Тема 2. Понятие качества продукции




 

Цель занятия: Сформировать у студентов знания о качестве продукта и его определении.

Задачи: Изучить методы оценки качества.

Изучить показатели качества продукции.

Качество продукции или услуг - это определенный перечень показателей свойств продукции или услуги, благодаря которым они способны удовлетворять необходимые потребности потребителя при их использовании и эксплуатации, включая уничтожение и утилизацию.

В наше время такие понятия, как рентабельность, эффективность, производительность, цена, прибыль тесно связаны с показателями качества выпускаемой продукции. Качество становится объектом планирования на всех уровнях государства. В связи с этим возникает необходимость в численном выражении измерения и оценки качества продукции.

Квалиметрия от лат. «квали» - «какой» и др. - гр. «метрео» - «мерить, измерять». Развитие квалиметрии происходит по двум основным направлениям.

1.Прикладная квалиметрия - осуществляет разработку методик по оценке качества.

2.Теоретическая квалиметрия рассматривает вопросы методологии и оценивания качества объекта.

Основными целями квалиметрии являются:

1) создание методов определения численных значений показателей качества, обработка данных и определение требований, обеспечивающих точность вычислений;

2) создание перечня методов определения наиболее оптимальных значений показателей качества продукции;

3) обоснование выбранного перечня показателей качества продукции при разработке способов повышения качества и запланированной стандартизации;

4) определение единых методов оценки уровня качества продукции для возможности сопоставления результатов;

5) определение единых методов оценки отдельных свойств продукции.

Для определения качества продукции используют три независимых друг от друга понятия.

- Качество продукции — свойства продукции, определяющие ее способность удовлетворять потребности, связанные с назначением продукции.

- Главное (единичное) качество продукции - определяет одно, первостепенное свойство продукции и определяет потребительную стоимость.

- Интегральное качество продукции - определяется совокупностью всех свойств (экономических, эстетических и функциональных) продукции.

Методы определения показателей качества продукции следующие.

- Измерительный метод - данные о продукции получают путем использования технических средств измерений. С помощью данного метода определяют физические параметры (скорость, масса, геометрические размеры и т. д.).

- Расчетный метод - основан на обработке информации, полученной путем теоретических и эмпирических зависимостей, и служит для определения мощности, массы, производительности и т. д.

- Органолептический метод - основан на восприятии органов чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние) и выражается в баллах. С помощью данного метода определяют показатели качества парфюмерной, табачной, кондитерской и других видов продукции.

- Традиционный метод - проводится компетентными специалистами в лабораториях, на испытательных стендах и т.д.

Экспертный метод - проводится специалистами – экспертами (дизайнерами, товароведами, дегустаторами и т. д.).

Социологический метод - непосредственное использование продукции потребителем и сбор информации о качестве продукции путем анкетирования, выставок, конференций и т. д.

Номенклатура показателей качества продукции.

- Показатели назначения - характеризуют свойства продукции, определяющие функции, для которых она предназначена.

При определении показателей назначения учитывают:

- цель выполняемой оценки;

- условия эксплуатации или применения продукции;

- назначение продукции.

В группу показателей назначения входят подгруппы:

- показатели структуры и состава - химический состав, структура, комплектующие изделия;

- классификационные показатели - зависят от специфики продукции;

- показатели технического совершенства - отражают актуальность принятого при создании продукции технического решения.

- Показатели надежности определяют свойства продукции сохранять заданные параметры качества в процессе эксплуатации, ремонта, транспортирования и т. Д.

К показателям надежности относятся:

- сохраняемость - свойство сохранять заданные параметры качества в процессе хранения и транспортирования;

- ремонтопригодность - свойство продукции к обнаружению, предупреждению и устранению отказов и повреждений;

- безотказность — свойство продукции сохранять работоспособность определенный промежуток времени;

- долговечность - показатели, определяющие ресурс или срок службы продукции.

- Основные показатели технологичности — себестоимость, трудоемкость, материалоемкость.

- Относительные показатели технологичности - коэффициент использования материала.

- Показатели технологичности характеризуют эффективность принятых при производстве и эксплуатации продукции конструктивно—технологических решений.

- Показатели стандартизации и унификации обусловлены уровнем использования в изделии стандартных узлов и деталей, а также степенью их унификации.

Показатели стандартизации и унификации выражаются:

- коэффициентом применяемости;

- коэффициентом повторяемости;

- коэффициентом унификации.

- Показатели транспортабельности - свойство продукции сохранять показатели качества в процессе перемещения, не связанного с эксплуатацией.

Прямые показатели транспортабельности - затраты на подготовку к транспортированию, транспортирование и подготовка к эксплуатации после транспортирования.

- Эргономические показатели характеризуют степень взаимодействия человека с изделием.

Эргономические показатели включают:

- антропометрические - соответствие размерам тела человека;

- гигиенические — уровень шума, освещенность, токсичность и т. д.;

- физиологические - соответствие физическим возможностям человека;

- психофизиологические - учитывают возможности органов чувств человека;

- психологические - учитывают особенности нервной системы человека.

- Эстетические показатели характеризуют композицию, форму и рациональность продукции.

- Патентно—правовые показатели характеризуют патентную защиту новых технологий.

К патентно—правовым показателям относятся:

- показатель патентной защиты указывает на использование в изделии, произведенном в нашей стране, изобретений, признанных в России и за ее пределами;

- показатель патентной чистоты указывает на возможность реализации изделий в России и за рубежом.

- Показатели однородности характеризуют неизменность параметров продукции при серийном изготовлении.

- Показатели устойчивости - способность продукции сохранять свои свойства при взаимодействии в процессе эксплуатации с вредной средой.

- Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду и человека, возникающий в момент эксплуатации продукции.

- Показатели безопасности определяют в процессе эксплуатации для обслуживающего персонала.

- Экономические показатели определяют затраты на разработку, производство и эксплуатацию продукции.

Задание 1. Ознакомиться с понятием качество.

Задание 2. Изучить методы оценки качества.

 

Задание 3.Изучить показатели качества продукта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: