятельности учащихся, восприятия произведений искусства, на развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы школьников. Это обусловливает необходимость обеспечения урока качественными музыкальными инструментами, современной аудио/видео-аппаратурой, мультимедийным оборудованием, наглядными пособиями, дидактическими материалами.

Характеристика учебного кабинета. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Учащиеся класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки. Все это требует особого подхода к подбору специализированного оборудования и оформлению интерьера кабинета. Кабинет музыки должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу концертного зала как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества учащихся: наличие мини-сцены (подиума), подставок (пюпитров) для игры на музыкальных инструментах и выполнения творческих заданий (выражения своего отношения к музыке в рисунке, слове и др.). В нем должны быть индивидуальные столы и стулья для учащихся, стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др., настенные планшеты.

Специфика урока музыки предъявляет особые требования к рабочему месту учителя: оно должно быть укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям музыкальной педагогики, иметь стационарно смонтированный пульт дистанционного управления. Кабинет оборудуется средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом.

Выбор помещения и его рациональная организация (планировка) определяются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования; учет внутри предметных и межпредметных связей.

Подача объектов и средств материально-технического обеспечения в виде номенклатуры позволяет учителю применять на музыкальных занятиях самые различные программно-методические и дидактические материалы.

Специфика урока искусства заключается и в том, что не существует каких-либо проблем, к которым учитель и учащиеся не обращались бы на протяжении всего обучения в школе. В искусстве нет пройденных тем, так же как и пройденных произведений. Как творческий читатель обращается к одному литературному произведению в разные периоды своей жизни, так и наиболее значительные музыкальные произведения нередко повторяются и в начальной, и в основной школе. Каждая новая встреча со знакомым произведением должна обогащаться новыми впечатлениями: живое звучание музыки – аудиозаписи – привлечение произведений пластических/изобразительных искусств – видеофрагменты музыкальных спектаклей, концертов ведущих исполнителей и др. Таким образом, сохраняется преемственность с начальной школой и восприятие школьников обогащается от класса к классу. Включение учащихся начальной школы в активное музицирование на детских музыкальных инструментах находит свое развитие и в основной школе, однако здесь целесообразно обучение игре на клавишных синтезаторах.

Драматургия урока искусства предполагает наличие яркого кульминационного момента, который нередко возникает благодаря синтезу искусств. Наличие слайдов и соответствующих проекторов, репродукций, альбомов по искусству обеспечивает связи урока музыки с другими школьными предметами (изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература и др.).

Характеристика количественных показателей материально-технического обеспечения. В таблице введены символические обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции; К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса); Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся); П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Необход кол-во Примечания  
ОШ    
 
         
I. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)  
  Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» Д Стандарт по музыке, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки  
  Примерная программа основного общего образования по музыке Д  
  Авторские программы по музыке Д  
  Хрестоматии с нотным материалом Д Для каждого года обучения  
  Сборники песен и хоров Д Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов)  
  Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) Д Пособия могут входить в УМК по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества  
  Методические журналы по искусству   Федерального значения (в первую очередь учрежденные Минобразования России)  
  Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке К При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки, по несколько экземпляров учебников из других УМК по музыке. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.  
  Рабочие / творческие тетради / блокноты К В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников  
  Учебное пособие по электронному музицированию Ф   В перспективе  
  Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству П Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки  
  Справочные пособия, энциклопедии Д (П) Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь юного музыканта, Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»)  
II. Печатные пособия  
  Таблицы: – нотные примеры; – признаки характера звучания – средства музыкальной выразительности Д Д Д Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях  
  Схемы: – расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров; – расположение партий в хоре; – графические партитуры Д     Д  
  Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России Д    
  Портреты композиторов Д Комплекты. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях  
  Портреты исполнителей Д  
  Атласы музыкальных инструментов Д    
  Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы Д    
  Дидактический раздаточный материал:      
  Карточки с признаками характера звучания К Комплект  
  Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств К Комплект    
  Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности К Комплект  
Игры и игрушки  
  Театральные куклы П Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности  
III. Информационно-коммуникационные средства  
  Мультимедийные обучающие программы   Д Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).  
Электронные учебники Д Возможно использование следующих программ: Программы – музыкальные конструкторы: Dance Machine, ACID, Music Generator, Программы-автоаранжировщики: Visual Aranger, The Gammer, Band-in-a-Box$ Midi-секвенсеры: Cakewalk Pro Audio, Cubase Audio VST Аудио-редакторы: Sound Forge, WaveLab, Cool Edit Pro Нотный редакторы: NoteWorthiComposer, Finale и др.  
  Электронные библиотеки по искусству Д Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (музыка, изобразительное искусство), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация. А также должны быть представлены электронные учебники, используемые в учебном процессе. Электронные библиотеки могут размещаться наCD-ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).  
  Игровые компьютерные программы по музыкальной тематике Д Рекомендуются для внеклассной работы  
IV. Технические средства обучения (ТСО)  
  Музыкальный центр   Д аудиоцентр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей  
  Видеомагнитофон Д    
  CD / DVD-проигрыватели Д    
  Мультимедийный компьютер со звуковой картой К Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном, наушниками, соединен с клавишным синтезатором. С пакетом прикладных программ (текстовых, графических, нотных и аудио-редакторов и др.). Индивидуальная работа учащихся возможна в классе информатики.  
  Телевизор с универсальной подставкой Д Телевизор не менее 72 см диагональ  
  Мультимедиапроектор Д Мультимедиапроектор может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения  
  Экран (на штативе или навесной) Д Минимальные размеры 1,25х 1,25  
V. Экранно-звуковые пособия  
  Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке Д Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения. Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы  
  Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов Д    
  Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей Д    
  Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей Д    
  Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов Д    
  Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов Д    
  Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов Д    
  Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов Д    
  Слайды (диапозитивы): – произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений Д    
  – эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений) Д    
  – нотный и поэтический текст песен; – изображения музыкантов, играющих на различных инструментах; – фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры Д Д Д    
Учебно-практическое оборудование  
    Музыкальные инструменты: Фортепиано (пианино, рояль)   Баян /аккордеон Скрипка Гитара Клавишный синтезатор Д Д Д Д Д   Два инструмента – для кабинета музыки и школьного зала   Для учителя  
  Детские клавишные синтезаторы Ф    
  Комплект детских музыкальных инструментов: – блок-флейта, – глокеншпиль /колокольчик, – бубен – барабан – треугольник – румба, – маракасы, – кастаньетты – металлофоны – ксилофоны; – народные инструменты: свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.; – дирижерская палочка П П П П П П П П П П П П П П П   Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен. Комплектация инструментов производится учителем.  
  Интерактивная доска с магнитной поверхностью, и приспособлений для крепления таблиц, репродукций Д    
  Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе) Д    
  Расходные материалы: – нотная бумага – цветные фломастеры – цветные мелки К Д Д     Для оформления музыкально-графических схем  
  Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся К    
  Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.      
  Станки для школьного хора   В комплекте (для школьного зала)  
  Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)   В комплекте: не менее четырёх микрофонов и двух динамиков  
  Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля   В комплекте: не менее двух электрогитар и ударной установки  
           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: