Цель занятия: Сформировать у студентов знания о качестве продукта и его определении.
Задачи: Изучить методы оценки качества.
Изучить показатели качества продукции.
Качество продукции или услуг - это определенный перечень показателей свойств продукции или услуги, благодаря которым они способны удовлетворять необходимые потребности потребителя при их использовании и эксплуатации, включая уничтожение и утилизацию.
В наше время такие понятия, как рентабельность, эффективность, производительность, цена, прибыль тесно связаны с показателями качества выпускаемой продукции. Качество становится объектом планирования на всех уровнях государства. В связи с этим возникает необходимость в численном выражении измерения и оценки качества продукции.
Квалиметрия от лат. «квали» - «какой» и др. - гр. «метрео» - «мерить, измерять». Развитие квалиметрии происходит по двум основным направлениям.
1.Прикладная квалиметрия - осуществляет разработку методик по оценке качества.
2.Теоретическая квалиметрия рассматривает вопросы методологии и оценивания качества объекта.
Основными целями квалиметрии являются:
1) создание методов определения численных значений показателей качества, обработка данных и определение требований, обеспечивающих точность вычислений;
2) создание перечня методов определения наиболее оптимальных значений показателей качества продукции;
3) обоснование выбранного перечня показателей качества продукции при разработке способов повышения качества и запланированной стандартизации;
4) определение единых методов оценки уровня качества продукции для возможности сопоставления результатов;
5) определение единых методов оценки отдельных свойств продукции.
|
Для определения качества продукции используют три независимых друг от друга понятия.
- Качество продукции — свойства продукции, определяющие ее способность удовлетворять потребности, связанные с назначением продукции.
- Главное (единичное) качество продукции - определяет одно, первостепенное свойство продукции и определяет потребительную стоимость.
- Интегральное качество продукции - определяется совокупностью всех свойств (экономических, эстетических и функциональных) продукции.
Методы определения показателей качества продукции следующие.
- Измерительный метод - данные о продукции получают путем использования технических средств измерений. С помощью данного метода определяют физические параметры (скорость, масса, геометрические размеры и т. д.).
- Расчетный метод - основан на обработке информации, полученной путем теоретических и эмпирических зависимостей, и служит для определения мощности, массы, производительности и т. д.
- Органолептический метод - основан на восприятии органов чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние) и выражается в баллах. С помощью данного метода определяют показатели качества парфюмерной, табачной, кондитерской и других видов продукции.
- Традиционный метод - проводится компетентными специалистами в лабораториях, на испытательных стендах и т.д.
Экспертный метод - проводится специалистами – экспертами (дизайнерами, товароведами, дегустаторами и т. д.).
Социологический метод - непосредственное использование продукции потребителем и сбор информации о качестве продукции путем анкетирования, выставок, конференций и т. д.
|
Номенклатура показателей качества продукции.
- Показатели назначения - характеризуют свойства продукции, определяющие функции, для которых она предназначена.
При определении показателей назначения учитывают:
- цель выполняемой оценки;
- условия эксплуатации или применения продукции;
- назначение продукции.
В группу показателей назначения входят подгруппы:
- показатели структуры и состава - химический состав, структура, комплектующие изделия;
- классификационные показатели - зависят от специфики продукции;
- показатели технического совершенства - отражают актуальность принятого при создании продукции технического решения.
- Показатели надежности определяют свойства продукции сохранять заданные параметры качества в процессе эксплуатации, ремонта, транспортирования и т. Д.
К показателям надежности относятся:
- сохраняемость - свойство сохранять заданные параметры качества в процессе хранения и транспортирования;
- ремонтопригодность - свойство продукции к обнаружению, предупреждению и устранению отказов и повреждений;
- безотказность — свойство продукции сохранять работоспособность определенный промежуток времени;
- долговечность - показатели, определяющие ресурс или срок службы продукции.
- Основные показатели технологичности — себестоимость, трудоемкость, материалоемкость.
- Относительные показатели технологичности - коэффициент использования материала.
- Показатели технологичности характеризуют эффективность принятых при производстве и эксплуатации продукции конструктивно—технологических решений.
|
- Показатели стандартизации и унификации обусловлены уровнем использования в изделии стандартных узлов и деталей, а также степенью их унификации.
Показатели стандартизации и унификации выражаются:
- коэффициентом применяемости;
- коэффициентом повторяемости;
- коэффициентом унификации.
- Показатели транспортабельности - свойство продукции сохранять показатели качества в процессе перемещения, не связанного с эксплуатацией.
Прямые показатели транспортабельности - затраты на подготовку к транспортированию, транспортирование и подготовка к эксплуатации после транспортирования.
- Эргономические показатели характеризуют степень взаимодействия человека с изделием.
Эргономические показатели включают:
- антропометрические - соответствие размерам тела человека;
- гигиенические — уровень шума, освещенность, токсичность и т. д.;
- физиологические - соответствие физическим возможностям человека;
- психофизиологические - учитывают возможности органов чувств человека;
- психологические - учитывают особенности нервной системы человека.
- Эстетические показатели характеризуют композицию, форму и рациональность продукции.
- Патентно—правовые показатели характеризуют патентную защиту новых технологий.
К патентно—правовым показателям относятся:
- показатель патентной защиты указывает на использование в изделии, произведенном в нашей стране, изобретений, признанных в России и за ее пределами;
- показатель патентной чистоты указывает на возможность реализации изделий в России и за рубежом.
- Показатели однородности характеризуют неизменность параметров продукции при серийном изготовлении.
- Показатели устойчивости - способность продукции сохранять свои свойства при взаимодействии в процессе эксплуатации с вредной средой.
- Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду и человека, возникающий в момент эксплуатации продукции.
- Показатели безопасности определяют в процессе эксплуатации для обслуживающего персонала.
- Экономические показатели определяют затраты на разработку, производство и эксплуатацию продукции.
Задание 1. Ознакомиться с понятием качество.
Задание 2. Изучить методы оценки качества.
Задание 3.Изучить показатели качества продукта.