Тенденции в изменении современной структуры общества: информационный аспект.




Изменения социальной структуры под влиянием информатизации, по мнению ряда специалистов150, будут иметь следующий характер:

d количество социальных групп будет расти, что приведет, естественно, к уменьшению их среднего размера. Современные информационные технологии предоставляют реальную возможность более точного, оперативного учета индивидуальных интересов людей. Качественные параметры социальных групп будут улучшаться по таким параметрам как уровень интеллекта, образования, квалификации др.

d возникнут новые процентные соотношения между социальными группами, выделяемыми в обществе по различным критериям, которые, вероятно, будут выглядеть следующим образом:

1. возрастет доля людей, занятых интеллектуальным трудом - интеллектуалов. Прогнозируется появление особого класса "интеллектуалов", формирование и развитие так называемого "двухклассового информационного общества". Вводится понятие "когнитариат" (работники умственного труда) как альтернатива понятию "пролетариат".

Для тех же, кто не захочет или не сможет интеллектуально трудиться, предполагается труд в сфере информационных услуг, которые в сумме с интеллектуальным сектором, как уже ранее отмечалось, в информационном обществе должны составлять более 50% в структуре занятости, или же труд в сфере аграрно-промышленного производства.

2. увеличится количество работоспособных, занятых людей.

Лица с ограниченными физическими возможностями, в частности люди старшего возраста, смогут даже после ухода на пенсию продолжать работать, так как повысится планка работоспособного возраста - очевидно, что тело стареет раньше мозга.

Состав рабочей силы в целом может существенно измениться из-за появления большого числа информационных работников с минимумом подготовки за счет сохранения в составе рабочей силы лиц пенсионного возраста и инвалидов.

3. "пирамидальная" социально-экономическая структура все больше будет уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре общества. Структура сети точнее соответствует новой информационной технике.

На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновацией, оригинальностью) в информационном обществе оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно. Там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую-либо корпорацию, он не личность.

В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, поскольку он жестко к ним не привязан, он может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции. Как нами уже отмечалось, при работе в сетях (Интернет и др.) виртуальные социальные группы формируются исключительно по интересам, при этом пол, возраст и т.д. не только неизвестны, но и, как правило, неопределимы.

Информатизация российского общества: управленческое измерение.ТУТ НЕ ПОЛНОСТЬЮ(НЕ МОГУ НАЙТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ((

Содержание проблемы информатизации общества

В качестве социально значимых индикаторов, позволяющих оценить состояние этой проблемы, могут служить три факта.

Первый из них связан с количеством организационных структур в системе федеральной власти, которые непосредственно занимаются проблемой информации и информатизации. До последнего времени в структуре аппаратов Президента и Правительства Российской Федерации насчитывалось свыше 20специализированных структур этого профиля. Кроме таких крупных структур, как Комитет РФ по информатизации, в настоящее время преобразованный в Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Государственная техническая комиссия при Президенте, Государственно-правовое управление и ряд других информационно-аналитических центров в аппарате Президента. При Правительстве также действует несколько структур информационного назначения. Это органы статистики, стандартизации, метрологии и сертификации; по патентам и торговым знакам. Государственная архивная служба: Росинформресурс, ориентированный на научно-техническую информацию.

Центр информационных и социальных технологий. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве, Федеральный информационный центр России ит.д. Следует иметь в виду, что при каждом министерстве и ведомстве созданы специализированные информационные службы. Универсальные функции в сфере информации выполняют и такие органы, как Совет безопасности и Министерство связи.

О повышении внимания к этой проблеме можно судить и по масштабам нормотворчества в области правового регулирования проблем информации и информатизации. Если за 1992 г. было принято примерно 60 актов Верховного Совета Российской Федерации, Президента и Правительства, то в 1993 г. Их выпущено более 100. Причем в их составе число законов занимает весьма скромное место. Строго по вопросам информатизации их лишь несколько. Это законы, касающиеся охраны программ для ЭВМ и микросхем, Закон о государственной тайне. Другие законы касаются данной проблемы косвенно или фрагментарно. Из их числа наиболее значителен Закон об авторском праве и смежных правах. Растет число указов Президента и распоряжений Правительства. В 1992 г. было издано примерно 20 указов и распоряжений Президента, а в 1993 - более 30; число актов Правительства возросло с 23 до52. Наиболее емким является пакет актов Президента по упорядочению правовой информации в рамках России и правил ее обращения в отношениях со странами СНГ. Позитивное значение имеют акты, направленные на упорядочение правовой, архивной, статистической, метрологической, учетной документированной информации.

Заметным шагом усиления внимания к информации о гражданах можно считать решение Правительства о формировании целевой федеральной программы создания общегосударственной автоматизированной системы учета населения и официальных документов, удостоверяющих личность.

Третий факт, который можно использовать в качестве индикатора состояния проблемы, связан с качеством использования информационных ресурсов и дисциплиной в этой области. Это разговор особый. Но здесь заметим, что случаи самоосвобождения от ответственности крупных государственных чиновников и политических деятелей по формуле "не знал"достаточно ясно говорят о состоянии информационных систем и об отношении должностных лиц и органов к информационному ресурсу. Это свидетельствует и о том, что нет правового механизма ответственности за правонарушения в формировании, содержании и использовании информации в системе государственной власти, в экономике страны, в производстве. Нет недостатка в публикациях, которые подтверждают фактически отсутствие информации бюджетной, налоговой, любой учетно-аналитической, необходимой для управления; о правах граждан и порядке их реализации, нет упорядоченной системы информации об экстремальных ситуациях.

Уровень информатизации, определяемый по удельному весу распределения средств связи и обработки информации на 100 или 1000 человек населения, пока не внушает оптимизма. Масштабы физического пространства России, запущенность проблемы, состояние производства в целом и в области компьютеризации, телефонизации страны, в частности в условиях сохраняющейся неопределенности происходящих экономических реформ и кризиса, только наращивают сложность решения одной из важнейших задач современного общества и подтверждают, что промедление недопустимо.

Методы решения проблемы

Потенциальные способности мозга человека используются в среднем всего на 10%. Значительно улучшить этот показатель, приблизить его к объективному рубежу возможностей человека - серьезнейшая задача общества, в которую свою лепту должен внести и прогресс информационной техники и технологии. В какой мере сейчас информация, информационные технологии способствуют повышению "качества жизни", способствуют улучшению условий "воспроизводства" личности? Для этого необходим свободный доступ каждого человека к социально-бытовой (информационные центры муниципалитетов, префектур и т.д.), политической, экономической, культурно-духовной и др. информации. Особое социальное значение приобретает сам факт наличия компьютеров дома (в семье), в детских садах, школах и вузах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: